Паспорт захоронения. Александр Ветохин, Самара

31.05.2007

Александр Ветохин - директор муниципального самарского предприятия «Спецкомбинат ритуальных услуг». Его стаж в ЖКХ - 30 лет. Он участник многих выставок и учебных курсов и ознакомительных поездок по изучению зарубежного и отечественного опыта в похоронном обслуживании. Все перестроечные годы боролся за прозрачность похоронного дела в Самаре, считал ненормальным, когда похоронное бюро или агентство имеет свою охрану, а сам руководитель - телохранителя. Он убежден, в этом не должно быть необходимости. Похоронщикам не от кого защищаться.
В похоронной сфере, как ни в какой другой, считает Ветохин, не место такой форме взаимоотношений на рынке, как базар. Всегда отстаивал порядок и жесткие правила взаимодействия хозяйствующих субъектов на похоронном рынке. Главную задачу органов власти видел в предоставлении равных прав всем похоронным фирмам всех форм собственности при условии соблюдения единых правил эксплуатации кладбищ, а также контроля за соблюдением прав граждан в похоронном обслуживании. Он всегда открыто выступал против всяческих форм произвола как со стороны органов власти, так и со стороны частных похоронных фирм.
В его ведении 15 кладбищ, включая татарское, еврейское. Его убеждение в том, что будущее похоронной сферы - в специализации. Муниципальному предприятию необязательно заниматься производством всех видов похоронной продукции, как это было в СССР. Рентабельность, целесообразность, здоровая конкуренция - вот главные, по его мнению, принципы организации производства. Потому в составе МУП он сохранил те производства, которые приносят прибыль, и одновременно заключил долговременные договоры о поставках продукции с десятками фирм - поставщиками качественной похоронной продукции и атрибутики. Прошедшие годы - этапы свершений, многих нововведений, в числе которых внедрение в практику обслуживания населения Паспорта захоронения. Предлагаем рассказ Александра Ветохина о том, как в Самаре был налажен учет погребений.
Статья 25 федерального Закона «О погребении и похоронном деле в Российской Федерации» предусматривает решение вопросов учета и контроля за погребениями на уровне федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
В этой связи субъекты Российской Федерации утверждают свой порядок, который обязывает нас, муниципальные предприятия, вести строгий контроль и учет погребений. Если быть точным, то местный закон в первую очередь относит эту норму к руководителям муниципальных образований. Разумеется, закон не предполагает, что сам мэр, подчиненный ему аппарат должны вести хозяйственную деятельность по погребению. Для этого они создают муниципальные предприятия, которые уполномачиваются мэром города - города живых хозяйствовать на кладбищах, то есть в городе мертвых. Строго говоря, любой мэр является мэром обоих городов - города живых и города мертвых. Но мэр делегирует функцию хозяйствования на кладбище своему муниципальному предприятию. Такое разграничение я принимаю полностью. Когда был принят закон, мы все почувствовали облегчение. Закон позволил уйти от раздробленности, от размытости полномочий, от деления на частные и муниципальные кладбища. Все сконцентрировалось в одних руках. Государство выступило гарантом этой важной социальной услуги - погребения.
В этом смысле я не понимаю и не могу принять, как и почему мэры в некоторых городах размыли функции и создали несколько муниципальных похоронных предприятий. Неясно, для чего. Закон, между тем, возлагает обязанность по контролю и учету на руководителя муниципального образования, которым является мэр.
Когда закон разъяснил наши функции, мы сразу же начали думать, как лучше, наиболее эффективно, незатратно и удобно для клиентов вести учет погребений. Закон в Москве приняли, но не было никаких рекомендаций. Несколько раз я съездил за границу, изучил зарубежный опыт и весь, что был в России. В то время не было ни одной компьютерной системы учета. Такой системы, насколько мне известно, не существует до сих пор. На выставке «Некрополь» были продемонстрированы две программы: одна - на пластиковой карточке, ее представил Алексей Сулоев; и вторая - компьютерная система, которая внедряется в ГУП «Ритуал» у Анатолия Прохорова. Лично я считаю, за этими программами - будущее. У них много преимуществ. Но мне пока неизвестно, насколько эффективно работают они, есть ли сбои, какое распространение, охват они получили.
Поэтому хочу поделиться с читателями «Похоронного дома» нашей системой, которую мы создали после принятия закона. Думаю, она будет полезной всем, кто не готов, не имеет возможности покупать дорогостоящую программу и технологию. Стержнем системы стал
Паспорт захоронения. Эта книжечка имеет все необходимые графы для полного учета. Такой паспорт сразу был принят самарцами. Во-первых, он удобен, во-вторых, он фиксирует дополнительные льготы, закрепляет права так называемых владельцев могилы. Паспорт во многом упорядочил нашу работу. Но одновременно мы заметили: за могилами стали лучше ухаживать. После получения Паспорта владельца могилы у людей повысилась ответственность. Нам многие признавались: имея на руках эту книжку, люди даже не могли спать, их мучил вопрос заброшенности могилы, на которую они получили паспорт. И на другой день они обзванивали родственников, организовывали коллективный выезд на кладбище. Словом, так или иначе, мы предложили универсальную систему, которая устроила всех.
Наш паспорт эффективен. Но время требует новых, электронных способов учета. Думаю, переход на компьютерную систему в нашем самарском случае будет легким, так как мы уже вручную создали огромную информационную базу данных обо всех погребениях. Нам, как я понимаю, нужно будет лишь научить работников перейти от ручного заполнения паспорта к компьютерному. Это не проблема сегодня. Была бы только сама программа эффективной и недорогой. Последнее - особенно важно. Ведь закон обязывает вести учет не только в городах, но и в деревнях. А на селе похоронные дома не имеют больших доходов, чтобы приобретать дорогостоящие программы и технику.
Хочу подчеркнуть, наше удостоверение о захоронении фактически совершило революцию в похоронном обслуживании. Оно позволяет эффективно, удобно, дешево, ненавязчиво вести учет погребений, закрепляет права граждан за могилой и позволяет легко учитывать все обстоятельства для принятия решения о повторном захоронении, эксгумации, подзахоронении. Паспорт повышает ответственность родственников по уходу за могилой. Между работниками кладбищ и родственниками установились более тесные контакты, увеличилось число звонков во все наши филиалы - люди что-то уточняют, обращаются с просьбами. Для работников кладбищ паспорт также открыл обратную связь с клиентами. Они стали более доступны для нас. Мы можем им позвонить, их легко разыскать в случае необходимости (пошатнулся памятник, упало дерево, провалился холм) или разослать открытки - напоминания о предстоящей родительской неделе, предстоящей заупокойной службе в кладбищенской церкви. Такие открытки мы отправляем, конечно, не за свой счет, а на деньги рекламодателей - тех фирм, которые предлагают новые памятники, оградки, краску, плитку, саженцы, семена, средства ухода за могилой, инструмент. Желающих оказалось достаточно.
Благодарю журнал «Похоронный дом» за предоставленную возможность поделиться нашим опытом и выразить надежду, что кому-то наша разработка покажется полезной.
Mне известно несколько десятков похоронных домов из разных уголков России, которые приезжали в Самару и затем применили, реализовали с успехом нашу идею Паспорта. Я и мои коллеги - мы все гордимся этим проектом и считаем, что это новшество - самое лучшее и важное, что нам удалось внедрить в похоронном обслуживании в Самаре за последние годы. Мечтаю о скорейшем завершении строительства крематория.

С уважением, Александр ВЕТОХИН, директор муниципального предприятия «Спецкомбинат ритуальных услуг», Самара

Полную версию материала читайте в полиграфической версии журнала

#GALLERY#
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика