Человек всегда мечтал быть бессмертным. Это чаяние широко отражено в мировой культуре. Как известно, одним из самых ярких произведений на эту тему является «Доктор Фауст» Иоганна Гёте.
В наше время проблема, о которой писал гениальный немецкий поэт, перекочевала из области фантастики в практическую плоскость. В этой связи импонирует научно-оптимистический характер подходов и взглядов на возможность решения проблемы реального бессмертия человека. Это нашло свое отражение прежде всего в конструктивной оценке метода клонирования и открываемых им перспектив. В то же время у данного метода немало противников. Мне, например, кажется сомнительной точка зрения о том, что клонирование, сводимое лишь к воспроизведению копий оригинала или прототипа, - это чуть ли не единственный в биологическом плане путь решения проблемы человеческого бессмертия. Я считаю, что бессмертие должно быть уделом конкретного человеческого индивида, а воспроизведение его в клонах может быть обусловлено лишь какими-то роковыми и трагическими обстоятельствами человеческой жизни (исключительно глубоким и обширным повреждением организма, которое не может быть устранено ничем, кроме восстановления его в клоне).
Несмотря на отсутствие зрения и связанную с этим обстоятельством инвалидность, осложняющую научную работу, я в меру сил пытаюсь донести свою убежденность до чителелей журнала «Похоронный дом».
ЧЕЛОВЕК БЕССМЕРТНЫЙ
В России данный вопрос небезуспешно решается такими специалистами, как В. Ф. Купревич, Л. В. Комаров, Л. Е. Балашов, Г. Д. Бердышев, М. В. Соловьев и другими. В нашей стране современная разработка проблемы реального бессмертия человека имеет свою предысторию, началом которой можно с полным правом считать «Философию общего дела» Н. Ф. Федорова (1829-1903).
Этот оригинальный русский мыслитель-гуманист считал представление о возможности бессмертия лишь для некоторых отдельных личностей таким же «верхом бессмыслицы», такой же «нелепостью», как и вера в возможность счастья некоторых при общем несчастии. Разумеется, такая установка не исключает возможности воскрешения посредством того же метода клонирования для начала отдельных выдающихся личностей, но это ни в коем случае не должно стать непреложным принципом решения проблемы бессмертия.
Современные представления научно-оптимистического решения проблемы практического бессмертия человека разрабатываются в России главным образом в пределах иммортологии - науки о бессмертии. Термин этот был предложен мною еще четверть века тому назад («Философские науки», 1974, № 1, с. 155). С тех пор он получил признанное в научной литературе право гражданства. Произошло это вскоре после IX Международного конгресса геронтологов, который состоялся в Киеве (1972). В его трудах было опубликовано резюме моего доклада «Философские вопросы геронтологии» («Philosophic problems of gerontology»), в котором я впервые упомянул о разработке концепции практического бессмертия человека. Разрабатывая далее понятийный аппарат этой концепции, в 1980 году в докладе на ХIV Чтениях
К. Э. Циолковского (Калуга) я сформулировал понятие «Гомо имморталис» - «Человек бессмертный». В журнале «Rejuvenation» (Belgium, 1982, vol. Х, № 2) была опубликована моя статья «Homo sapiens to become Homo immortalis» («Человек разумный должен стать Человеком бессмертным»). Это понятие с тех пор также получило признание в научной литературе. Так в чем же состоит концепция практического бессмертия человека, или иммортологии? Попробую ответить на этот вопрос в наиболее обобщенном и лаконичном изложении, учитывая емкий формат журнала «Похоронный дом».
СВОБОДА ИЛИ СМЕРТЬ
Прежде всего нужно отметить, что весь ход истории человечества убедительно свидетельствует о неуклонном расширении сферы человеческой свободы. Человек настойчиво стремится преодолевать исторически обусловленные границы своих способностей и возможностей, которые являются следствием ограниченности его знаний, технических и других средств в каждый данный период времени. Но человек не может обрести настоящей свободы перед лицом фатальности естественной смерти - явления, сложившегося в процессе стихийного, бессознательного развития природы и очевидного несовершенства общественных отношений. Усилия человека (прежде всего в области биологии и медицины, философии и социологии) направлены в основном на противодействие тем причинам преждевременной смерти, которые вызваны болезнями, травмами, нарушениями установлений права и морали, социальными антагонизмами. Естественная же смерть многим еще до сих пор представляется в принципе неустранимой и даже оправданной. Под этим углом зрения и смерть преждевременная нередко воспринимается не столь уж трагичным событием - ну что ж, чуть раньше или чуть позже…
Концепция практического бессмертия человека как раз обосновывает мысль, что человек должен стать свободным и в выборе между жизнью и смертью, естественно, в пользу первой. Иными словами, он не может и не должен быть обреченным ни на смерть, ни на жизнь. В этом убеждает жизненный пример библейского персонажа Агасфера, который был осужден Богом на вечные скитания за то, что не позволил сделать передышку Иисусу Христу во время его крестного пути на Голгофу.
ПРАКТИЧЕСКОЕ БЕССМЕРТИЕ
В нашей концепции акцент делается не на воспроизводстве человеческих индивидов посредством клонирования, а на радикальное продление жизни каждой данной отдельной человеческой личности. Клонирование в этом контексте рассматривается главным образом как способ получения не отторгаемых биологической несовместимостью родных по плоти «запчастей», обновляющих и омолаживающих именно данный организм. Воссоздание же прототипов не исключается, а предполагается, но лишь в крайних случаях - особенно роковых и трагичных. При этом необходимо принимать во внимание то обстоятельство, что вряд ли возможно совершенно идентичное воспроизводство оригинала, прототипа в его копии - клоне. Дело в том, что весьма вероятны разного рода сбои в работе генетического механизма, функционирования клетки, тканей, органов, во взаимодействии гомеостатических систем организма. Хочу подчеркнуть, что понятие «практическое бессмертие» обозначает относительное, а не абсолютное бессмертие, к которому оно будет со временем приближаться. Смысл его в том, что человек, как принципиально открытая система, способен неограниченно возобновлять вещество, энергию и информацию из окружающей среды, может быть биотически и социально детерминирован на беспредельное индивидуальное бытие, то есть длительность жизни, не ограниченную никакими видовыми границами.
Практическое бессмертие вместе с тем не исключает возможности смерти от той или иной внешней причины вроде неизвестной ранее болезни, от которой еще не найдено противоядие, непредвиденной травмы, космической катастрофы и тому подобное. В этом отношении людям всегда придется строить прогнозы и вырабатывать средства для предупреждения и нейтрализации подобных роковых возможностей. Естественно, с этой точки зрения, остается возможным и самоубийство. Это обстоятельство как раз и имеет то принципиальное значение, что человек остается свободным в выборе между жизнью и смертью.
Оппоненты идеи бессмертия, отождествляя бессмертие со старением, полагают, будто его достижение приведет к консервации и деградации общества. В противоположность подобным утверждениям концепция практического бессмертия человека связывает достижение неограниченно долгой и достойной жизни творческой личности с сохранением оптимальных характеристик ее телесной и духовной жизнедеятельности, то есть молодости. Эта задача может быть решена сред-ствами ювенации, разрабатываемыми такой научной областью исследований, как ювенология - наука о способах сохранения и возвращения молодости.
НЕРАСТОРЖИМАЯ ТРИАДА
Нередко приходится слышать вопрос: как быть человеку, ставшему практически бессмертным и молодым, но в то же время страдающего различными болезнями? Ответом может стать формула триединой задачи: укрепление здоровья человека, сохранение его молодости и достижение практического бессмертия. Для решения этой задачи необходимо применение биологических и медицинских средств - того же клонирования, теломеразной терапии (фермент, который называется теломеразой, удлиняет жизнь некоторых клеток посредством восстановления концов ДНК), предотвращения дисгармонии гомеостатических систем вследствие возрастного изменения порога гипоталамуса (высший центр вегетативных регуляций).
Еще одним «дежурным» возражением против достижения практического бессмертия человека является мнимая угроза «перенаселения» планеты. Однако современные демографические тенденции (увеличение численности однодетных семей, превышение смертности над рождаемостью и так далее) скорее указывают на опасность «недонаселения» земного шара. Кроме того, далеко не исчерпаны возможности человека в освоении огромных безлюдных пространств, которые сегодня не привлекательны для обитания, но в будущем будут несомненно включены в зону его жизнедеятельности. Смертническая модель прогресса, обусловленная необходимостью смены поколений, то есть обязательностью смерти каждого из них, должна быть в конечном счете заменена бессмертнической его моделью, которая, напротив, предполагает устранение механизма смены поколений, а значит, и фатальность смерти. Она при этом не только не исключает, но настоятельно требует прилива новых интеллектуальных сил и потенций.
Значительное внимание в концепции практического бессмертия человека уделяется нравственно-гуманистическим и аксиологическим (ценностным) аспектам рассматриваемой проблемы. Без реального бессмертия личности все рассуждения о жизни как высшей ценности, о человеке как самоцели, а не средстве лишь дезориентируют и способствуют закреплению смертнической парадигмы. Никакие прекрасные слова не в силах заслонить того печального факта, что человеческая жизнь служит разменной монетой в межгосударственных и межнациональных конфликтах, непримиримых столкновениях экономических и прочих интересов людей, в природных катаклизмах, перед реальностью трагических последствий которых общество остается незастрахованным соответствующими техническими и иными мерами (смерть людей продолжает считаться более дешевым исходом).
До сих пор смерть продолжает торжествовать над жизнью. Но разум человеческий не должен с этим мириться. Его призванием и целью должна стать победа над смертью, чтобы жизнь восторжествовала над ней. Здоровье, молодость, бессмертие - нерасторжимая триада, которая теперь осознается как высший смысл и цель человеческой истории и каждой творческой личности.
ЧЕЛОВЕКА МОЖНО ПЕРЕПРОГРАММИРОВАТЬ НА БЕССМЕРТИЕ?
Организм человека можно омолаживать, пересобирая элементы ДНК наподобие того, как измененный исходный код программы перекомпилируется в новый исполняемый модуль, утверждает изобретатель Рэй Kyрцвел (Ray Kurzweil), автор книги «Фантастическое путешествие: от долгожительства к вечной жизни».
Нанотехнологии и биотехнологии, по мнению г-на Курцвела, дадут возможность надолго продлить жизнь человека. Так пишет он в своей книге, написанной в соавторстве с доктором Терри Гроссманом (Terry Grossman). Физик Гроссман - основатель клиники долголетия в Денвере. «Я думаю, что смерть - трагедия. Старение - тоже трагедия. И наша цель - преодолеть эти ограничения», - заявляет Гроссман. Изучение биологии человека, считает Гроссман, имеет много общего с изучением компьютерных наук. Курцвейл согласен с ним. По их мнению, всем открытиям в биологии и генетике ученые обязаны сравнению процессов в этих областям с тем, что происходит в мире информации.
В цепочке ДНК содержится 4 вида азотистых оснований (структурных химических единиц ДНК). Это аденин, гуанин, тимин и цитозин, обозначаемые буквами А, G, Т и С. Все гены закодированы с их помощью. Их можно пересобирать, как компьютерную программу. «Гены - это последовательность, программа. Мы изучаем возможность манипулировать программами внутри нас, то есть софтом жизни», - говорит Курцвейл.
Впервые Курцвейл сравнил человека с компьютером в опубликованной в 1999 году книге «Эпоха одушевленных машин» («The Age of Spiritual Machines»). Тогда он утверждал, что компьютерный интеллект обгонит человеческий через несколько десятилетий. В провокационной и противоречивой книге высказываются оптимистические взгляды на развитие компьютерных технологий. В новой книге о перепрограммировании ДНК он высказывает еще более смелую идею. Поскольку возможности компьютеров в ближайшем времени будут поистине неограниченными, Курцвейл утверждает, что развитие технологий и новые знания позволят преодолеть смерть.
В книге описаны три стадии развития, которые, по мнению авторов, пройдет человечество в течение ближайших 20-25 лет. К концу 2020-х, по предсказаниям Курцвейла, в результате применения развитого искусственного интеллекта и нанотехнологий люди смогут изменять свои тела на клеточном уровне так, как они пожелают. По мнению Курцвела, через 15-20 лет полная расшифровка человеческого генома сделает возможным «выключать» развитие болезней и поворачивать старение вспять.
Игорь ВИШЕВ, доктор философских наук, профессор кафедры философии Южно-Уральского государственного университета в Челябинске, действительный член Академии гуманитарных наук
Служебный адрес: Россия, 454080, Челябинск, проспект Ленина, 76, Южно-Уральский государственный университет, кафедра философии, профессору Вишеву Игорю Владимировичу. Телефон: (3512) 67-90-72.
#GALLERY#