Правила описания некрополей. Владимир Комарский, Екатеринбург

31.05.2007

Как мне известно, в ряде российских городов ведется большая работа по описанию местных некрополей. Поскольку мне уже пришлось проделать этот путь вместе с моими коллегами-составителями, я с удовольствием поделюсь опытом и приведу некоторые рекомендации. Надеюсь, они помогут избежать ошибок и ускорят подготовку описаний некрополей к изданию. В своих рекомендациях я буду использовать материалы брошюры, предоставленной коллективом авторов (И. И. Грезин, А. А. Шумской) на VII Савеловских чтениях в Москве.
Не претендуя на то, что я на страницах журнала смогу представить законченное методическое пособие, все же надеюсь, что опыт авторов серии «Российский некрополь» и мой личный опыт окажется полезным всем, кто предпримет в будущем описание того или иного некрополя.

Общие принципы исследования и описания в равной мере подходят к некрополям и в Москве, и в Орле, и в Париже, и в Лондоне. Конечно, в каждом городе есть свой колорит, этнографические, национальные особенности. Но сегодня мы будем говорить о типичных аспектах в описании кладбищ - основной форме некрополей. Однако общие принципы работы распространяются не только на кладбища, но и на другие формы некрополей - костницы (костница - общая могила, куда переносят прах (кости) после эксгумации), кенотафы (кенотаф - греч. kenotаphion, от kenos - пустой и tаphos - могила погребальный памятник, который сооружался в том случае, когда прах покойного по каким-либо причинам оказывался недоступным для погребения. Этот обычай был связан с убеждением, что души мертвых, не имеющих могил, не находят покоя), памятные доски, печатные и рукописные списки умерших, а также на сводные некрополи - те, что составлены на основе различных источников.
Постараюсь перечислить основополагающие принципы описания некрополей, пренебрежение которыми, смею полагать, могут привести к тому, что работы окажутся неполными и искаженными. Каждому исследователю перед началом работы полезно выяснить точное название кладбища.
Следует также привести и пояснить все традиционные (неофициальные) наименования, бытующие среди местного населения. На этом же этапе необходимо выяснить административную принадлежность и подчиненность кладбища, установить его точный адрес со всеми почтовыми реквизитами и телефонами. Следует также указать часы работы кладбища, его администрации и сторожа, привести все возможные телефоны, факсы. Исследователь должен описать топографическое положение кладбища в городе и описать способы, которыми можно до него добраться.
Все это должно быть сделано для тех, кто пожелает пойти по стопам нашего исследователя, независимо от характера посещения - будь то паломники, поклонники, туристы или новые исследователи. Важно уточнить топографическое устройство кладбища: участки, зоны, квадраты. По опыту автора, никаких устоявшихся правил здесь не соблюдается: разные кладбища в одной и той же местности могут иметь общую нумерацию могил, склепов и костниц, делиться на аллеи и участки с такой же нумерацией или без нее. При отсутствии четкого деления на участки исследователю нужно самостоятельно разработать систему координат для обозначения места могил на кладбище.

КЛАДБИЩЕНСКИЕ КНИГИ
Важный момент для выяснения: есть ли на кладбище регистрационная книга, картотека и другой справочный материал. Из книг, картотеки и документов кладбищенского архива можно почерпнуть сведения об утраченных могилах; пополнить и расшифровать надгробные тексты: дополнить имена и даты, выяснить места рождения и смерти, девичьи фамилии, родственные связи. Можно также получить копии справок о смерти и захоронении, планы и схемы кладбищ, выявить ссылки на другие, подчас неожиданные источники, как, например, ранее неизвестные рукописные или печатные материалы о кладбище. И в этом не существует общих для всех кладбищ правил. Опыт показывает, разброс отношения администрации к такого рода исследованиям может быть невероятно велик. В практике бывает всякое - от благожелательного предоставления всех возможных сведений до прямого препятствия работе под надуманными предлогами. Часто приходится сталкиваться с местечковостью.
Вместе с тем следует отметить, что нередко помощь со стороны администрации кладбища, городских властей, местных исторических, культурно-просветительских, генеалогических организаций может быть значительной.
Исследователю необходимо максимально точно выяснить и описать конфессиональную принадлежность кладбища (или его отдельных составных частей). Так как в большинстве случаев речь идет о православных захоронениях, важно привести полное название храма, который окормляет кладбище, указать его юрисдикцию, выяснить степень сохранности метрических книг и возможность их использования при описании кладбища.
Особое внимание следует уделить описанию захоронений иностранцев. Здесь необходимо подключить к работе все свои исторические, географические, лингвистические источники, проявить знание искусства, литературы, живописи.

НАТУРНЫЕ ОПИСАНИЯ
При натурном описании целесообразно вести записи следующим образом:
- номер и индекс участка, номер могилы на плане-схеме кладбища;
- полный неадаптированный текст с надгробия, включая заведомо неверные и ошибочные сведения, как-то: фальшивые титулы и звания, анахронизмы, неверные географические названия, неточные термины и даты;
- вид могилы (плита, крест на тумбе, мрамор, гранит, дерево), наличие каких-либо деталей, как, например, скульптурного изображения, барельефа, фотографии;
- наличие эпитафий, особенно отражающих детали биографии усопшего, указание хоронивших и помнящих усопшего;
- наличие соседних могил или их размещение в одной ограде, на одном могильном месте, особенно, если сразу бросается в глаза связь этих захоронений между собой;
- особенности захоронения (кенотаф, временная могила, надгробие над эксгумированной могилой).

АРХИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ
После завершения натурного описания некрополя и обработки кладбищенских справочников и документальных материалов желательно перейти к сбору информации о похороненных лицах из печатных архивных и корпоративных источников. По возможности запись должна содержать следующие сведения: место и полную дату рождения, место и полную дату смерти, чин, звание, должность, профессию, род занятий, заслуги.
В отношении дам - сверх первых пунктов - девичья фамилия, чин, звание, должность, профессия или род занятий мужа, ее собственная профессия и род занятий. Для детей, девиц и отроков - сверх сведений о рождении и смерти - чин, звание, должность или профессия и род занятий отца.
Источниками дополнительной информации могут служить: сообщения родственников и знакомых, семейные архивы, траурные сообщения в газетах, посмертные статьи, некрологи, справочники (энциклопедии, биографические словари), разнообразные календари и списки, генеалогические издания, мемуарная и биографическая литература, документы государственных архивов и рукописных собраний. На заключительном этапе сбора материала желательно более широкое обращение к генеалогам и ко всем профильным специалистам (искусствоведам, литературоведам, художникам и др.). Широта охвата источников и привлечение знаний коллег будут прямо пропорциональны качеству и полноте работ над некрополем. Нелишне, вероятно, упомянуть о необходимости максимально полного знакомства с предшествовавшими описаниями того же кладбища (как опубликованными, так и рукописными), справочниками или путеводителями по данному кладбищу, городу, области. Обязательно следует приводить источники: регистрационные книги, документы архива кладбища, метрические книги церкви, газеты, страницы, названия архивов, шифр дел, листы.
Весьма полезно завершить работу кратким очерком по истории кладбища с момента его возникновения.
Желаю удачи и успешной работы коллегам-некрополистам.

Владимир КОМАРСКИЙ, член общества уральских краеведов, автор нескольких биографических справочников, в том числе «Широкореченское кладбище Екатеринбурга», «Их упокоила Уральская земля», Екатеринбург

#GALLERY#
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика