Система налогообложения в виде уплаты единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) не является чем-то новым для субъектов малого бизнеса. Первой попыткой установить подобный режим налогообложения было принятие Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ «О ЕНВД для определенных видов деятельности». В то время целесообразность введения налогового режима в виде ЕНВД объяснялась необходимостью наиболее полного сбора налоговых платежей с субъектов малого бизнеса.
Но времена изменились, и вступившая в силу с 1 января 2003 г. глава 26.3 НК РФ, определяющая порядок исчисления и уплаты ЕНВД, позиционируется властью как составная часть системы льготного налогообложения субъектов малого предпринимательства. Совершенно очевидно, что большинство предприятий похоронной отрасли России по своим экономическим признакам относятся к субъектам малого предпринимательства и должны быть законодательно защищены от налогового бремени, тормозящего развитие отрасли.
Именно это обстоятельство побудило меня обратиться с письмом в субъекты РФ, по поводу введения на их территории для организаций, предоставляющих похоронные услуги, единого налога на вмененный доход. Привожу текст целиком:
«Президиум некоммерческой организации «Союз похоронных организаций и крематориев России», объединяющей в своем составе представителей похоронных служб практически всех регионов России, обращается к Вам с убедительной просьбой оказать поддержку деятельности предприятиям, оказывающим похоронные услуги.
Законом РФ от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» установлено, что специализированная служба по вопросам похоронного дела обязана предоставлять услуги по погребению умерших на безвозмездной основе (гарантированный перечень услуг по погребению). Стоимость комплекса таких услуг на одно захоронение определена в размере не более 1000 рублей. В настоящее время фактическая стоимость гарантированного перечня услуг по погребению составляет 2500 - 3000 рублей. Разница установленной и фактической стоимости составляет убытки предприятий, оказывающих похоронные услуги.
Помимо этого, значительно осложняет нормальную работу предприятий и большое количество налогов и сборов, уплачиваемых в бюджеты всех уровней.
Несомненно, что все это создает серьезные трудности предприятиям похоронного назначения в расширении ассортимента товаров и повышения качества предоставляемых ими услуг, вызывая при этом справедливые нарекания и недовольство значительной части граждан.
В связи с изложенным, а также учитывая социальную и нравственную значимость проблемы, считаем возможным убедительно просить Вас, уважаемый (имя и отчество руководителя законодательного органа региона), используя предоставленное Налоговым Кодексом РФ (п.2.1 ст. 346.26)субъектам Российской Федерации право, установленным порядком принять законодательный акт,
регламентирующий для предприятий похоронного назначения систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
В настоящее время указанный вид налогообложения для предприятий похоронного назначения уже действует более чем в 60-ти субъектах Российской Федерации.
Надеемся на понимание и поддержку».
Письмо было направлено в 16 субъектов РФ. Из некоторых регионов ответы получены. Следуя принципам нашего Союза, одним из которых является прозрачность и открытость в работе, считаю необходимым ознакомить читателей журнала «Похоронный дом» с содержанием откликов на наше Обращение.
В Тюменской областной думе, например, считают, что переход предприятий, оказывающих похоронные услуги, на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход отрицательно скажется на формировании доходной части областного бюджета. Исходя из этих соображений, процедура такого рода в области не предполагается.
Совет народных депутатов Кемеровской области сообщает: такая работа планируется с 2006 г., так как региональный парламент считает нецелесообразным вводить подобную норму на часть финансового года.
Правительство Москвы считает сомнительным введение на территории столицы ЕНВД в сфере оказания ритуальных услуг ввиду того, что организации, оказывающие ритуальные услуги, освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость и земельного налога, от налога на имущество организаций.
В Законодательном собрании Пермской области переход на уплату единого налога на вмененный доход в текущем году не предусматривают. Но считают необходимым рекомендовать представительным органам муниципальных образований рассмотреть такую возможность в 2006 году.
Как утверждают в своем ответе на наше Обращение представители Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, в их регионе такой проблемы не существует. Предпринимательская деятельность, осуществляемая предприятиями похоронной сферы в Республике Башкортостан, подпадает под систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Из Самарской губернской думы ответили, что с 01.01.2006 г. система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности будет применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов.
Как сообщили из Государственной думы Астраханской области, на ее территории с 26.11.2002 г. действует Закон Астраханской области «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности». Согласно п. 1 ст. 1 указанного закона, данная норма применяется для предприятий ритуальных услуг.
Администрация Смоленской области обещает, что замечания и предложения, изложенные в обращении президента Союза похоронных организаций и крематориев России по переводу предприятий похоронного назначения на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, будут учтены при разработке рекомендаций представительным органам муниципальных районов, городских округов.
По сообщению Новосибирского областного Совета депутатов, местный парламент правомочен ввести на территории области единый налог на вмененный доход в отношении вида предпринимательской деятельности - ритуальные услуги. Но акты подобного характера вступают в силу не ранее, чем по истечении месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Исходя из этого, изменения в закон должны быть приняты в сроки, обеспечивающие их вступление в силу с 1 октября 2005 г.
С 01.01.2006 г. такое право предоставляется представительным органам муниципальных районов, городских округов.
Плюрализм мнений - норма для демократического общества. Наличие разных точек зрения дает возможность широкого обсуждения проблемы и выработки решения, которое будет эффективным для развития похоронного дела в России.
Михаил ГЕНЖАК, президент Союза похоронных организаций и крематориев России
#GALLERY#