Последние слова русских поэтов перед смертью

30.05.2007

Эти имена принадлежат истории. Их обладатели жили в разные эпохи, принадлежали к различным литературным течениям. Одно общее объединяло их - думы о смерти. Как мыслители и философы, все они понимали временность своего пребывания на земле. Именно сознание конечности земного существования приводило к неотвратимому вопросу о смысле жизни.
Эти истории о том, как вели себя, что чувствовали, что говорили известные поэты в те минуты, которые приближали их к неизбежному концу. Перед нами смерть - во всей своей многоликости. Одни испытывают перед кончиной ужас, страх, другие - смирение и спокойствие. Для одних смерть - наказание, для других - награда. Кто-то сам сводит счеты с жизнью.
Смерть, пожалуй, единственное, перед чем все равны, - великие и безвестные. Правда, знаменитые удостоились бессмертной памяти потомков… Но немногих утешали в последние минуты жизни посмертное признание и известность.

ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ (1769-1844), русский баснописец
Он все более слабел, сознание затуманилось. Со стоном он пожаловался: «Тяжко мне!» - и впал в забытье. Иван Андреевич попрощался с домашними, оставил последние распоряжения Я. И. Ростовцеву, назначив его своим душеприказчиком. Около 8 часов утра 9 ноября его не стало.
ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ (1783-1852), русский поэт
Он впал в забытье, затем очнулся, позвал дочку и сказал: «Поди скажи матери: я теперь нахожусь в ковчеге и высылаю первого голубя - это моя вера, другой голубь мой - это терпение!» Ночью он умер.
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН (1799-1837), русский поэт
Из воспоминаний В. И. Даля: «У Пушкина нашел я уже толпу в передней и в зале; страх пробегал по бледным лицам. Я подошел к больному, он подал мне руку, улыбнулся и сказал: “Плохо, брат!" Я приблизился к одру смерти и не отходил от него до конца страшных суток. Его последними словами были: «Жизнь кончена, тяжело дышать... давит...» И, отвернувшись к стене, уснул - навсегда».
ПЕТР АНДРЕЕВИЧ ВЯЗЕМСКИЙ (1792-1878), русский поэт
Незадолго до смерти написал «Эпитафию себе заживо»:
Лампадою ночной погасла жизнь моя,
Себя, как мертвого, оплакиваю я.
На мне болезни и печали
Глубоко врезан тяжкий след;
Того уж Вяземского нет.
ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ВЕНЕВИТИНОВ (1805-1827), русский поэт
Он завещал надеть ему на палец в час кончины перстень - подарок любимой женщины, Зинаиды Волконской. Когда он впал в забытье, перстень надели на его палец. Но вдруг Веневитинов очнулся, спросил: «Разве меня венчают?» И умер.
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ГРИБОЕДОВ (1790-1829), русский поэт, дипломат
Перед отъездом с дипломатической миссией в Персию, интуитивно предчувствуя свою скорую гибель, крепко обняв юную жену Нину, убежденным голосом сказал: «Я знаю, дорогая, мне не вернуться оттуда. Не оставляй костей моих в Персии. Похорони меня на этом месте...» Чуть позже, заметив слёзы на её глазах, Александр Сергеевич просил прощения за жёсткие слова и страшную просьбу. Грибоедов не ошибся в своих страшных предчувствиях: 30 января он был убит толпой фанатиков-мусульман. В качестве откупного за смерть русского посла персидский принц Хозров-мирза прислал русскому царю Николаю I огромный желтый алмаз «Шах» массой 88 каратов.
ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ (1803-1873), русский поэт
Дней за шесть до смерти Тютчев хотел передать какое-то соображение, пробовал его высказать и, видя неудачу, промолвил с тоской: «Ах, какая мука, когда не можешь найти слова, чтобы передать мысль». Перед смертью воскликнул: «Я исчезаю, исчезаю!..».
АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ (1820-1892), русский поэт
Отправив жену в магазин за шампанским, продиктовал секретарше записку: «Не понимаю сознательного приумножения неизбежных страданий. Добровольно иду к неизбежному». Подписавшись и поставив дату, он взял со стола стилет, но она успела его выхватить. Тогда Фет побежал в столовую и попытался открыть шифоньерку, в которой лежали столовые ножи, но упал на стул и умер от разрыва сердца.
АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БЛОК (1880-1921), русский поэт
Из дневника Андрея Белого: «В бессознательном состоянии Блок кричал: “Боже мой, Боже мой!", да так громко, что в соседней квартире слышали. Мать Блока, Александра Андреевна, вспомнила, что перед самой смертью он вдруг сказал: «А у нас в доме столько-то (не помню цифры) социалистических книг, их - сжечь, сжечь!»
АНДРЕЙ БЕЛЫЙ (1880-1934), русский поэт и писатель
Незадолго до смерти сказал другу: «Тридцать лет припевы сопровождали меня. Изменил убеждениям. Литературу забросил... В себе сжег художника, став, как Гоголь, больным!.. Легкомысленнейшее существо, лирик!.. Мертвенный рационалист!.. Мистик... Материалистом стал!..»
СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН (1895-1925), русский поэт
Из воспоминаний С. Б. Борисова: «В последний день перед отъездом в Ленинград встретил Есенина в клубе Союза писателей. А в клубе имелось распоряжение не подавать Сергею вина. Пришлось уступить. Он мог уйти в какой-либо притон. Дрожащими руками он наливал в стакан вино и говорил о том, что уедет, бросит пить и начнет работать. Говорил тихо, проникновенно и прочел новое стихотворение. А потом вдруг спросил: “Умру - жалеть будете?"».
ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ МАЯКОВСКИЙ (1893-1930), русский поэт
Из воспоминаний близкой знакомой поэта, Вероники Полонской: «Он подошел ко мне, поцеловал и сказал совершенно спокойно и ласково: “Нет, девочка, иди одна... Будь за меня спокойна..." Улыбнулся и добавил: “Я позвоню, у тебя есть деньги на такси?" И дал мне 20 рублей. “Так ты позвонишь?” “Да, да". Я вышла, прошла несколько шагов... Раздался выстрел... Я вошла через мгновение. Владимир Владимирович лежал на ковре, раскинув руки. На груди его было крошечное кровяное пятнышко».
ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН (1870-1953), русский писатель, лауреат Нобелевской премии
Последняя дневниковая запись Ивана Алексеевича: «Это все-таки поразительно до столбняка! Через некоторое время меня не будет, и дела, и судьбы всего, всего будут мне неизвестны! И я только тупо, умом стараюсь изумиться, устрашиться!»
БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ ПАСТЕРНАК (1890-1960), русский поэт и писатель, лауреат Нобелевской премии
Из воспоминаний сестер поэта: «Он дышал все реже и реже, пульса не было. Мучительно было видеть движение его губ, как у рыбы, вытащенной из воды. Вдруг, обращаясь к врачу и к нам, он сказал: “Какая у вас следующая процедура - кислородная палатка? Давайте кислородную палатку". Минут через десять его не стало…»
ДЕМЬЯН БЕДНЫЙ (1883-1945), советский поэт
Не плачьте обо мне, простершемся в гробу,
Я долг исполнил свой и смерть я встретил бодро,
Я за родной народ с врагами вел борьбу,
Я с ним делил его геройскую судьбу,
Трудился с ним и в непогодь и в вёдро.
Эту эпитафию Д. Бедный написал себе накануне Дня Победы, 24 февраля 1945 года. 24 мая в самодельном календаре одно слово: «Плохо». На следующий день Д. Бедного не стало.
НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ЗАБОЛОЦКИЙ (1903-1958), советский поэт
Утром 14 октября он встал и пошел в ванную. Там он почувствовал себя плохо. Его жена, Екатерина Васильевна, сразу же прибежала к нему, помогла подняться и медленно повела в комнату. Но до постели он дойти не смог. Последними словами Николая Алексеевича были: «Я теряю сознание...»
МАРИНА ИВАНОВНА ЦВЕТАЕВА (1892-1941), русская поэтесса
31 августа, перед тем как покончить с собой, написала письмо: «Дорогой Николай Николаевич (поэт Н. Н. Асеев). Дорогие сестры Синяковы (знакомые Цветаевой). Умоляю Вас взять Мура (Цветаева называла своего сына ласковым именем Мур) к себе в Чистополь - просто взять его в сыновья - и чтобы он учился. Я для него уже ничего не могу и только его гублю. У меня в сумке 150 р. и если постараться распродать все мои вещи... В сундуке несколько рукописных книжек стихов и пачка с оттисками прозы. Поручаю их вам, берегите моего дорогого Мура, он очень хрупкого здоровья. Любите его как сына - заслуживает. А меня простите - не вынесла».
АЛЕКСАНДР АРКАДЬЕВИЧ ГАЛИЧ (1918-1977), поэт
Из воспоминаний жены, Ангелины Николаевны: «Купив антенну для телевизора, поднялся в нашу квартиру на улице Гюго. "У нас есть что-нибудь выпить, крошка? - спросил он меня. - Надо обмыть антенну". Выпить у нас было, а поесть - не очень... Когда минут через пятнадцать я вернулась из магазина, Саша лежал на полу с зажатой в руках антенной. Он был мертв».
ВЛАДИМИР СЕМЕНОВИЧ ВЫСОЦКИЙ (1938 - 1980), русский поэт
Из воспоминаний лечащего врача Анатолия Федотова: «Ему было очень плохо, он метался по комнатам, стонал, хватался за сердце. Вот тогда при мне он сказал Нине Максимовне: «Мама, я сегодня умру…» Эта ночь была для него очень тяжелой. Я сделал укол снотворного. Он все маялся. Потом затих. Ночью в 4 часа 30 минут его сердце остановилось от острого инфаркта миокарда».

По мотивам книги Вараздата Степаняна “Предсмертные слова знаменитых людей”, филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2002. Иллюстрации подготовила дизайнер Марина Провоторова.

#GALLERY#
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика