RSS Распечатать

Моральный кодекс профессионального поведения похоронного директора. Об уместности американского опыта в российской похоронной культуре. Сергей Якушин

В современном обществе под влиянием исторических, религиозных традиций, деликатного и уважительного отношения к усопшим, деятельности органов здравоохранения по защите людей от инфекционных заболеваний, захоронение человеческих останков - прерогатива профессионалов - организаторов похорон. В Европе и Америке эта профессия называется похоронный директор.
Похоронный директор оказывает услуги гражданам в один из самых тяжелых и трудных периодов жизни человека. Люди обращаются к его помощи потому, что у семьи, понесшей утрату, нет ни навыков, ни специальных приспособлений, необходимых для погребения усопшего и выполнения большого числа соответствующих формальностей. Для оказания этих услуг требуются специальные знания погребальных обрядов и ритуалов. Обладать знаниями и навыками по организации траурных обрядов и ритуалов - задача несложная. Усвоить сумму знаний легко. Смею утверждать, что самое трудное в профессии похоронщика - это проникновение в социально-психологическую сферу похоронного сервиса, принятие морально-нравственных, этических норм.
Говоря о том, какими качествами должен обладать похоронный директор, можно безошибочно утверждать, что, в первую очередь, это должен быть сервисный человек. Похоронная услуга - высокоспециализированная услуга, которая требует от работника умения в общении с клиентами сохранять психологическую симметрию. Похоронный директор не может быть «под клиентом», ему нельзя идти на поводу у психически сломленного горем человека. Известные торговые лозунги: «любой каприз за Ваши деньги», «все, что изволите» - это неприемлемые маркетинговые приемы в похоронке. Не может быть эффективной и другая крайность - быть «над клиентом», вести себя свысока, надменно, безапелляционно, повелительно, используя в своих корыстных целях зависимое положение убитых горем заказчиков.

ДОБРОДЕТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Европейские и американские психологи, исследующие профессиональное поведение похоронных директоров, едины во мнении: единственным верным стилем поведения людей, занятых похоронным сервисом, должно быть только симметричное, паритетное общение с клиентом, наполненное достоинством, нравственностью, уважением к заказчику, и мотивированное светлой памятью к усопшему. В этом многие исследователи видят главную составляющую профессионализма похоронщика. Если работник не имеет навыков честного, до-бродетельного поведения и не видит необходимости в духовной составляющей в этой специфической, в каком-то смысле избранной профессии, он не должен работать в похоронке.  
Считается, что при оказании печальных услуг организатор похорон должен искренне, без искусственной театральности, сопереживать понесенной утрате и горю, проявляя чуткость к чужой беде. Работник похоронного бюро обязан давать такие профессиональные консультации людям, понесшим утрату, и вести себя таким образом, чтобы наиболее полно соблюдать интересы похоронного дома. Вместе с тем, он должен действовать в максимально полном соответствии с желаниями родственников покойного. В России похоронный персонал к этому обязывает закон «О защите прав потребителей». От того, каким образом похоронный директор подойдет к выполнению двуединой задачи, зависит не только собственный успех, но и отношение общественности к его профессии.
Не секрет, отношение населения к похоронщикам во всех странах нельзя считать положительным. Осознавая важность похоронного сервиса, люди, тем не менее, воспринимают представителей похоронной сферы настороженно, отчасти со страхом, нередко брезгливо, уничижительно. Большинство, разумеется, никогда не хотели бы иметь с похоронщиками дела, не сидеть в ресторане за одним столиком, не быть в одной ложе в театре, не летать одним самолетом… Современные люди мало чем отличаются от предков - во все века нашу профессию не любили, а могильщики и гробовщики были людьми второго сорта.
Поскольку в обществе накоплено немало предрассудков и предвзятости, любые профессиональные действия похоронного директора и даже внешний вид, голос, тон, косметика, цвет галстука находятся под пристальным и, чаще всего, тенденциозным наблюдением со стороны заказчиков. Такое их поведение продиктовано не только настороженным взглядом общества на похоронную профессию, но также их внутренним состоянием душевного расстройства, связанным с горем. Смерть близкого настолько парализует человека, что не оставляет ему часто возможности мыслить и поступать по законам здравого смысла. Их действия, мнения, решения подчас бывают неадекватны. Психотерапевты считают эти состояния нормой, поскольку подавляющее большинство людей ведут себя в минуты потери близких одинаково. Вместе с тем, в медицинских учреждениях пациентов, нуждающихся в терапии горя, называют условно больными. Статус временно больного позволяет клиентам похоронного дома совершать поступки, которые в обычных жизненных условиях они никогда не смогли бы совершить по причине этических норм и законов морали.   

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА
Итак, этическая, моральная компонента в профессии похоронщика - это тот краеугольный камень, который, собственно, составляет ее стержень. Этика - наука о нравственности и долге. Предметом ее изучения является мораль, а непосредственной целью - добродетельное поведение. Она исследует различные аспекты прав и обязанностей. В сущности, этика представляет собой некий набор принципов поведения, лежащих в основе гармонии всех форм человеческих взаимоотношений. Чест-ное поведение является практической целью этики.

ЦЕЛЬ МОРАЛЬНОГО КОДЕКСА ПОХОРОНЩИКА
В отсутствии строго определенных правил, регулирующих отношения людей, человечество вынуждено пользоваться культурными традициями и обычаями в качестве правил поведения. Таким образом, цель морального кодекса похоронщика заключается в том, чтобы предложить оптимальные унифицированные правила поведения, которым должны следовать все профессиональные организаторы похорон. Ни в каком кодексе или другом документе нельзя предусмотреть все нюансы и особенности, с которыми сталкиваются организаторы похорон. Например, американский похоронный кодекс - это обширный документ, брошюра из 70 страниц. В преамбуле морального кодекса похоронщиков США, например, указывается, что кодекс разработан для того, чтобы обозначить общую линию поведения при исполнении профессиональных обязанностей и дать определение тому, что следует считать этичным поведением в ситуациях, не предусмотренных существующими культурными традициями и обычаями. Сформулированная и одобренная профессионалами этика поведения должна наиболее полно служить интересам как общества, так и данной профессиональной категории.
Организатор похорон оказывает сложный комплекс услуг, среди которых обязательным является установление контакта не только с членами семьи покойного, но и с большим числом других частных лиц, учреждений и организаций. Расскажу коротко о том, какие этические вопросы считаются главными в американском кодексе. Этот документ готовили почти два года несколько десятков экспертов, в том числе известных психологов, философов, социологов, этиков, культурологов, юристов, социальных работников, театральных деятелей. В нем выделены 12 главных этических подходов в работе похоронного директора.
Впервые моральный кодекс похоронного директора США попал мне в руки больше двадцати лет назад. Тогда я работал собственным корреспондентом Агентства Печати Новости и по службе был хорошо знаком с руководителем российской службы «Голоса Америки» Гердом фон Деммингом. Когда я оказался в Америке, Герд познакомил меня со своим другом Ричардом Кэссити, с которым они в детстве играли в футбол и гоняли на велосипедах по дорожкам Нью-Йоркского кладбища. Ричард стал известным похоронным директором. Вместе со своим братом-близнецом сейчас он содержит несколько похоронных домов и танаторий. Помню, как в первый свой приезд мне, тогда еще советскому человеку, было интересно знать, как и по какой причине американские похоронщики добровольно соблюдают принятые не правительством и не конгрессом, а общественной организацией многие моральные обязательства.
В то время кодекс представлял собой один листок печатного текста. Когда спустя годы я вновь оказался в Нью-Йорке, мой знакомый похоронщик подтверждал свой статус похоронного директора - он сдавал экзамены, чтобы получить новую лицензию. Тогда он мне и передал увесистую многостраничную книжечку под названием «Моральный кодекс профессионального поведения похоронного директора». Прошло еще два года, когда я получил задание от Президиума Союза похоронных организаций и крематориев подготовить проект кодекса этики российских работников похоронной сферы. Ниже постараюсь в деталях рассказать об особенностях американского морального кодекса похоронщиков. Подчеркну, при получении лицензии каждый похоронный директор должен досконально изучить правила профессионального поведения и почти наизусть знать положения морального кодекса и все многочисленные правила этики и хорошего тона.

ОТНОШЕНИЯ С РОДСТВЕННИКАМИ ПОКОЙНОГО
Для клиентов американского похоронного директора очень большую роль играет наличие у него практического опыта. Его профессиональный долг - благоразумные и практичные консультации своим клиентам.
Похоронный директор в соответствии с пожеланиями родственников должен сообщить им точное время и место похорон, другие подробности проведения этой церемонии. Как правило, в круг его обязанностей входит достижение договоренностей со священнослужителем, который будет совершать обряд отпевания, работниками кладбища, на котором будет похоронен умерший. Следует предельно внимательно отнестись к таким вопросам, как принадлежность семьи покойного к определенной конфессии, порядку проведения обрядовых ритуалов, принятых в данной семье.
Руководствуясь соображениями морали при выборе ритуала, убранства, вида оформления траурного зала, похоронный директор должен учитывать и такой аспект, как финансовые возможности своих клиентов. После обращения родственников покойного или их представителей к похоронному директору он эвакуирует тело покойного в холодильник, оказывает весь комплекс санитарно-гигиенических услуг и производит все необходимые покупки в соответствии с пожеланиями и финансовыми возможностями родственников умершего. Похоронный директор не должен допускать финансовые расходы, выходящие за пределы пожеланий и финансовых возможностей родственников покойного, поскольку такое поведение указывает на отсутствие у него моральных принципов и должного профессионализма.
Перед тем, как родственники выберут тот или иной ритуал похорон, организатор похорон должен подробно рассказать им об этом ритуале, о затратах на его проведение и приобретение необходимых аксессуаров, которые предоставляются как самим организатором похорон, так и другими службами - кладбищами, флористами и тому подобными. Освещая эти вопросы, организатор похорон должен прямо и без утайки называть точные расценки на оказание таких ритуальных услуг. Кроме этого похоронный директор должен отвечать абсолютно на все вопросы или обсуждать темы, связанные с требованиями действующего законодательства или норм, предписанных в законодательном порядке.
Похоронный директор должен подробно рассказать родственникам о возможности получения ими страховых пособий в связи со смертью застрахованного, похоронных дотаций для таких категорий граждан, как лица, подпадающие под действие закона о социальном обеспечении, лица, состоящие на учете в ведомстве по делам ветеранов, ветераны вооруженных сил, члены профсоюзов, объединений и прочих организаций. Похоронный директор должен оказать помощь родственникам покойного при подготовке и заполнении всех бланков, необходимых для получения пособий и дотаций. Если для этого потребуются консультации специалистов узкого профиля, похоронный директор должен направить родственников покойного к таким специалистам за профессиональной консультацией.
После того, как родственники покойного примут решение о выборе ритуала похорон и приобретении необходимых аксессуаров, организатор похорон предоставляет им «Смету на товары и услуги», которую они должны утвердить и подписать. В этой смете указывается следующая информация: (1) цены на услуги и приобретаемые аксессуары, выбранные родственниками умершего и входящие в комплекс оказываемых услуг; (2) цены на каждый дополнительный аксессуар, не входящий в обслуживание и приобретаемые аксессуары; (3) точную цену каждого дополнительного товара, на приобретение которого организатор похорон получил разрешение родственников покойного.

Искажение фактической информации
Искажение фактической информации квалифицируется в США как отсутствие у похоронного директора моральных прин-ципов и должного профессионализма. Вся информация по любым вопросам, связанным с оказываемыми услугами, организацией похорон или возможными вариантами мест погребения, должна быть максимально полной и соответствовать действительности. В основе любой сделки лежит удовлетворение всех пожеланий клиентов, но это невозможно, если фактическая информация искажена.

Выполнение контрактных обязательств
Независимо от письменной или устной формы изложения организатор похорон обязан строго выполнять все достигнутые им соглашения и контракты. Если он этого не делает, это говорит об отсутствии у него моральных принципов и должного профессионализма.

Конфиденциальность отношений
При оказании услуг родственникам покойного организатор похорон часто узнает информацию конфиденциального характера. Факты, раскрывающие истинную причину смерти, сумму общих расходов на организацию и про-ведение похорон, источники финансирования и любую другую информацию личного характера следует обсуждать только с членами семьи умершего или их полномочными представителями. Конфиденциальность информации не должна нарушаться. Неспособность похоронного директора или его работников проявить должное благоразумие при соблюдении конфиденциальности - показатель отсутствия у него профессионализма.

Опека над имуществом
По характеру своей профессиональной деятельности похоронный директор нередко становится хранителем личного имущества умершего или его родственников. Хранение имущества, представляющего материальную или семейную ценность, является временной формой попечительства. Отчуждение этого имущества следует сделать в самые кратчайшие сроки,  в полном соответствии с пожеланиями родственников умершего.

Отношение к передаче органов, тканей для пересадки или тела покойного в качестве донорского материала
Членам Национальной ассоциации похоронных директоров настоятельно рекомендуется всячески поддерживать желание родственников умершего передать какие-либо органы, ткани или тело умершего в качестве донорского материала, если существует реальная потребность в этих органах или тканях и они могут быть использованы в медицинских целях. Здесь следует подчеркнуть, что с тех пор, как программа анатомических пожертвований в США возведена в ранг государственной политики, спасены десятки тысяч жизней. Заметную роль в этой значимой деятельности играют похоронные директора.

ОТНОШЕНИЯ С ДУХОВЕНСТВОМ
Уважительное отношение к религиозным конфессиям и обычаям - это непреложный постулат в работе похоронщика

Похороны неразрывно связаны с религиозными обрядами. Поэтому важнейшей обязанностью похоронного директора является почтительное и предусмотрительное отношение к существующим обычаям и траурным церемониям всех религиозных конфессий. Похоронный директор обязан осознать и проникнуться теми религиозными обрядовыми действиями, которые приняты у его клиентов, и привести оказываемые им услуги в соответствие с их вероисповеданием и ритуалами.

Почтительное отношение к служителям культов
Перед проведением похорон похоронный директор должен выяснить, если он этого не знает, кто является пастором, священником или раввином умершего или его родственников. Похоронный директор должен убедиться в том, что этому священнослужителю сообщили о смерти его прихожанина. Если это не было сделано, организатор похорон должен порекомендовать родственникам покойного сделать это.
Если священнослужитель проводит панихиду не в церкви, а в каком-либо другом месте, его пожелания и просьбы следует, по мере возможностей, выполнять в полном объеме, кроме тех случаев, когда просьбы служителя культа относятся к таким символам веры, которые вызывают противодей-ствие со стороны родственников умершего.
Если священнослужитель проводит панихиду в церкви, в основе этой службы должны быть правила и порядки, установленные в этой церкви. Все возражения против каких-либо процедур со стороны родственников покойного должны быть доведены до сведения священнослужителя или соответствующего органа церковной власти заблаговременно и до их фактического проведения.
Похоронный директор должен находиться в состоянии постоянной готовности удовлетворять просьбы родственников покойного, которых он обслуживает, и, в случае необходимости получения ими консультаций по религиозным вопросам, он должен направить их к соответствующему эксперту по таким вопросам.
При решении вопроса о гонораре или вознаграждении священнослужителя следует вниматель-
но отнестись к его пожеланиям. Если организатор
похорон берет на себя ответственность за выплату
гонорара по распоряжению родственников умершего, в целях учета желательно требовать расписку в получении денег. Если священнослужитель отказывается от гонорара, об этом следует поставить в известность родственников умершего, чтобы они смогли как-либо иначе выразить свою благодарность.

ОТНОШЕНИЯ С МЕДИЦИНСКИМИ РАБОТНИКАМИ И БОЛЬНИЧНЫМ ПЕРСОНАЛОМ
Выполнение требований законодательства по вопросам здравоохранения и других подзаконных актов и постановлений
Лицензия, которая выдается специалистам по организации похорон, предусматривает, что такие специалисты осуществляют свою профессиональную деятельность в рамках действующей системы здравоохранения, несут юридическую ответственность за исполнение законодательства по вопросам здравоохранения и других подзаконных актов и постановлений. Кроме этого, они несут общую с медицинскими работниками и больничным персоналом профессиональную ответ-ственность за сотрудничество с представителями других профессий и содействие всем мерам по охране общественного здоровья. Профессиональная вежливость, такт и благоразумие должны быть отличительными чертами работников этой профессии.

Информация о причине смерти
Организатор похорон и врач-ординатор вместе заполняют и подписывают свидетельство о смерти. Максимально тесное сотрудничество при оформлении этого документа является показателем профессионализма.
Судебно-медицинский эксперт, врач-терапевт (или следователь, ведущий дела о насильственной или скоропостижной смерти, при наличии у последнего соответствующих юридических полномочий) являются последней инстанцией, устанавливающей причину смерти. Все вопросы, имеющие отношение к причине смерти, как и другая информация медицинского характера, подлежат обсуждению только с этими специалистами. Информация, содержащаяся в свидетельстве о смерти, носит конфиденциальный характер и может обсуждаться только с врачом-терапевтом, родственниками умершего или уполномоченными официальными лицами. Несдержанность при обсуждении этих вопросов является показателем отсутствия профессионализма и может поставить родственников покойного в неловкое положение или же нанести им ущерб.

Отношение к вскрытию
Вскрытие трупа является важнейшим источником получения новых медицинских знаний. Неоправданное противодей-ствие вскрытию со стороны похоронного директора говорит об отсутствии у него должного профессионализма.
В действительности довольно часто вскрытие становится причиной задержки проведения похорон и доставляет определенные неудобства как родственникам умершего, так и похоронному директору. Тем не менее, эти трудности могут быть сведены к минимуму в ходе сотрудничества между организатором похорон и патологоанатомом, основанном на взаимопонимании.
Вопросы, имеющие отношение к вскрытию тела, должны решаться такими специалистами, как семейный врач, патологоанатом, следователь, ведущий дела о насильственной или скоропостижной смерти, или судебно-медицинский эксперт.

Похоронный директор, выступающий в качестве следователя, ведущего дело о насильственной или скоропостижной смерти 
Похоронный директор, являющийся одновременно и следователем, ведущим дело о насильственной или скоропостижной смерти, ни в коем случае не освобождается от своих профессиональных обязанностей, предусмотренных «Моральным кодексом профессионального поведения похоронных директоров». Независимо от того, является ли организатор похорон одновременно следователем, ведущим дело о насильственной или скоропо-стижной смерти, или нет, он не вправе использовать свой служебный кабинет для допросов, если против этого выступают родственники покойного, или в результате этого оказывается давление на родственников при выборе ими организатора похорон. В противном случае это является показателем отсутствия у него моральных принципов.

ОТНОШЕНИЯ С АДМИНИСТРАЦИЕЙ КЛАДБИЩ И КРЕМАТОРИЕВ
Работа похоронного директора невозможна, если он не урегулирует все необходимые вопросы с администрацией кладбища или крематория, на которых остановили свой выбор родственники покойного. Администрации кладбища должна быть передана полная информация о точном времени проведения похорон, гробе, в котором будет похоронен умерший, и прочая информация, имеющая прямое отношение к подготовке кладбища к предстоящему погребению. Администрация крематория должна быть проинформирована о желании родственников кремировать тело умершего, чтобы назначить точное время кремации.
Если похоронный директор взял на себя ответственность за оплату услуг работников кладбища или крематория, он обязан вовремя оплатить эти услуги, чтобы нерешенность этого вопроса не могла в дальнейшем отвлечь как родственников умершего, так и самого организатора похорон.

ОТНОШЕНИЯ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И ОБЩЕСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
Отношения с лицензионной комиссией

Комиссия по вопросам лицензирования и соблюдения дисциплинарных норм организаторами похорон и специалистами по бальзамированию была учреждена в соответствии с действующим в США законодательством. Она регулирует существующую практику бальзамирования и организации похорон, которые должны способствовать защите здоровья и социального обеспечения граждан. Правила и положения этой комиссии обладают силой закона. Уважительное отношение к этому официальному органу лицензирования и строгое выполнение его правил и положений являются не только требованием закона, но и показателем профессионализма.

Отношения с другими организациями и учреждениями
Существует множество организаций и учреждений, в которые похоронный директор должен обращаться при проведении похорон и оказании услуг родственникам умершего. Если эти учреждения имеют какое-либо отношение к похоронному делу, организатор похорон обязан обладать полным объемом информации о роде их деятельности, полностью соблюдать их правила и положения, заниматься подготовкой и сбором необходимых документов и оказывать помощь своим клиентам при работе с ними. Показателем отсутствия у организатора похорон моральных принципов является его попытка посягнуть на исключительные права представителей смежных профессий.

ОТНОШЕНИЯ С ПРЕССОЙ И ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
Похоронный директор должен проявлять постоянную готовность к обсуждению с любым человеком вопросов, имеющих отношение к процедуре похорон. При малейшей возможности похоронный директор должен принимать самое активное участие в семинарах или дискуссиях, которые способствуют более глубокому пониманию общественностью вопросов, связанных со смертью, процедурой похорон и потерей близкого человека.
Профессионализм часто проявляется в ходе общения с представителями прессы. Важно, чтобы в опубликованном в прессе некрологе содержалась строго дозированная информация общего содержания, не раскрывающая подробностей, которые родственники покойного хотели бы сохранить в тайне. Для этого похоронному директору часто необходимо проявлять особую осмотрительность и находчивость.
Краткое изложение обстоятельств смерти в газете может причинить вред. Недостаточное освещение заслуг покойного и того высокого положения, которое он занимал в обществе, способны умалить действительно выдающиеся заслуги этого достойного человека. Похоронный директор способствует формированию максимально высокой общественной оценки заслуг покойного и его родственников через прессу, предоставляя полную фактическую информацию, способствующую формированию такого отношения со стороны общественности.

УВАЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПОКОЙНОМУ
При подготовке тела умершего к похоронам принято проявлять к нему такое же отношение и заботу, как будто умерший является близким родственником специалиста по бальзамированию или организатора похорон. Тело, доверяемое заботам похоронного бюро, представляет собой останки любимого человека, который при жизни пользовался любовью и уважением родственников и друзей. Похоронный директор и все его подчиненные должны помнить об этом постоянно.
При подготовке тела к похоронам доступ к нему может быть разрешен только работникам похоронного бюро или лицам, имеющим соответствующее разрешение родственников покойного.
Гениталии покойного при любых обстоятельствах должны быть прикрыты.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ПОМЕЩЕНИИ, ГДЕ ПРОВОДИТСЯ ГРАЖДАНСКАЯ ПАНИХИДА
Похоронный директор несет ответственность за организацию работы зала прощания, где проводится гражданская панихида. Законодательство дает ему не только эту привилегию, но и налагает на него соответствующую юридическую ответственность. В его обязанности входит такая организация работы сотрудников в помещении, где проводится гражданская панихида, которая бы в максимальной степени отвечала интересам общества и установленным нормам профессионального поведения.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РАБОТОДАТЕЛЕМ И ЕГО РАБОТНИКАМИ
Похоронный директор и его работники несут общую ответ-ственность за формирование и поддержание добрых рабочих отношений. Атмосфера дружелюбия максимально способствует эффективности и повышению качества услуг населению.
Время от времени все работники похоронного бюро так или иначе вступают в контакт с общественностью, и на организатора похорон возлагается ответственность за то, чтобы все его работники были подготовлены к выполнению своих профессиональных обязанностей. Кроме этого, его работники смогут справляться со своими задачами более эффективно, если им будет предоставлена соответствующая гарантия занятости у данного предпринимателя, если их труд будет достойно оплачиваться и если эти работники будут четко понимать, что у них есть реальная возможность карьерного роста и увеличения своих доходов при условии, что они сумеют заслужить большее доверие.
Вместе с тем, каждый отдельный работник несет определенные обязательства перед похоронным директором. Так как в глазах общественности он является представителем своего работодателя, его действия и поступки способны как укрепить, так и подорвать репутацию похоронного дома. Внешность и поведение работников должны быть безупречны. Отказ от ношения униформы, фирменной одежды, аксессуаров установленного образца или пренебрежительное отношение к форме, неряшливый вид квалифицируются как нелояльность к фирме и отсутствие профессионализма. Ношение униформы - непреложная часть правил внутренного распорядка, обязательных к выполнению. Если работник не подчиняется правилам фирмы, в которой служит, он, по законам Штатов, должен быть уволен, поскольку таким поведением наносит моральный ущерб фирме и работодателю. Работники обязаны соблюдать лояльность по отношению к своему работодателю, проявлять усердие и прилежание и выполнять свою работу как можно лучше, тем самым соответствуя требованиям, предъявляемым им со стороны собственника/менеджера. В основе эффективных отношений между работодателем и его работниками лежат взаимоуважение и забота о благополучии друг друга.
Показателем отсутствия моральных принципов и долж-ного профессионализма как у работодателя, так и у его работников является использование ими конфиденциальной информации или документов в ущерб друг другу как при совместной работе, так и по ее окончании.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ НАСТАВНИКОМ И УЧЕНИКОМ
Взаимоотношения между наставником и учеником представляют собой отдельную сторону в отношениях между работодателем и работником, на которые распространяются взаимные обязательства сторон, изложенные в предыдущем разделе при описании отношений между работодателем и его работниками. Кроме этого, существуют и отношения между преподавателем и учеником, которые налагают дополнительную ответственность.
Практическая подготовка будущих специалистов по бальзамированию и организаторов похорон является отдельной и чрезвычайно важной частью их образования. Наставник обязан показать на практике все этапы похоронной службы и дать возможность своему ученику постепенно выполнять все большие по объему обязанности. Кроме этого, ученик должен понять и усвоить существующие моральные принципы своей профессии.
Ученик должен использовать все возможности для углубления своих профессиональных знаний и умений, прилежно применяя их на практике при исполнении своих профессиональных обязанностей. Ученики должны пользоваться любой возможностью принять практическое участие во всех этапах подготовки, проведения и управления деятельностью помещения для гражданской панихиды. Черновая подготовительная работа часто имеет очень большое значение, и к ней следует относиться так же внимательно, как и к другим обязанностям.
Залогом высокого уровня профессиональной подготовки является взаимное уважение между наставником и учеником. Небрежное исполнение своих обязанностей со стороны наставника указывает на отсутствие у него моральных прин-ципов и должного профессионализма.

ПРАВИЛА СОДЕРЖАНИЯ ЗАЛА ПРОЩАНИЯ
Для успешного ведения бизнеса похоронный директор должен содержать помещение для прощаний в таком состоянии, которое бы соответствовало требованиям, предъявляемым общественностью, и вызывало бы одобрение общества. В частности, похоронный директор обязан соблюдать все требования органов здравоохранения по охране здоровья как его работников, так и общественности.

ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ
Во всех заполняемых документах должна содержаться полная и соответствующая действительности информация о проведенной деятельности. Показателем отсутствия моральных принципов является утаивание какой-либо информации или внесение дополнений в счета-фактуры или другую отчетную документацию. Тесное сотрудничество представителей этой профессии друг с другом по всем направлениям деятельности находит полную поддержку и одобрение со стороны общественности и не лишает ни одного похоронного директора его законной доли прибыли, получаемой в результате профессиональной деятельности.

УВАЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ВЫБОРУ ПОХОРОННОГО ДИРЕКТОРА РОДСТВЕННИКАМИ УМЕРШЕГО
Часто похоронный директор сталкивается с отсутствием единого мнения всех родственников покойного при выборе ими похоронного бюро. По правилам профессиональной этики и хорошего тона все организаторы похорон, участвующие в этом процессе, должны отказать таким клиентам в оказании услуг до тех пор, пока они не сделают окончательный выбор похоронного директора. В подобных ситуациях ни один из этих похоронных директоров не должен предпринимать никаких попыток оказать давление на родственников покойного, в противном случае это будет являться показателем отсутствия моральных принципов.
После получения похоронным директором, к услугам которого решили прибегнуть родственники покойного, заявки о перемещении останков с места несчастного случая или при каких-либо иных сопоставимых обстоятельствах, он должен сделать это надлежащим образом и в максимально сжатые сроки. В этом случае не взимается никакая плата, кроме оплаты за транспортировку останков, и ни о какой дополнительной плате не может идти речь вплоть до момента установления более тесного контакта с родственниками умершего.
При появлении, по не зависящим от похоронного директора обстоятельствам, дополнительных затрат, их размер не должен превышать обычные расходы по оплате подобных услуг, которые приняты в данной местности. Если в перемещении останков принимают участие два организатора похорон, их профессиональный долг заключается в том, чтобы оплата этих услуг была приемлемой для родственников и друзей умершего. Именно в таком отношении и выражается сплоченность и солидарность представителей данной профессии.

ПОХОРОНЫ ПРИ СОЛИДАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСКОЛЬКИХ ПОХОРОННЫХ ДИРЕКТОРОВ
Случаи, предусматривающие кооперацию нескольких похоронных директоров по транспортировке, эвакуации, репатриации

Получив заявку на перемещение, подготовку и транспортировку покойного в другую местность от родственников умершего или другого похоронного директора на организацию перемещения, эти услуги следует оказывать с таким же усердием и старанием, как и при обслуживании собственных клиентов.
Родственники умершего, как правило, хотят, чтобы останки покойного были погребены как можно быстрее и обычно не соглашаются с какими-либо дополнительными затратами, кроме тех, которые связаны с транспортировкой и другим необходимым обслуживанием. У них есть право надеяться на то, что участвующие в этом процессе организаторы похорон будут сотрудничать друг с другом при любых обстоятельствах, если в такой кооперации появится необходимость.
Если смерть настигла человека в таком месте, где невозможно организовать похороны или дать телу умершего последний приют, и требуется совместное участие двух похоронных бюро, право на проведение основного объема работ следует передать тому организатору похорон, которого родственники покойного выберут для организации данных похорон. Могут появиться дополнительные расходы, связанные с необходимостью дополнительной транспортировки, телефонными звонками и прочими затратами, которые оплачиваются родственниками умершего. Однако в том случае, когда при совместном выполнении двумя организаторами похорон основного объема работ родственники покойного не станут заниматься дроблением общей суммы на две части или захотят оплатить услуги в месте захоронения тела усопшего, следует пойти навстречу их пожеланиям или предоставить определенные льготы. Родственники покойного должны оплачивать только полную стоимость оказанных услуг плюс дополнительные затраты, связанные с удаленностью погребения от места смерти. Сразу после уточнения деталей транспортировки останков похоронный директор, осуществляющий их транспортировку, должен немедленно сообщить эту информацию организатору похорон, который будет принимать перевозимое тело усопшего.
Если тело усопшего будет захоронено далеко от места проведения панихиды и возникнет потребность в использовании цинкового гроба, похоронный директор, отвечающий за проведение панихиды, должен обратиться к организатору похорон, отвечающему за погребение, с просьбой предоставить такой гроб. Обоснованием могут быть такие причины, как предоставление родственникам покойного возможности сэкономить деньги, исключив такие дополнительные расходы, как перемещение и транспортировка гроба к месту погребения. Отсут-ствие у похоронного дома технических возможностей для исполнения запросов заказчиков ни при каких обстоя-тельствах не должно  истолковываться как отсутствие профессионализма и не может быть препятствием к тому, чтобы прибегнуть к помощи коллег  для более полного и скорейшего удовлетворения клиентов. В кооперации с коллегами следует исходить из принципов честного, благоразумного, взаимоуважительного стиля поведения. 

Случаи помещения в морг и бальзамирования тела при транспортировке
При обращении коллег с просьбой о транспортировке и подготовке тела покойного к погребению показателем высоких моральных принципов и профессионализма является такое отношение к данной просьбе, которое вы сами хотели бы встретить, если бы оказались на месте обратившегося к вам коллеги. Эта работа должна быть выполнена в обычные сроки и за такую плату, которая считается общепринятой для подобных услуг в ваших местах.

Случаи использования морга, принадлежащего другому похоронному бюро
Во многих местах похоронные бюро разрешают своим коллегам пользоваться принадлежащими им моргами в знак профессиональной солидарности и для удобства родственников умершего. Вместе с тем, никогда не следует злоупотреблять такими привилегиями. Похоронный директор, не являющийся хозяином данных помещений, всегда должен считаться с интересами их владельца, строго соблюдая все его указания и выполняя те действия, на которых настаивает последний.
Денежная компенсация за использование работников и помещений моргов, принадлежащих одному из похоронных директоров, должна быть справедливой и разумной, и ее размер следует обсудить с родственниками покойного для того, чтобы им не пришлось платить двойную цену за ненужное, в сущности, избыточное обслуживание.
Неэтично и непрофессионально использовать помещение морга, принадлежащее другому похоронному бюро, для собственной рекламы или увеличения числа своих клиентов.
Показателем отсутствия моральных принципов является ситуация, при которой похоронный директор делает публичные заявления о возможности оказания услуг в данном месте, тогда как на самом деле он либо вообще не использует данное место, либо пользуется им нерегулярно.

ДИСКРЕДИТАЦИЯ ДРУГИХ ПОХОРОННЫХ БЮРО
Следует быть аккуратным в своих комментариях о деятельности других похоронных бюро. Ни в коем случае нельзя допускать инсинуаций, необоснованных заявлений или передергивания фактической информации с целью или намерением нанести ущерб другому похоронному бюро.
Неэтично и непрофессионально, если один похоронный директор делает или допускает какие-либо комментарии или публичные высказывания, дискредитирующие другого. Дискредитацией доброго имени другого похоронного бюро следует считать упоминания о случаях плохого исполнения им своих обязанностей, его неспособности выполнять условия контрактов или оказывать соответствующие услуги, его сомнительном финансовом положении, некомпетентности его работников и недостаточности имеющихся у него помещений и оборудования, методах его экономической деятельности, ценах, расценках и сроках, условиях найма на работу или других высказываний, способных привести или приводящих к дискредитации или вводящих в заблуждение. О случаях неэтичного поведения какого-либо похоронного директора может быть сообщено в его профессиональную ассоциацию или в распорядительный орган представителей этой профессии.

Когда подстрекают к преступлению
Показателем отсутствия у похоронного директора моральных принципов и должного профессионализма является попытка подтолкнуть клиентов к отказу от размещения заказа в другой фирме.
Перечитал подготовленный к печати  материал. Написал много. Но еще больше предстоит исследовать, проанализировать, распространить. Каждый пункт нуждается в дополнительном раскрытии и переносе, адаптации к нашим российским условиям. Первый шаг сделан. При-глашаю читателей журнала к дискуссии на тему профессиональной этики. Пока рано принимать наш российский кодекс этики. Важно, чтобы каждый похоронщик задумался, осознал важность соблюдения этических норм и присоединился к дискуссии на тему духовности, морали, нравственности, этики в похоронном сервисе, которую ведут вот уже 10 лет 60 профессиональных союзов похоронщиков на всех континентах.

Сергей ЯКУШИН, вице-президент Союза похоронных организаций и крематориев России, президент выставки «Некрополь», Москва


Тематики: журнал похоронный домсмертьпохороныпохоронное делокремация

01.06.2007


Делясь ссылкой на статьи и новости Полемики в соцсетях, вы помогаете нашему сайту. Спасибо!

Источник: http://polemika.com.ua/article-140548.html

Ваше имя*
Ваш E-mail*
Сообщение*
 

Для профессионалов похоронной отрасли

Опрос дня

Хотели бы вы заключить прижизненный договор?






  


События в мире

cae?uou
Яндекс.Метрика
Ni?aai?iee ?eooaeuiuo oneoa ?in?eooae