Зачем проводятся конкурсы? Какие цели преследуют? Какова отдача и результативность конкурсов?
Все предприятия в реальной жизни постоянно выступают конкурентами, оспаривают друг у друга право быть первыми, а значит, успешными. Конкурс - концентрированное проявление конкуренции, прямая заявка на первенство или, по крайней мере, сравнительную оценку своей продукции с существующей в отрасли.
Конкурсы в определенной степени компенсируют отсутствие другой формы экспертизы в похоронной отрасли. Правда, в реальной жизни экспертами выступают заказчики продукции и услуг, но такой выбор бывает случайным и в принципе не может быть исчерпывающим. Конкурсная экспресс-экспертиза определяет приоритеты из всех экспонентов, подавших заявки на конкурс. Участники конкурса видят в нем возможность получить оценку своей работы, а в случае победы - признание. Награда, несомненно, оказывает положительное влияние на призера, повышает его самооценку в собственных глазах и поднимает профессиональный статус лауреата премии. Признание вселяет в конкурсантов уверенность в свои творческие и созидательные возможности.
В определенной степени получение приза - стимул в работе. Достигнутый уровень обязывает не стоять на месте. Такие моменты побуждают к последующим активным действиям, которые проявляются в повышении профессионализма и поиске новых форм и методов работы.
Конкурсная награда ценится участниками высоко. Предприятия, получившие в конкурсе призовые места и ставшие обладателями национальной премии, вместе с наградой получают оценку своей работы в области технологий, производстве похоронной продукции и услуг. Это своего рода аттестация для фирмы, сертификат качества продукции и высокого уровня услуг. Она работает на формирование и укрепление имиджа, на известность, популярность у клиентов. В конечном счете это дает возможность участникам конкурсов продвигать свою продукцию на рынке услуг.
У других участников выставки появляется возможность соотнести свою деятельность с высоким стандартом, на который предстоит ориентироваться. Так конкурс действует и на рядовых, не отмеченных наградами участников конкурса, а значит, для всех является стимулом к развитию.
Организаторы конкурса по большому счету, кроме основной цели - выявить лучших, видят свою задачу гораздо шире: дать возможность его участникам познакомиться с новыми достижениями в похоронной сфере, почувствовать динамику и тенденции развития отрасли. В то же время конкурс позволяет экспонентам сравнить свой опыт с деятельностью коллег, определить долю причастности к социальным потребностям населения, задуматься над статусом и будущим своей фирмы.
Конкурс дает возможность внимательному участнику скорректировать свои представления, правильно оценить востребованность тех или иных изобретений, новых предложений, технологий отрасли. Чем больше мы получаем информации, тем больше у нас возможности сделать правильный выбор, определить для себя наиболее перспективные направления.
Уникальность конкурсов в том, что это и состязание, и обмен опытом одновременно. Информация уже давно стала самой главной ценностью и одновременно бичом современного мира. Работа сильно усложняется, когда информации слишком много, когда трудно отсеять главное от второстепенного и вовсе ненужного, от информационного мусора. Даже профессионалы, увлекаясь правильно подобранными словами, зачастую совершают ошибки. Конкурсы дают возможность получить проверенную и сконцентрированную информацию, подобранную специально, чтобы максимально полно раскрыть достижения и перспективы развития похоронных услуг.
И, наконец, личные контакты. Общение с коллегами, свободный обмен мыслями как в официальной, так и в дружеской обстановке всегда дает мощнейший толчок возникновению новых идей, налаживанию партнерских отношений.
Однако, насколько удачно проводится конкурс, насколько высок потенциал конкурсных наград, в основном, зависит от организаторов конкурса, от их ответственности и профессионального уровня. Действительно, организатор должен заранее четко и детально проработать все условия проведения конкурса, продумать процедуры и порядок подачи заявок, критерии их отбора, ответственно подойти к процессу выбора победителя.
В чем же заключается интерес организатора, что он получает за свою нервную и очень трудоемкую работу «режиссера» огромного конкурсного действа? Я могу сегодня из собственного опыта утверждать, что все то же самое, что и участники. Обладая самой полной информацией, организатор не только видит перспективы развития отрасли, но и имеет возможность на информационном и идеологическом уровне дополнительным образом поддерживать и корректировать те или иные направления. Это особенно важно, если организатор конкурса постоянно работает на одном профессиональном поле с конкурсантами, как это делают организаторы выставки «Некрополь». Согласно положению конкурса, проведенного в рамках выставки «Некрополь» в 2003 году, в нем были представлены товары, оборудование, услуги, технологии и научные разработки. Конкурсанты выступали в десяти номинациях: ритуальные услуги; крематории, колумбарии, саркофаги; гробы, убранство, фурнитура; цветы, фоны, венки; эмаль, фотография, граверные работы; специализированный транспорт, катафалки; камнеобработка, памятники, надгробия; литье; проектирование и дизайн кладбищ, похоронных домов, залов; специализированная литература, методическая литература.
Жюри оценивало экспонаты по следующим критериям: уникальность; социальная и практическая значимость; конкурентоспособность или импортозамещение; экологическая безопасность; экономичность (энерго- и ресурсосбережение); баланс новизны и традиционности; использование новых прогрессивных технологий; современные дизайнерские решения. Несомненно, что подобные конкурсы вносят вклад в развитие похоронного дела и дают стимулы развитию отрасли. Конкурсы становятся элементом и внутренним ресурсом для создания нового типа похоронных организаций - самоорганизующихся предприятий. Должна признать, что моя работа в течение нескольких лет в качестве председателя жюри ежегодного конкурса выставки «Некрополь» мне много дала, многому научила.
Сегодня в отрасли уже больше года действует мощный общественный орган - Союз похоронных организаций и крематориев. Как известно, залогом успешной деятельности общественной организации всегда является, во-первых, уровень ее осведомленности о состоянии профессиональной отрасли и, во-вторых, ее статус в рамках той же отрасли. Поэтому я думаю, что российскому Союзу похоронных организаций и крематориев было бы важно взять на себя инициативу по проведению Всероссийского конкурса лучших похоронных организаций. И такая постановка вопроса имеет под собой основание. До сих пор похоронные предприятия структурно входили в жилищно-коммунальное хозяйство и участвовали в конкурсах, которые проводит Государственный комитет по строительству и жилищно-коммунальному комплексу. Исходя из целей Союза - поддержка деятельности предприятий похоронной отрасли, вполне логично, если Союз возьмет на себя проведение конкурсов. Сегодня всем ясно - реорганизация правительства неизбежна. При выделении похоронных организаций из структуры ЖКХ появляется возможность ввести в конкурс больше призовых мест. Возрастет и цена участия в конкурсе. И главное, в жюри войдут компетентные в похоронном деле люди, представители творческих союзов России.
Подведение итогов, разумеется, должно проходить в Москве, по месту прописки Союза, и могло бы быть приурочено к ежегодному съезду и промышленной выставке «Некрополь».
В заключение позволю еще одно обобщение. Современным миром движет дух состязательности. Олимпийские игры, доставшиеся нам в наследство от греков, не только добрая спортивная традиция, но символ цивилизации в целом, когда лучшее и сильнейшее выбирается не в прямом столкновении и борьбе на выживание, а сравнением и оценкой экспертов и коллег. Однако людей, работающих в сфере похоронных услуг, - говорит англичанин Сэм Вэллер, автор известной книги «Руководство по организации похорон», - интересуют не общегуманитарные рассуждения, а конкретная польза выставок и конкурсов. Разумеется, для каждого участника конкурс - это всегда основательное подведение итогов. Чтобы правильно и в полной мере представить на конкурс свою работу, надо сначала ее осмыслить и оценить самому. Задаться вопросом, а какое место именно я занимаю в общем деле, какой у меня статус и потенциал развития? Понять, а что действительно необходимо и полезно для отрасли в целом? На время перестать думать только о коммерческой выгоде и взглянуть на собственное дело шире: с позиций перспективного развития и позитивного влияния на похоронную отрасль в целом.
Вера ГРИГОРЬЕВА, зам. начальника отдела благоустройства и бытовых услуг Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, председатель жюри конкурса «Золотая медаль» выставки «Некрополь», Москва
#GALLERY#