О противоречиях в похоронном законодательстве и необходимости технических регламентов. Сергей Якушин

04.06.2007

Реформы в похоронной сфере России идут с трудом и носят противоречивый характер. Трудности объясняются многими причинами, в том числе историческими, культурными, экономическими. Поступательному развитию позитивных изменений в похоронном деле нередко мешает противоречивость действующего законодательства. Нам, руководителям похоронных организаций, почти ежедневно приходится сталкиваться с данным явлением и прилагать немалые усилия, чтобы эти противоречия обойти, расчистить завалы на пути решения деловых, финансовых и других вопросов.
По образованию я не юрист. Несколько лет назад занялся строительством частного крематория в Новосибирске. Пришлось вникать во многие вопросы юриспруденции, в деталях изучить законодательство России, Англии, США, Германии, Италии, Финляндии, Чехии. Материалов, собранных мною из разных стран, оказалось достаточно, чтобы написать диссертацию. И я с удовольствием передал переводы зарубежных законов о погребении и похоронном деле одной из аспиранток юридической академии.
Сам я редко принимал участие в юридических дискуссиях, которые проходили на выставке «Некрополь» и на съездах Союза похоронных организаций и крематориев, потому что не являюсь специалистом по всему законодательству. Мне хорошо знакома лишь та его часть, которая касается кремации. Именно о тех противоречиях, с которыми нам совместно с юристами пришлось столкнуться в практической работе, мне хочется рассказать.
         
Одним из примеров может служить противоречивость действующих санитарно-эпидемиологических правил и норм (СанПиН) в сфере похоронных услуг. Существует два федеральных СанПиНа, затрагивающих похоронную сферу. Первый из них (2.2.1/2.1.1.1200-03) введен в действие Постановлением Правительства РФ № 38 от 10.04.2003 г. «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Этот норматив, в частности, определяет размер санитарно-защитной зоны до объектов коммунального назначения. Например, для крематориев при количестве печей более одной устанавливается первый класс с протяженностью санитарно-защитной зоны (СЗЗ) 1000 метров.
Для кладбищ смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 га (размещение кладбища размером более 40 га не допускается) и крематориев без подготовительных и обрядовых процессов с одной однокамерной печью устанавливается второй класс СЗЗ 500 м.
Для кладбищ смешанного и традиционного захоронения площадью менее 20 га - третий класс СЗЗ 300 м.
Для закрытых кладбищ, кладбищ с погребением после кремации, колумбариев, сельских кладбищ - пятый класс  СЗЗ 50 м.
Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» (№ 8-ФЗ от 12.01.1996 г.) указывает, что вновь создаваемые места погребения должны размещаться на расстоянии не менее 300 метров от границ селитебной территории. Очевидно, здесь содержится противоречие. Ведь СанПиН введен в действие в 2003 году, а Закон - в 1996 году, но санитарные правила являются подзаконным нормативным актом, следовательно, руководствоваться нужно законом. Однако в данном случае СанПиН отображает более грамотный подход к классификации мест погребения. Таким образом, сама жизнь требует устранить это противоречие.
Рассмотрим второй СанПиН (№ 2.1.1279-03), который введен в действие Постановлением Правительства РФ от 08.04.2003 г. Тридцать пятый его пункт носит название «Ги-гиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения». При внимательном изучении находим в нем такие же расхождения с Законом «О погребении и похоронном деле». Неясно, в соответствии с какими критериями вредного воздействия установлены расстояния в 50 метров от жилой застройки для похоронных бюро-магазинов и 100 метров для домов траурных обрядов? На наш взгляд, было бы целесообразным устанавливать минимальный и максимальный размер СЗЗ и иных расстояний, которые необходимо соблюдать при размещении мест погребений, зданий и сооружений похоронного назначения. И предоставлять право устанавливать эти расстояния специалистам Роспотребнадзора, которые обладают необходимыми для этого профессиональными знаниями и навыками.
Наши надежды на то, что имеющиеся противоречия будут, наконец, устранены, связаны с Федеральным законом «О техническом регулировании» (№ 184-ФЗ от 27.12.2002., принят Государственной Думой ФС РФ 15.12.2002). В нем говорится, что в течение семи лет со дня вступления в силу указанного закона должны быть разработаны технические регламенты процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, требований к продукции. Соответственно, вместо действующих СанПиНов и других документов все особенности похоронного дела и нормативные требования к ритуальной продукции должны быть изложены в едином техническом регламенте, который будет однозначно трактовать все правила и нормы ведения похоронного дела.
В технический регламент необходимо было бы внести порядок захоронения в воду. Несмотря на то что в статье № 3 ФЗ «О погребении и похоронном деле» определено, что в РФ погребение может осуществляться путем предания тела умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации), ни в одном из СанПиНов не определяется порядок захоронения в воду.
Необходимо иметь в виду, что кремация имеет существенные отличия от погребения в землю. Это высокотехнологичный процесс, имеющий свои особенности, обуславливающий определенные ограничения (например, отсутствие в теле кремируемого кардиостимулятора, стекла, взрывчатых веществ). Кроме того, это необратимый процесс, следовательно, требует соблюдения определенных процедур (например, получения в некоторых случаях разрешения на кремацию от правоохранительных органов). Новосибирский опыт эксплуатации крематория показал, что многие похоронные фирмы, которые многие годы занимались организацией традиционного погребения в землю, оказались не готовы предоставлять более сложную услугу, ранее неизвестную на похоронном рынке.  Приучать похоронные фирмы к особенностям приема заказов на кремацию в Новосибирске пришлось с помощью судебных инстанций (читайте «П.Д.» № 1-2, 2005 г., стр. 40-44, «Кардиоимплантанты и кремация»). Все эти моменты должны быть подробно описаны в техническом регламенте.
В заключение хотел бы подчеркнуть, я далек от критиканства, хотя и не совсем удовлетворен похоронным законодательством. В целом закон 1996 года хорош, потому что он ничего не запрещает и мало в чем ограничивает. Пример тому - частные крематории в России, хотя формально закон предусматривает муниципальное ведение крематориями. Сегодня в России из десяти крематориев пять частных.
Считаю, европейцы сделали большой шаг вперед, приняв общий европейский похоронный стандарт. Мы стоим на пороге изменений законодательства. Поскольку Россия неизбежно присоединится к европейскому сообществу, нам следовало бы уже сейчас побеспокоиться о синхронизации законодательных норм и адаптации европейского стандарта. У меня он вызывает восторг. Несколько лет мне довелось наблюдать, сопереживать, дискуссионно участвовать в обсуждении, ра-зумеется, неофициально, будучи в гостях с частными визитами к друзьям-коллегам похоронщикам в Германии, Италии и Франции. Помню, как много надежд они возлагали на общий похоронный стандарт. Теперь он принят, с января станет законом для Европы. Сейчас, когда многое предстоит изменить, актуализировать в Российском похоронном регламенте, нам было бы нелишне в деталях изучить итоги почти пятилетней кропотливой работы по разработке европейского стандарта. Авторы стандарта воспользовались возможностями технических комитетов и европейских комитетов стандартизации. Предстоит большая работа. Разве это не бесконечное поле деятельности для нашего Союза похоронных организаций и крематориев?     

Сергей ЯКУШИН, президент выставки «Некрополь», издатель журнала «Похоронный дом»

Полную версию материала читайте в полиграфической версии журнала

#GALLERY#
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика