RSS Распечатать

Символ на обложке. ЛАМПАДА

Лампада - (от греч. lampas - род. п. lampados), масляный светильник (небольшой сосуд с фитилем, наполняемый деревянным маслом), зажигается перед иконами, на престоле и семисвечнике у православных и католиков. Лампадой в более обширном смысле называется в церковном уставе всякий сосуд с елеем (маслом), зажигаемым во время богослужения перед иконами, и этим названием светильники с горящим елеем отличаются от светильников с восковыми свечами - кадил.
Лампада - это образ вечного Света, символ нашего духовного союза с церковью и c Вселенной. Это обязательный обрядовый атрибут, используемый при погребении, на кладбище и дома.
Отделение света от тьмы было одним из первых актов творения. В конце времен, когда закончится история спасения, сам Бог будет Светом (Откр. 21:23) нового творения (21:5). Поэтому тема света проходит через все Священное Писание, а специально изготовленные светильники с самого начала ветхозаветного богослужения становятся необходимой принадлежностью скинии, а позже - Иерусалимского храма. Светильник прежде всего был символом присутствия Божия. Свет лампады или свечи символизирует светлое, радостное и теплое моление к Богу. «Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает» (Прит. 13:9).
Есть специальная молитва, читаемая при зажжении лампады: «Возжги, Господи, угасший светильник души моея светом добродетели и просвети мя, Твое создание, Творче и Благодетелю, Ты бо еси невещественный Свет мира, приими сие вещественное приношение: свет и огонь, и воздаждь ми внутренний свет уму и огнь сердцу. Аминь».
Свечи и лампады с елеем употреблялись в храмах еще в глубокой древности. Повеление устроить светильник из золота чистого с семью лампадами - одно из первых, данных Моисею Господом (Исх. 25,31-37).
Из апокрифической Книги Баруха: «Они (вавилоняне) повсеместно зажигают перед своими богами лампы, что они делают так же и лично для себя, ставя зажженные лампы богам, которые могут их видеть не больше, чем деревянные балки дома». В языческом Риме практиковалось то же самое. При раскопках в Риме христианских катакомб и усыпальниц найдено немало каменных столбиков, с углублением в верхнем конце. Эти столбики были не чем иным, как постаментами для лампад. Иногда вместо столбиков постаментами служили треножники или канделябры. В первобытной церкви делались из глины (преимущественно красной), из терракоты, позже - из бронзы.
Со времени торжества христианства в Римской империи церковные лампады часто были в высшей степени художественны и богаты. Лучшим произведением этого рода считается подвесная лампа, находящаяся ныне во владении потомков бывшего великого герцога Тосканского. Некоторые древние лампады имеют вид других фигур церковной символики: пальмы, голубя, агнца, короны, монограммы Иисуса Христа. Начиная с VI в. часто имеют форму равноконечного (четырехконечного) креста, изредка - «доброго пастыря», окруженного овцами, или круга, с поясными по краям изображениями 12 апостолов. На одной древней африканской лампаде имеется изображение двух агнцев, стоящих на двух четырехконечных крестах (символ Христа распятого, указывающий на происхождение лампад ранее V в.).
Лампады над могилами были эмблемами вечного света радости и благодати, которым будут наслаждаться праведники в обителях вечного блаженства; это выражают многие надписи, например: Luce nova fraeris, lux tibi Christus adest.
Горящие лампады, светильники служили символом водительства Божия. «Ты, Господи, светильник мой», - восклицает царь Давид (II Цар. XXII, 29). «Слово Твое - светильник ноге моей», - говорит он в другом месте (Пс. CXVIII, 105).
Из храма в дома ветхозаветных верующих перешло употребление светильников при субботних и других праздничных вечерях, особенно же на Пасху. Так как Господь Иисус Христос «в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот и спасение», тоже совершил Пасху, то можно предполагать, что и в горнице Сионской, которая представляет собой первообраз православных храмов, при первом совершении Святейшей Евхаристии, также горели светильники.
«Лампады и свечи суть, образ вечного Света, а также означают свет, которым сияют праведники», - говорит святой Софроний, Патриарх Иерусалимский (VII век).
В Библии говорится, что Моисей слышал глас Господа, глаголавшему к нему: «Моисее, Моисее! Рцы брату твоему Аарону, да возжигает предо Мною кандилы во дни и в ноши: сия бо угодна есть предо Мною и жертва благоприятна Ми есть».
И на Востоке, и на Западе чествование священных изображений выражалось в одинаковых формах: преклонении колен, целовании и возжигании свечей и лампад. Лампаду необходимо возжигать в 1-й день похорон; на 3, 9, 40-й дни, в годовщину смерти, Родительские дни и Троицу. Её устанавливают перед крестом, иконой или памятником с иконкой. Лампада должна гореть непрерывно всё то время, пока в доме находится покойник до погребения. У гроба лампадки ставятся по одной с каждой из 4-х сторон, тем самым символизируя Крест и изображая Божественный Свет, которым просвещен христианин в крещении. Перед иконой дома и в церкви горящая лампада знаменует то, что Закон Божий есть светильник человеку в его жизни.
Лампаду ставят в знак своей пламенной молитвы к Богу, просьб о снисхождении к умершему, близкому и дорогому человеку, об упокоении его души в загробном мире, когда хотят замолить грехи или прибегнуть к помощи Божией, Богородицы и святых угодников.


Тематики: журнал похоронный домпохоронный домсмертьпохороныпохоронное делосимвол

20.08.2007


Делясь ссылкой на статьи и новости Полемики в соцсетях, вы помогаете нашему сайту. Спасибо!

Источник: http://polemika.com.ua/article-140548.html

Ваше имя*
Ваш E-mail*
Сообщение*
 

Для профессионалов похоронной отрасли

Эпитафии

Опрос дня

Хотели бы вы заключить прижизненный договор?






  


События в мире

necropolist.narod.ru

cae?uou
Яндекс.Метрика
Ni?aai?iee ?eooaeuiuo oneoa ?in?eooae