Описание иконы «Воскресение Христово»

21.11.2008

Накануне Пасхи на аналой в православных церквях выносится икона «Воскресение Христово». Есть у нее и другое название - «Сошествие во ад». Такое «разночтение» не случайно. Сам праздник заключает в себе два важнейших события - на третий день после распятия Сын Божий воскрес и после этого 40 дней в новой плоти ходил по земле, в один из этих дней Он сошел в ад и освободил невольных грешников от плена сатаны.
Следует иметь в виду, что первая, сравнительно древняя, икона с таким названием отличается от последующих более глубоким содержанием и оформлением. Это зависит от авторского замысла иконописца. На классической иконе показано, что Господь присутствует в обоих мирах - на том и этом свете. Крышка гроба отодвинута, а у ног Христа  спит святое воинство. Внизу изображено сошествие в ад. Христос за руку берет Адама, первого человека, а Ева в красных одеждах припадает к самым ногам.
Сбоку справа ангелы связывают сатану. Видна очередь ветхозаветных пророков со свитками, с книгами, святых, просто людей праведных, но попавших в ад и жаждущих войти во врата рая.
Иконописное изображение Воскресения Христова появилось относительно поздно, древних икон этого праздника нет. Более того, в православии принято считать каноничным, то есть признано истинным, что иконописуется лишь то, что было явлено миру. Собственно Воскресение не было явлено никому. Поэтому иконы Воскресения Христова пишутся символически, разными авторами по своему восприятию этого явления.
На иконах «Воскресение Христово» почти всегда изображается, как Он восстает из гроба. Жены-мироносицы видели только сброшенные пелены, своим ученикам Христос явился уже воскресшим, в новой плоти. На иконах это новое качество изображается как сияние, которое исходит от всего тела Христа, облаченного в светлые одежды. Оно называется мандорла (греч.), то есть слава Христа.
В христианских храмах икона «Воскресение Христово», расположена на восточной стене алтаря. Христианская иконография знает несколько изображений Воскресения Христова. В первохристианскую эпоху оно изображалось через свой ветхозаветный прообраз - пророка Иону, выбрасываемого из чрева китова. Однако уже очень рано появляется основанная на евангельском повествовании историческая тема Воскресения Христова - явление ангела женам-мироносицам у гроба. По некоторым данным, она существовала уже в III веке (храм в Дура Европос, 232 г.)
Следующая по времени композиция Воскресения Христова - Сошествие во ад. Древнейшее известное изображение его от VI в. находится на одной из колонн кивория собора святого Марка в Венеции. Эти две последние композиции и являются в Православной Церкви праздничными иконами Пасхи. В традиционной православной иконописи никогда не изображался самый момент Воскресения Христова.
На иконах более современных Он изображается в сияющем ореоле - символе славы, обычно разных оттенков синего цвета, часто по внешней стороне усеянном звездами и пронизанном исходящими от Него луча.
В приведенной версии иконы производства художественной мастерской в г. Софрино можно видеть восставшего из гробницы Христа с посохом в левой руке, увенчанном изображением креста. Правой Он как бы указывает путь к свободе от прегрешений, в рай. Жены-мироносицы (их количество на современных иконах варьируется) в ногах Христа с благоговейной радостью принимают Спасителя.
В нижней части иконы расположена в виде звездочки прикрепленная капсула с частицами священной земли из Иерусалима. Эта деталь придает особую ценность иконе «Воскресение Христово», изготовленной мастерами Софрино.
Не фантазировать, а строго следовать Евангелию. Такая заповедь у иконописцев всех времен. Но Воскресение Христово - особый случай. В повествованиях апостолов оно не описано. Там только сообщается об этом событии. Поэтому в традиционной православной иконографии само Воскресение нигде не изображается. О нем рассказывается через сопутствующие истории.
Основными источниками о воскресении Христа являются раннехристианские тексты, такие как послание священномученика Поликарпа Смирнского, Игнатия Антиохийского. В первые века христианства основным свидетельством о воскресении Христа являлось принятие мученической смерти христианами за исповедание веры.
К вещественным свидетельствам Воскресения христиане относят плащаницу, в которую Иосиф Аримафейский пеленал тело Иисуса. Плащаница использовалась на службе Страстной Пятницы в Константинополе, этот обычай лег в основу православного чина выноса плащаницы. По тождественности этой исходной плащаницы, исторический след которой прервался в XIII веке, и т.н. Туринской плащаницы сегодня ведутся исследования.
Православные христиане к чудесным свидетельствам Пасхи относят схождение Благодатного Огня в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, которое происходит в Великую Субботу перед православной Пасхой.
Вера в воскресшего Христа как необходимое условие спасения и веры во последующее всеобщее Воскресение выражена апостолом Павлом в его посланиях. Как всеобщее исповедание Церкви догмат о Воскресении Христа из мертвых на третий день был сформулирован в древнем Апостольском символе веры. В пятом члене Никео-Цареградского символа к «И воскресшего в третий день» добавлено «по Писаниям», то есть по ветхозаветным пророчествам.
В богословском понимании смертью Христа завершается Его вольное принятие страданий и смерти, разделение участи со всем человечеством. Пределом Божественного кенозиса является сошествие во ад в Великую Субботу. Происходит обновление смысла субботнего покоя: «Днешний день тайно великий Моисей прообразоваше глаголя: и благослови Бог день седмый: сия бо есть благословенная Суббота, сей есть упокоения день, в оньже почи от всех дел Своих Единородный Сын Божий» (стихира Великой Субботы). Воскресение Христа представляет кульминацию спасения человека от рабства греху, во Христе смерть и естество побеждены, и через сопричастие Ему побеждаются в остальном мире.
Православные иконы, особенно русская иконопись, подчеркивают мотив сокрушения врат ада воскресшим Христом. Они изображаются в виде сломленных дверей под ногами Христа, как правило, крест-накрест, что также символизирует победу смерти крестной смертью Христа («смертью смерть поправ»). Из разрушенного шеола выходят ветхозаветные праведники, души которых пребывали в аде до этого освобождения. Праведники либо выходят всем сонмом, поднимаясь в Царство Небесное, либо Христос помогает праотцу Адаму, протягивая ему руку. Подобными мозаиками и фресками Воскресения Христа украшали апсиды храмов.

#GALLERY#
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика