Тема смерти в буднях и праздниках русского народа. Алексей Хорев, Новосибирск

05.06.2007

Русский народ - самый большой народ Российской Федерации. По оценке доктора исторических наук, автора книги «Русский народ. Будни и праздники» Изабеллы Иосифовны Шангиной, в России живет около 120 миллионов русских, еще 20 миллионов проживает в СНГ, Европе, Америке. Сегодня образ жизни русских людей ориентирован на индустриально-городскую культуру. Однако еще совсем недавно - в XIX веке - жизнь большей части русского населения Российской Империи, прежде всего крестьян-ства, проходила в рамках иной самобытной славянской культуры. Русские всегда жили в соответствии с народным календарем, который организовывал всю хозяйственную и бытовую деятельность, определяя чередование будней и праздников. В его основе лежал церковный календарь - святцы, в которых каждый день посвящался одному или нескольким святым. Святцы определяли время христианских праздников, постов и мясоедов. Содержательная же сторона народного календаря, интерпретация праздников, а также сопровождающие их обряды, различного рода предписания, запреты, приметы, поверья были обусловлены не столько христианским вероучением, сколько представлениями, характерными для славянского язычества.
Такой симбиоз верований в науке получил название «народного православия». После крещения Киевской Руси (988 год) целостность религиозно-мифологической системы язычества была разрушена, многие персонажи языческой мифологии в народном православии выступали как нечистая сила (подземный, темный или загробный мир), противостоящая крестной силе (светлый мир). Силы праведные находились на небе, а темные - в подземном мире, в болотах, оврагах, лесной чаще, то есть за переделами освоенного человеком пространства. Земля рассматривалась как арена борьбы двух миров за человека и его душу. Над всем этим господствовала Божья Воля и Божий Промысел. Самое страшное, что могли сделать темные силы, - это увести за собой в загробный мир. Поэтому темных сил боялись, пытались с ними «заигрывать», увещевать, прогонять, не пускать, просить снисхождения.
Основой годового ритма жизни было чередование будней и праздников. Будни - это прежде всего постоянная работа на полях, в хлеву, в доме, в ремесленных мастерских. Хоронили по будням. К празднику, особенно большому, мертвое тело старались вынести из дома и похоронить до полудня. Причиной такой спешки с похоронами были не только церковные представления, но и традиционный дневной уклад, обязательной частью которого был сон после обеда (вся жизнь в деревне замирала, лавки закрывали на время полуденного сна, запрещалось в эти часы говорить с кем-либо из вельмож и купцов).

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ
Характерной особенностью деревенской жизни была ее открытость. Семейная жизнь носила публичный характер. Вся община принимала участие в свадьбах, роженицу полагалось приветствовать всем женщинам села, все односельчане участвовали в проводах человека в последний путь. Чтобы не лишать членов общины возможности дневного сна, погребение было дополуденным. В доме, где был покойник и на кладбище непрерывно звучал голос плакальщиц, которые сменяли друг друга по очереди. Затем плакальщицы уступали место священннику, который совершал отпевание. 
На кладбище посмертных речей, панегириков, публичных словесных выражений скорби не было. Обряд погребения совершал батюшка. Хвалебные слова в адрес покойного произносились в доме у гроба покойного во время ритуала плача-причитаний, совершаемого плакальщицами.
Система ценностей русского народа была очень высокой. Еще при жизни, задолго до смерти, крестьяне памятовали о последнем дне, когда односельчане будут им давать оценку. Было важно, чтобы их оценили как людей, стремящихся к праведности, чтобы похвалили благочестивых детей, которых они вырастили, чтобы не остался незамеченным их труд и его плоды - достаток семьи.
Праведность считалась высшим признанием человека. Ориентиром на этом пути служили десять заповедей, которые дал людям Спаситель. Программа праведной жизни была для обычных людей трудновыполнимой. Ее могли осуществить лишь те, кто сумел отказаться от мирской суеты, посвятив себя служению Богу. Русские называли их праведниками, подвижниками благочестия, старцами и испытывали к ним огромное уважение, часто перераставшее в благоговение. Не мечтая достичь таких высот духовности, люди все-таки стремились по возможности приблизиться к идеалу праведной жизни, стараясь жить «по правде и справедливости» - не обманывать, не лгать, не покушаться на чужую собственность, помогать ближним, проявлять милосердие, смирение, ибо «смирение - Богу угожденье, уму просвещенье, душе спасенье, дому благословенье и людям утешенье».
У русских крестьян был особый культ детей. И, хотя воспитывали они детей в строгости и труде, памятуя о смертном одре, крестьяне боялись своей смертью навредить потомству. Сама мысль, что про детей будут говорить: «Их отец был вор», «их мать была ленивой», заставляла крестьян стремиться к праведности.
По мнению русских, человек, стремящийся к праведности, должен спокойно относиться к житейским несчастьям и затруднениям, не жаловаться на жизнь, не роптать на Бога и людей, надеяться на лучшее: «доведется и нам свою песенку спеть». Поэтому умение терпеть считалось одним из главных качеств: «Бог терпел и нам велел». Важным достоинством человека в традиционной культуре было стремление к покаянию, которое очищало душу. Если становилось понятным, что смертный час близок, то незамедлительно посылали за священником для последнего на Земле отпущения грехов и соборования.

У КАЖДОГО СВОЙ ВЕК
Свой жизненный путь русские люди рассматривали как длинную и трудную дорогу, начало и конец которой смыкаются в одной точке: «Родится человек на смерть, а умрет на живот (то есть - на жизнь)». Смысл бытия для них заключался в том, чтобы прожить достойно отведенное каждому время и вернуться в тот мир, из которого «всяк вышел», веря, что со смертью жизнь не кончается. Жизненная дорога, которую русские называли словом «век», по их представлениям, имела начало (младенчество, детство, отрочество), середину (молодость, зрелость) и конец (старость). Начало жизни рассматривалось как время роста, подготовки к выполнению важных жизненных функций. О покойном в этом возрасте говорили - «не успел пожить», «чистым пришел на землю, чистым ушел на небеса». Середина осмыслялась как время расцвета, когда человек способен выполнить свое предназначение на Земле. Когда смерть случалась в этом возрасте, об умершем отзывались: «жил в труде, многих заботах», «был мастеровой, смекалистый», «не щадил себя», «обеспечил семье достаток», «делал добро», «был честным, милосердным, учтивым», «помогал соседям», «почитал родителей». Конец жизни рассматривался как период передачи опыта молодым и подготовки к уходу в мир иной. Лучшими посмертными оценками для стариков были: «терпел невзгоды», «был богомолом, жил по заповедям», «делал добро», «имел уважение», «хранил супружескую верность, был степенным, заботился о детях, держал свое слово», «не был праведником, но стремился к праведной, благочестивой жизни».
Возрастная терминология включала такие слова: дитя, младенец, мальчик, девочка, парень, девушка, молодой, молодуха, мужик, баба, старик, старуха, старец. Когда приходила смерть, говорили: «хороним парня», «умерла молодуха (молодушка)», «старик почил».
Умереть стариком считалось почетным. Об этом мечтали все. Люди хотели не только подольше пожить, но и успеть перед смертью набрать побольше добрых характеристик. В русской литературе есть немало примеров, когда крестьяне «воображали», как будут проходить похороны, что будут говорить о них люди после смерти. А говорили люди на такие темы во время посиделок (зима) или на гуляньях (лето). Изредка мужики собирались в трактире, чаще - в избе одинокого односельчанина за игрой в карты или за выпивкой, что в то время случалось нечасто.

ДОСТАТОК РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА
Русские люди ценили достаток, под которым понималось все необходимое для безбедной жизни семьи. Достаток - это хороший крепкий дом, свой скот, полный амбар зерна, «добрая» одежда на все случаи жизни, сундуки с приданным, еда на столе. Деньги не считались большой ценностью. Человек, по представлениям русского народа, в первую очередь должен думать об очищении души, спасении и Царстве Небесном, а не заниматься «любостяжанием». Обладание богатством вносит в душу смуту, отвлекает от Бога: «Богатство нажить - в аду жить». Кроме того, русские люди были убеждены, что богатство нельзя нажить честным трудом и что путь к нему лежит через обман, ложь и предательство: «от трудов праведных не наживешь хором каменных». Считалось, что если Бог сочтет нужным, то сам пошлет богатство человеку, трудолюбиво и разумно выполняющему свое дело.
Высокий статус человека в деревенском обществе определялся не столько его богатством или властью, сколько уважением, которое испытывали к нему люди - родственники, соседи, односельчане. К этому стремился каждый русский человек. Завоевать уважение считалось большим благом и достижением, а потерять уважение было большим несчастьем и позором. Люди строили свои связи на родственной, соседской, товарищеской основе, а не на меркантильных интересах. Утрата уважения приводила к разрыву добрых отношений с деревенской общиной. Уважение можно было заслужить праведной жизнью, честным трудом, желанием помочь людям. Потребность делать добро воспринималась как нормальное состояние души и совмещалась с понятием сострадания, сочувствия, милосердия. Уважение людей вызывал также человек, отличавшийся учтивостью, то есть вежливостью по отношению ко всем людям, независимо от социального статуса, личных симпатий и антипатий. Проявление неучтивости не одобрялось общественным мнением. Особенно резкое неприятие вызывало поведение, рассчитанное на унижение человека, стремление причинить ему нравственную боль. Верили, что оно обижает Бога, по образу и подобию которого создан человек.
Важным качеством, которым должен обладать человек, стремящийся заслужить уважение окружающих, считалась честность. «Беден, да честен», «гол, да не вор» - говорят русские пословицы. Честным являлся человек, который упорно трудился, держал свое слово, не воровал, никого не обманывал. Честность выражалась в непременном выполнении обязательств, договоренностей, в выплате денежного долга. Честность в семейной жизни предполагала верность супругов, проявление заботы друг о друге и о детях, а также любовь детей к родителям. Крестьянский день начинался с молитвы перед иконами, заканчивался молитвой на сон. В дневных молитвах усопших не поминали, так как не хотели тревожить душ умерших. Для молитв за усопших предназначались особые дни, которых было немало в календаре.

РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ
Например, праздничных дней в русском быту было 140-150 в году. В народную праздничную систему входили как праздники церковного календаря, так и праздники, не установленные церковью. Практически в каждом празднике предусматривался обряд «общения» с потусторонним миром. В обрядовой форме люди обращались к тем силам, от которых, как считалось, зависело их жизненное благополучие. Они верили, что сородичи, поселившиеся на небесах, могут помочь ходатай-ствовать перед Богом и ниспослать им не только удачу, благополучие, хорошую погоду, урожай, ранний прилет птиц, таяние снега, но также быть заступниками на земле перед нечистью и содействовать изгнанию бесов и темных сил.
Показательно, что начало и конец обрядового комплекса, связанного с временами года, отмечалось ритуалами «встреч» и «проводов», но в народе «проводы» чаще называли похоронами - зимы, весны, лета, осени. Похороны времени года сопровождались соответствующими словами, песнями, уничтожением символов - их разрывали на части, разбивали, топили, сжигали, увозили в густой лес, на дальнюю окраину, хоронили. Праздники играли очень большую роль в жизни русского народа. Молебны, крестные ходы, праздничные гулянья, собиравшие всех жителей, сближали людей, поддерживали в них чувство одной общины. Праздники способствовали укреплению родственных связей, так как обычно собирали всю ближнюю и дальнюю родню. На праздниках молодежь знакомилась, выбирались брачные пары.

БЛУД - лесной житель, один из подручных лешего. По поверьям, люди не сами собой теряются в лесу - именно Блуд заманивает их и заставляет блуждать. Не найдя выхода из чащобы они погибают.
Обыкновенно является он под видом какого-то знакомого и предлагает показать дорогу. Кого заблудит Блуд, тот начнет скитаться, сбившись с дороги, и неизвестно, выйдет ли из лесу.
Знающие люди советуют, встретив Блуда, быстренько переодеть на себе всю одежду навыворот, а башмаки с правой ноги - на левую, с левой на правую. Это хороший совет и для оберега от лешего. Нечисть тотчас признает за своего и отстанет. Еще говорят, что, когда найдут заблудившегося человека, нельзя с ним громко разговаривать, потому что он может принять спасителей за Блуда, убежать в лес - и тогда уже не вернется.
Лучшее средство избавиться от притязаний Блуда - прочитать молитву перед тем, как войти в лес, зааминиться и три раза сказать: «Бог на помощь!». Именно Блуд возжигает на болотах и в чащобе блуждающие огни, которые признаются некоторыми людьми за огоньки селений и заводят их ещё глубже в дремучий лес. По более распространенным суеверным представлениям, блуждающие, болотные и светящиеся на могилах огни - это души усопших: удавленников, умерших неестественной смертью, погибших от запоя. Маячат огоньками и души тех детей, которые умерли некрещеными. Те синие огни, которые вспыхивают на могилах и курганах, разводят лесные русалки.

БАБА-ЯГА (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) - древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых. Этим она несколько напоминает древнегреческую деву-змею Ехидну. Согласно античным мифам, oт брака с Гераклом Ехидна родила скифов, а скифы считаются древнейшими предками славян. Не зря во всех сказках Баба-Яга играет очень важную роль, к ней порою прибегают герои как к последней надежде, последней помощнице - это бесспорные следы матриархата. По другому поверью, Смерть передает усопших Бабе-Яге, вместе с которой она разъезжает по белу свету. При этом Баба-Яга и подвластные ей ведьмы питаются душами покойников и оттого делаются легкими, как сами души.
Раньше верили, что Баба-Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей. B этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах. Но все-таки Баба-Яга - существо более опасное, обладающее куда большей силою, чем какая-то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых. Не зря же ее избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-Яга питается человечиной, да и сама зовется «костяная нога». Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь - кость), она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда ее почти бeзграничныe вoзмoжнocти.
В волшебных сказках она действует в трех воплощениях. Яга-богатырша обладает мечом-кладенцом и на равных бьется с богатырями. Яга-похитительница крадет детей, иногда бросая их, уже мертвых, на крышу родного дома, но чаще всего унося в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю. Из этой диковинной избы дети, да и взрослые, спасаются, перехитрив Ягибишну. И, наконец, Яга-дарительница приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает коня или богатые дары, например, волшебный клубок, ведущий к чудесной цели. Эта старая колдунья не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (то есть самокатной колеснице), и когда прогуливается, то понуждает ступу бежать скорее, ударяя железной же палицей или пестом. А чтобы, для известных ей причин, не видно было следов, заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом. Служат ей лягушки, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи: все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость. Даже когда Баба-Яга предстает в самом неприглядном виде и отличается лютостью натуры, она ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями.
Почитание всех ее свойств отразилось не только в сказках, но и в загадках. В одной из них говорится так: «Баба-Яга, вилами нога, весь мир кормит, себя голодом морит». Речь идет о сохе-кормилице, самом важном в крестьянском обиходе орудии труда. Такую же огромную роль в жизни сказочного героя играет и загадочная, мудрая, страшная Баба-Яга.

БУДНИ РУССКОГО НАРОДА
В будничные дни крестьяне жили замкнуто, по-семейному, вечерний досуг проводили дома, в гости ходили редко, совместное времяпровождение мужчин и женщин в будни не одобрялось, семейным мужчинам и женщинам не полагалось ходить в гости или принимать гостей у себя, без дела слоняться по улице, вести пустые разговоры, пересуды. Поэтому именно праздники и гуляния становились тем местом, где вспоминали об умерших. Каждый понимал, что после смерти деревня будет вспоминать его только когда соберется вместе, то есть на празднике. У всех будет веселое настроение и покойного будут поминать радостно, вспоминая его достоинства. Если умершего не за что было вспоминать, то о нем и не говорили во время праздников, чтобы не портить настроение и не испортить праздник приходом беса, который при жизни умершего не давал ему стать хорошим человеком. При одной мысли, что на праздниках будут вспоминать добром после его смерти, крестьянину становилось радостно на душе. Об этом мечтали многие. Это была честь, что после смерти будут помнить с теплым сердцем.

Алексей ХОРЕВ, историк-психолог, Новосибирск

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Е. Дмитриева, О. Купцова «Жизнь усадебного мира». М. 2003 г.;
О. Кириченко «Дворянское благочестие». М. 2002 г.;
История русской культуры IX-XX в.в. М. 2002 г.;
И. Шангина «Русский народ. Будни и праздники».
С-П. 2003 г.;
Е. Грушко «Русские легенды и предания». М. 2006 г.;
Энциклопедия русского быта. М. 2005 г.;
Славянская энциклопедия. М. 2005 г.;
Русский традиционный быт. С.-П. 2003 г.;
Русколень: древняя Русь. М. 2004 г.;
Родная старина. Нижний Новгород. 2005 г.

#GALLERY#
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика