В современном обществе в эпоху возрождения культуры и традиций погребения все чаще обсуждается проблема почтительного отношения к усопшим, уважения к личности при жизни и после смерти, достойного обращения с телом. «Достойное отношение к умершим» стало рекламным лозунгом многих похоронных компаний. Но, как известно, лозунги не всегда точно отражают действительность. Нередко фирмы прибегают к такой рекламной риторике, чтобы ввести в заблуждение клиентов относительно уровня своего сервиса, который в реальности далек от требований стандартов. Этими фирмами движет корысть, стремление вложить в дело как можно меньше средств, а получить как можно больше. Такой подход неизбежно приводит к противоречию интересов фирмы и клиента, нарушает права потребителя.
До тех пор, пока нет возможности выполнить завещательные пожелания усопшего, а также согласовать пожелания всех сторон, участвующих в погребении, «почтительное отношение» остается пустой риторикой. Что же подразумевает достойное отношение к усопшим, какое значение оно имеет? Эта небольшая статья - размышления на тему почтения и уважения.
ФИНАЛ ИЛИ НАЧАЛО
В 1974 году англичанин Пол Рамси написал очень важную статью на тему достоинства и смерти. Смысл его размышлений - отношение к умирающим людям, а не к умершим, то есть проблема умирания, а не смерти. Он поставил перед читателями вопрос: «Имеет ли смысл понятие «смерть с достоинством», «достойное отношение к умершим»?»1 Почему люди уделяют столько внимания «смерти с достоинством»? Рамси воспринимает смерть как глубоко негативное явление в процессе существования. «Смерть означает победу времени над нашей жизнью, мы никогда не сможем по-настоящему испытать чувство небытия, чем является смерть». Вместо того чтобы достойно относиться к умершим, Рамси призывает думать об уважении к умирающим. «Я боюсь не смерти, но зависимости, безнадежной боли, умирания, разложения» - цитата Общества эвтаназии (общества сторонников добровольной смерти), Великобритания.
Мы не можем испытать смерть, мы не знаем, что происходит в момент смерти. Пока мы живы, мы знаем, что смерть неизбежна, это осознание живет с нами и постоянно напоминает нам о себе, заставляя верно использовать отведенное нам время. Религиозные люди верят в жизнь после смерти. Они не согласны с такой постановкой вопроса, для них смерть - не финал, а лишь начало нового пути.
Рамси предполагает, что в момент смерти жизнь просто заканчивается, не имея никакого продолжения и назначения. Рамси призывает людей задуматься о проблемах умирания, а не возвеличивать смерть. Естественно, умирающий человек может испытывать любые чувства к своей смерти, в том числе уважение. По мнению Рамси, смерть не должна быть облечена достоинством, поэтому он назвал свою статью «Неуважение к «достоинству смерти». Этот заголовок предполагает, что люди обманывают сами себя, говоря о достойной смерти.
Возникает этический вопрос: корректно ли говорить о «достоинстве и смерти»? Не обманываем ли мы самих себя? Не было бы лучше, если бы мы говорили правду и признавали то, что смерть ужасна по своей сути? Можно признать, что «достоинство» имеет множество значений для разных людей и в разных контекстах.
УЙТИ С ДОСТОИНСТВОМ
Почтение к умершим скорее нужно рассматривать в контексте отношений живущих к умершим - родственников, друзей, окружающих. Достоинство должно отражать уважение к человеку, когда он еще был жив. Во многих обществах существует параллель между уважением, с которым к человеку относились при жизни, и отношением к нему после смерти. Уважение к человеку, его положению в обществе, достижениям, личным качествам может быть отражено в достоинстве, окружающем смерть человека.
Для большинства людей любовь, привязанность к близкому порождают уважение на протяжении жизни и превращаются в уважение к умершему. Неуважение к покойному подразумевает неуважение к нему, пока он был еще жив. Нередко отношение к умершим со стороны окружающих бывает непочтительным, как результат негативного отношения к человеку при жизни. В современном обществе негативное отношение к умершим вуалируется - «о мертвых либо хорошо, либо ничего». В некоторых древних культурах было принято говорить об умершем так, как он этого заслуживает. Нередко после смерти даже совершались действия, призванные «досадить» умершему человеку. Неуважение к человеку при жизни переносилось на него после смерти. Возможно, поэтому фраза «гореть в аду» использовалась раньше, чтобы показать всю непочтительность и неуважение, как противоположность «покоиться с миром».
Справедливости ради стоит отметить, в истории человечества, когда господствовала кремация, унижением считалось избавление от трупа путем закапывания в могилу. «Закопать, как собаку!» - не отсюда ли происходит известная уничижительная фраза?
МИР ПРАХУ ТВОЕМУ
Существует еще один момент, на который мне бы хотелось обратить внимание. В последнее время все чаще можно услышать рассуждения о достойном отношении к умершим в контексте способов захоронения. К примеру, можно ли назвать кремацию достойным отношением к телу и почтительным похоронным ритуалом? Отражает ли она уважение живущих к телу умершего человека? Не является ли кремация актом насилия над телом умершего и может ли она быть поэтому недостойной?
Проблема уважения к умершему, достойного отношения к телу возникает, когда мы сравниваем кремацию с традиционными формами погребения. Погребение тела в земле ассоциируется со сном и мирным упокоением. Скорбящие могут запомнить умершего человека таким, какой он был, представить его лежащим в могиле. Люди посещают кладбища для «общения» с умершими. Ритуал прощания с усопшим при кремации в современных похоронных домах ничем не отличается от ритуалов традиционных видов погребения. Прах после кремации также можно упокоить, предать земле, увековечить память и отдать дань уважения умершему.
Негативное отношение к кремации связано с примерами в истории, такими как сожжение еретиков и ведьм, не говоря уже о нацистском холокосте, когда кремация означала унижение живых. С другой стороны, в XIX веке существовало обратное мнение, что погребение в земле не является уважительным по отношению к умершим, учитывая состояние, в котором находятся кладбища. Кремация, наоборот, предлагалась как новый, более достойный и почтительный ритуал захоронения.
По понятным причинам люди редко обсуждают в деталях то, что происходит с кремированными телами, прахом после кремации их близких. Было бы важно знать, что люди думают по этому поводу.
Антрополог Бронислав Малиновски, к примеру, говорит о двусмысленном отношении к умершим, о «противоречивой тенденции» в отношении живущих к умершим2. Людям хочется сохранить тело умершего в нетронутом виде, и в то же время они хотят «избавиться от него». Мумифицирование и кремация отражают двоякое отношение: «стремление избавиться от умершего» и «отвращение и страх перед жутким превращением, вызванным смертью».
Современные процессы кремации, высокотехнологичные кремационные печи позволяют скрыть от глаз процесс сожжения тела. Важно, чтобы из трубы крематория не шел дым. Вместе с тем, в индуистских традиционных ритуалах кремация должна совершаться на открытом огне, присутствующие должны наблюдать за процессом и именно дым является символом перехода в мир иной. Для европейцев такие ритуалы неприемлемы. Кремация на открытом огне, запах дыма и горящей плоти - отвратительны. Возникает вопрос: что означает отвращение с психологической точки зрения? Отражает ли оно теорию Малиновски о любовно-ненавистных отношениях живых к мертвым? Является ли, к примеру, дым символом оскорбления и, следовательно, неуважения? На эти вопросы нелегко ответить.
В современных крематориях и похоронных бюро работники стараются донести до людей информацию о той заботе, с которой они относятся к умершим. Клиент должен быть уверен, что его близкого кремируют в соответствующем гробу, что его кремируют достойно и уважительно, его прах не будет смешан с другим, и что им будет возвращен прах именно их родного человека. Эти вопросы очень важны, и этому уделяется в крематориях большое внимание. В данном случае уважение к усопшему - результат профессионализма. «Уважение» и «профессионализм» являются синонимичными понятиями.
Несомненно, можно найти еще много интерпретаций этого понятия. Мне лишь хотелось показать, что достойное, почтительное отношение к умершим необходимо рассматривать в конкретном контексте. Уважение и достоинство - результат индивидуального восприятия каждого человека, связанного с его культурными, религиозными, философскими, профессиональными воззрениями.
1 Пол Рамси (1998 [1974]) «Неуважение к «смерти с достоинством», Центр Обучения Гастингса (май 1974); 47-62. Кембридж, Великобритания: Уильям Б. Эрдманс.
2 Б. Малиновски (1974 [1948]) «Магия, наука, религия и другие сочинения», Лондон, Сувенир Пресс.
Профессор Дуглас ДЭВИС, кандидат наук, почетный доктор теологии
#GALLERY#