Читатели не раз сообщали редакции о множестве проблем, связанных с оформлением прав на земельные участки под объекты похоронного назначения как вновь предоставляемых, так и уже существующих, но не оформленных в установленном порядке. По новым правилам, этот вопрос необходимо согласовывать с большим количеством инстанций. В связи с грядущей приватизацией кладбищ проблема стала еще острее. Каждому похоронщику хочется знать все тонкости, связанные с оформлением земли. Прежде всего, какой пакет документов необходим для осуществления процедуры.
Решение этой и других проблем, возникающих при приватизации земельных участ-ков, обсуждалось на семинаре «Основы земельного законодательства и практика подготовки документов для постановки земельных участков под похоронные комплексы на государственный кадастровый учет при регистрации прав на землю» в рамках выставки «Похоронный сервис» - 2005.
Наибольшую дискуссию вызвал вопрос о предоставлении земельных участков, необходимых для размещения новых мест погребения.
В семинаре принимали участие специалисты филиала Федерального кадастрового центра (ФКЦ) «Земля».
Основным направлением ФКЦ является создание административной системы (АС) государственного земельного кадастра (ГКЗ), включая разработку нормативно-правового, программного и информационного обеспечения автоматизированной системы, проведение исследований и разработок. Центр является головной организацией отрасли по созданию методологических основ ведения ГЗК. Совместно со своими региональными кадастровыми центрами ФКЦ «Земля» осуществляет научно-техническое сопровождение внедряемых информационных технологий и программных средств, а также обеспечение ее эксплуатации, является координатором международных проектов в области земельного кадастра и оценки земель. В сооттребования ветствии с распоряжением Министерства экономики ФКЦ «Земля» является единственным государственным поставщиком работ и услуг по созданию АС ГКЗ.
РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется Земельным кодексом Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 30 ЗК РФ, предоставление земельных участков для строительства из земельного фонда, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1. Без предварительного согласования мест размещения объектов.
2. С предварительным согласованием мест размещения объектов.
В связи с тем, что земельные участки для размещения мест погребения предоставляются как в городском (сельс-ком) поселении, так и за его чертой, возможны две вышеуказанные формы предоставления.
Предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке, правилами землепользования и застройки и в других случаях, перечисленных в п. 11 ст. 30 ЗК РФ.
Предоставление земельного участка юридическим и физическим лицам с предварительным согласованием места размещения объекта предоставляется на праве аренды, государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование, а религиозным организациям для строительства зданий (сооружений) - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий (сооружений).
Согласно ст. 31 ЗК РФ, юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строи-тельства объектов захоронения, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города (иного поселения) с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую природную среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами. При этом земельный участок должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
Вновь создаваемые места погребения обустраиваются только при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы и должны размещаться на расстоянии не менее 300 метров от границ селитебной территории.
Орган местного самоуправления или исполнительный орган государственной власти обеспечивает выбор земельного участка с учетом положений Федерального закона «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 № 8-ФЗ и Постановления главного государственного санитарного врача «О введении в действие СанПиН 2.1.1279-03» (вместе с санитарными правилами и нормами «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения СанПиН 2.1.1279-03») от 08.04.2003 № 35, при этом информирует:
- Население о предстоящем предоставлении земельных участков под места погребения;
- Землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия земельных участков для государственных нужд в связи с размещением места погребения;
- Собственников земельных участков о возможном выкупе земельных участков для государственных нужд в связи с размещением места погребения.
Результаты выбора земельных участков оформляются актами о выборе земельных участков для строительства и установлении его охранной и санитарно-защитной зоны, к которым прилагаются:
- Проекты границ земельных участков, утвержденные органом местного самоуправления;
- Расчеты убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков;
- Расчеты потерь сельскохозяйственного производства или потерь лесного хозяйства.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждает акты о выборе земельных участков, копии которых выдаются заявителю.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для размещения мест погребения, которому предшествуют мероприятия по территориальному землеустройству и которое действует в течение трех лет [п. 8 ст. 31 ЗК РФ].
После образования новых и упорядочения существующих объектов землеустройства, а также установления на местности границ земельных участков, закрепления этих границ межевыми знаками и определения их координат формируются землеустроительные дела в соответствии с требованиями Росземкадастра.
На основании утвержденной землеустроительной документации подготавливаются документы о межевании в соответствии с приказом Росземкадастра «Требования к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет», от 02.10.2002 г. № П/327.
Государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера. Государственный кадастровый учет является обязательным для всех форм собственности на земельные участки.
Для проведения кадастрового учета необходимо подать в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявку, право-устанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков, оформленные соответствующим образом. Документы с подчистками, приписками, зачеркнутыми словами, неоговоренными исправлениями, документы, написанные карандашом, имеющие серьезные повреждения, не позволяющие однозначно истолковать их содержание, не подлежат приему для проведения кадастрового учета.
Межевание - мероприятия по определению местоположения и границ земельного участка на местности. Документы о межевании оформляются в соответствии с «Требованиями к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет». Межевание земельных участков происходит с учетом их расположения в границах территориальной зоны.
Территориальная зона - часть территории, которая характеризуется особым правовым режимом использования земельных участков и границы которой определены при зонировании земель в соответствии с земельным, градостроительным, лесным, водным законодательством, законодательством о налогах и сборах, законодательством об охране окружающей природной среды и иным законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Получение заявок о проведении государственного кадастрового учета должно фиксироваться в книге учета документов и подтверждаться выдачей заявителям расписок о получении соответствующих документов.
Государственный кадастровый учет земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов), которые выдаются заявителям, формирование кадастровых дел. Плата за проведение государственного кадастрового учета с заявителей не взимается.
Единый государственный реестр земель предназначен для проведения государственного кадастрового учета и содержит сведения о существующих и прекративших существование земельных участках. Дата внесения в реестр считается моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета. Содержит следующие сведения:
- Кадастровые номера;
- Местоположение (адрес);
- Площадь;
- Категорию земель и разрешенное использование земельных участков;
- Описание границ земельных участков, их отдельных частей;
- Зарегистрированные вещные права и ограничения (обременения);
- Экономические и качественные характеристики;
- Наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками.
Кадастровая карта (план) представляет собой документ, в котором в графической и текстовой формах воспроизводятся сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре: о земельном участке (кадастровая карта земельного участка); о местоположении земельных участков и территориальных зон (дежурные кадастровые карты); обобщенные сведения о земельном фонде, об экономических, социальных, природных и иных, связанных с землей, процессах (производные кадастровые карты).
Кадастровое дело - совокупность скомплектованных в установленном порядке документов, подтверждающих факт возникновения или прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета.
Если в документах, поданных в органы, осуществляющие деятельность по ведению кадастра, содержатся противоречивые сведения или часть сведений вообще отсутствует, проведение учета приостанавливается, заявитель извещается об этом в письменной форме немедленно и с обоснованием причин приостановки, которая может длиться не больше месяца. Если в течение месяца заявитель не устраняет причины приостановления, то ему в письменной форме направляется отказ в проведении государственного кадастрового учета с указанием причин отказа.
Причины отказа постановки на государственный кадастровый учет:
1. С заявкой о проведении учета обратилось ненадлежащее лицо;
2. Представленные документы по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации;
3. При межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться учет, нарушены права смежных землепользователей;
4. Площадь земельного участка меньше минимального размера, установленного в соответствии с нормативными правовыми актами.
Отказ в проведении государственного кадастрового учета земельных участков или уклонение соответствующего органа от проведения учета могут быть обжалованы в суде.
Если при проведении государственного земельного кадастра были допущены технические ошибки, они долж-ны быть исправлены в пятидневный срок после их обнаружения и только в том случае, если их исправление не причинит ущерба и не нарушит законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц. Если существуют основания полагать, что исправление технических ошибок приведет к причинению вреда или нарушению законных интересов правообладателей земельных участков или третьих лиц, такое исправление производится на основании решения суда. Информация об исправлении технических ошибок в письменной форме должна быть направлена правообладателям земельных участков или третьим лицам.
ПОСТАНОВКА НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ
Постановка на государственный кадастровый учет земельных участков для размещения мест погребения осуществляется в соответствии с законом «О государ-ственном земельном кадастре» от 02.01.2000 г. № 28-ФЗ и проводится в течение месяца со дня подачи заявки.
После получения кадастрового плана земельного участ-ка администрация муниципального образования принимает решение о предоставлении земельных участков под размещение мест погребения, а в необходимых случаях и об изъятии земельных участков, попадающих под строительство. В этих случаях условия предоставления земельных участков должны предусматривать возмещение всех убытков, связанных с изъятием земельных участков у землепользователей, землевладельцев, расторжением или прекращением договоров аренды, а также возмещение потерь сельскохозяйственного производства (лесного хозяйства) при размещении объектов похоронного назначения на землях сельскохозяйственного назначения (лесного фонда).
Решение о предоставлении земельных участков под размещение мест погребения и кадастровые планы земельных участков являются основанием для заключения договора аренды, а для государственных и муниципальных учреждений основанием для выдачи свидетельств о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками. Религиозной организацией заключается договор безвозмездного срочного пользования земельным участком для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения на срок строительства этих зданий, строений, сооружений. После окончания строительства религиозным организациям предо-ставляются земельные участки в собственность, согласно ст. 36 ЗК РФ.
Предоставление земельного участка в собственность для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со ст. 30 ЗК РФ.
Согласно п. 4 ст. 30 происходят работы по формированию земельного участка, которые включают в себя:
- Подготовку проекта границ земельного участка и установление его границ на местности;
- Определение технических условий подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения;
- Принятие решений о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставления земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
- Публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
После проведения работ по формированию земельного участка, а также установления на местности границ земельного участка, закрепления этих границ межевыми знаками и определения их координат формируются землеустроительные дела на объекты землеустройства в соответствии с требованиями Росземкадастра.
В дальнейшем процедура предоставления земельного участка под строительство без предварительного согласования места размещения объекта совпадает с вышеуказанной процедурой предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта. Отличие состоит только в том, что после получения кадастрового плана земельного участка админи-страция муниципального образования принимает решение о проведении торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды или предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка.
Решение о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов является основанием заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя или заключения договора аренды земельного участка.
Следует отметить, что для оформления прав на земельные участки под объекты похоронного назначения существуют особенности, которые будут отражены более детально в методических рекомендациях, разрабатываемых филиалом Федерального кадастрового центра «Земля» Новосибирским региональным кадастровым центром «Земля».
Тамара ЧИСТЯКОВА, заместитель директора по научной и учебно-методической работе Новосибирского регионального кадастрового центра по Сибирскому округу «Земля»
#GALLERY#