В рамках выставки «Похоронный сервис» на «Сибирской Ярмарке» прошел второй конкурс «Венок памяти». Его организатором и председателем жюри стала художественный руководитель и преподаватель международной творческой ассоциации «Артфлора» Людмила Корчагина. Много лет она организует конкурсы на «Сибирской Ярмарке». В последние два года на выставках «РИТУАЛСИБ» и «Похоронный сервис» впервые в истории похоронных выставок России прошли конкурсы «Венок памяти», на которых флористы создавали траурные композиции.
Нынешний конкурс значительно отличался от первого. Тогда все было в новинку. Сейчас появился некоторый опыт по его организации и проведению. Главная трудность такого конкурса в том, что венок памяти - сложное произведение дизайнерского искусства. Здесь необходимо продемонстрировать скорбь, печаль, уважение к памяти. Очень важно соблюсти традиции цвета. Цвета русской похоронной символики - белый, красный и черный, может присутствовать золотой. Важно правильно оформить тело венка (его основу), оно должно быть круглым (поскольку форма венка - круг) и плотным, иначе возникает ощущение воздушности, легковесности, а это уход от темы. Соблюдение законов композиции тоже немаловажный фактор в оформлении венка.
Еще одна трудность, которая постоянно сопутствует нашим флористам - это то, что фитодизайн в нашей стране (в отличие
от всего мира) - развивающаяся отрасль. Мы вынуждены пользоваться иностранной литературой.
Одна из стран с богатыми традициями траурной флористики - Германия. Изготовление венков здесь подчинено строго определенным (до педантичности) правилам. Подход к оформлению философский. Вот эти правила, которые, в принципе, подходят для венков любой страны.
Во-первых, тщательный подбор цвета. Каждому периоду жизни соответствует определенный цвет. Сочетание этих цветов в венке должно быть строго последовательным и последовательность эта не может нарушаться.
Во-вторых, существуют допустимые и недопустимые цветовые гаммы. Допустимы рядом белый и желтый, желтый и зеленый, красный и белый, некоторые другие нейтральные, неконтрастные сочетания. Неэтичным считается сочетание красного и зеленого - чересчур празднично для траурной церемонии.
В-третьих, в соответствии с правилами, никогда не встретишь венка, в котором бы присутствовали одновременно две разновидности крупных ярких цветов, например розы и гвоздики. Крупные цветы должны соседствовать с мелкими. Очень ценятся венки из полевых цветов. В этом случае допускается использование нескольких видов цветков, но гамма должна быть строго выдержана.
В-четвертых, выбор материалов, используемых для изготовления тела венка, не ограничен. Все зависит от фантазии дизайнера. Это могут быть сухие травы, солома, лоза, хвоя, шишки и многое другое.
В-пятых, строго регламентировано использование венков из живых и искусственных цветов. Так, искусственные венки берут напрокат и используют только для украшения залов, в которых проводятся траурные церемонии, и катафалков. Венки, которые остаются на месте захоронений, будь то могила или колумбарная стена, обязательно должны быть живыми.
Одно из главных достоинств нашего конкурса - это накопление личного опыта, на основе которого и строится работа любого фитодизайнера. Такие конкурсы - свежая струя в траурной флористике.
Как уже было отмечено, этот конкурс отличался от прошлогоднего. В первую очередь, количеством участников. Если в прошлом году их было девять (все представляли новосибирские салоны фитодизайна), то в этом - уже двенадцать, в том числе и представительница Барнаула (ее работа на фото 1).
К сожалению, этой работе присущи две ошибки: сочетание трех крупных ярких цветов и красно-зеленая гамма). Во время выставки мной совместно с фитодизайнером Максимом Корчагиным был проведен семинар по траурной флористике. От слушателей поступила масса вопросов, был проявлен максимум внимания и интереса к этой теме. Работы конкурсантов оценивались авторитетным жюри, в состав которого вошли: декан факультета дизайна Новосибирской архитектурно-художественной академии Юрий Косов, глава комитета по культуре мэрии Новосибирска Татьяна Ушакова, член Союза художников Александр Шуриц, специалист по траурной флористике, представитель «Сибирской Ярмарки» Максим Корчагин, дизайнер-флорист Светлана Исаева.
А теперь подробнее об участниках и победителях конкурса и их работах.
Третье место заняла Анна Левахина (салон «Флер»). Венок, созданный ею (фото 6), был посвящен памяти российских воинов, погибших в Афганистане. Работа выполнена в форме венка на кресте. Каждый элемент этого произведения - символ. Белые и черные сухие ветки, составляющие тело венка, - образ сухой афганской пустыни, а темные (почти черные) тюльпаны - символ транспортного самолета («Черный тюльпан»), перевозившего скорбный груз - тела погибших воинов - на родину.
Второе место было присуждено двум работам: Флеры Зиятдиновой (салон «Жасмин») и Алены Малковой (салон «Флора с любовью»). Композиция Флеры Зиятдиновой (фото 7) состоит из двух венков. Тело внешнего сделано из зеленых трубочек хвоща с вкраплениями древесных дисков. Здесь два цветочных фрагмента, включающих темно-фиолетовые (цвет траура в европейской традиции) ирисы и желтые хризантемы. Для внутреннего венка использованы мелкие цветки гипсофилы. Налицо традиция изготовления венка из полевых цветов.
Венок Алены Малковой (фото 8) состоит из кусочков коры. Поверх него лежат ветки, образующие крест. Крест заполнен цветами, рядом с ним - две небольшие свечи (символ памяти).
Гран-при завоевал венок Романа Штенгауэра (фото 9). В настоящее время Роман еще студент, хотя уже работает в салоне «Сибирская орхидея». Композиция полностью соответствует траурной тематике. Тело венка состоит из древесных прутиков, кото-
рые торчком вклеены на основу. Прутики очень плотно прилегают друг к другу. Кроме того, присутствуют два цветных мотива: белый и красный. Белый выполнен из цветков гипсофилы, а красный представлен строгими и торжественными антуриумами. Все выдержано в одной гамме и отличается строгостью мужского почерка.
Хотелось бы отметить еще несколько работ, не получивших призов, но представляющих интерес с точки зрения траурной флористики. Работа Светланы Гуменниковой (фото 10). Часть венка состоит из вязанок древесных веточек, часть - из шишек. Два цветочных фрагмента (большой и малый) включают герберы и хризантемы. Венок выполнен в классической золотой гамме.
Венок Любови Шульженко (фото 11) сделан из нетрадиционного материала - плодов физалиса. Он включает в себя три листовых диагональных переплета в виде лент. И вновь классическое желто-зеленое сочетание.
Венок Танзили Ильясовой (фото 12) из салона «Сибирская орхидея», на мой взгляд, имеет очень русское (если можно так выразиться) решение. Он весь сделан из лент бересты, даже бант из нее. Хризантемы, образующие цветочный фрагмент, ромашковидные. И береза, и ромашка - русские символы. Бело-зеленая гамма придает венку особую торжественность.
Жюри отметило работу Елены Кирсановой (фото 5) - единственного ландшафтного архитектора, принимавшего участие в конкурсе. Внутрь ее венка помещен кусочек
ландшафта, отличающийся траурной строгостью цвета.
Конкурс «Венок памяти» стал традиционным. На следующий год вновь планируется его проведение. На сей раз он будет тематическим. Это посвящение великой дате - 60-летию Победы.
Людмила КОРЧАГИНА, художественный руководитель и преподаватель ассоциации «Артфлора», член союза дизайнеров России, член национальной ассоциации аранжировщиков цветов Великобритании NAFAS, член Всемирной ассоциации аранжировщиков цветов WAFA, судья международного класса, автор книги «Флористический коллаж»
Полную версию материала читайте в полиграфической версии журнала.
#GALLERY#