Искусство против смерти.

20.11.2008

Почему молодые художники пишут о смерти? Этот вопрос я себе не раз задавала, рассматривая картины на различных молодежных художественных выставках в Государственном центре современного искусства, в Центральном доме художника в музее современного искусства. Почему эта «вечная тема» занимает умы совсем молодых авторов? Что ими движет при написании картины? Что это? Естественный инстинкт самосохранения, пробуждение нравственности или игра со смертью? Кто-то начинает ее чувствовать всей душой, в связи с каким-нибудь соответствующим событием в жизни, а кто-то просто считает, что смерть - это «круто»! А может быть это вызов таинственному и ужасному? Знаменитый Зигмунд Фрейд ввел такое понятие, как «влечение к смерти» - бессознательная тенденция индивида к саморазрушению и возвращению в неорганическое состояние. С точки зрения психологии, смерть по отношению к самому себе совершенно не мыслима, поэтому она ассоциируется с пугающим действием, злым деянием. Вместе с тем,  люди, умеющие думать о смерти, не боятся ее. Только трус надеется жить вечно. С мыслей о смерти начинается нравственность. Прежде чем сделать что-то недоброе относительно другого человека, представьте себе, что он скоро умрет или подумайте о том, что и вы на этом свете не вечны, и все злое и недоброе вдруг исчезнет.
Мне не раз приходилось бывать на различных международных выставках современного искусства, где выставлялись художники  из стран Европы и Америки в возрасте до 30 лет.  Поверьте, у нас в России самая интеллектуальная, глубоко думающая молодежь, умеющая созерцать, доставать из глубин подсознания и доносить до зрителя самое сокровенное с помощью языка искусства. В свои молодые годы, не имея за плечами большого жизненного багажа, они поднимают серьезные психологические, философские темы. Об одном из таких художников, студенте 5 курса художественно-графического факультета Московского педагогического университета им. В. И. Ленина я хотела бы рассказать в этой статье. Его зовут Зураб Шелбаев, молодому художнику 26 лет, за плечами служба в армии и то, чего ожидает человек, ждет в старости, но никак ни в молодом возрасте -  это встреча со смертью. Это случилось, когда Зурабу было всего 18 лет. Вопрос, кто его спас БОГ или дьявол он задает себе до сих пор.

ШЕЛБАЕВ ЗУРАБ МУХАМЕДОВИЧ: (24.10.1981)
Творческий псевдоним ШЕЛ (SHELL)
Родился в г. Майкоп, Республика Адыгея. Там же окончил Училище искусств, факультет живописи, затем учился в Краснодарской академии художеств. После службы в армии в 2005 году поступил в Московский педагогический государственный университет, который окончил в 2008 году.
2000-2003: Участие в городских и региональных выставках и конкурсах.
2006-2007: Участие в выставках-конкурсах г. Москва (art-week Moscow,студенческий конкурс на звание стипендиата «Кисть как оружие» галерея HIART) и т. д.                                                                                              
Зураб Шелбаев: «….май 2000 года. Тяжело дышать. Приезжала скорая. Опять судороги. Смещение шейного позвонка. Не придавал значения диагнозу! Кричал. Звал на помощь. Были друзья. Да какие там друзья в 18 лет? Какая любовь в 18 лет? Молюсь… Молюсь, что есть сил! Жжет в груди. Кажется, я уже на 7-ом кругу ада! Темнеет в глазах…
Чувствую чью-то руку на груди! Мама. Перед глазами придуманный мною образ Бога, Аллаха, или как там его еще? Расплывающиеся лица. Голоса затихающие и отдаляющиеся все дальше и дальше. Покидаю тело. Паника. Первая мысль: не может этого быть!!! Вторая мысль: не может этого быть!!! Я так мало сделал в этой жизни… Вижу жаркое, необъятное, яркое пламя огня. Может это пламя всеобъемлющей любви Бога, а может адское всепожирающее, мучительное пламя сатаны. Не-е-е-ет!!! Ет!!! Ет!!! -разнесся эхом по глубинкам моего сознания будто и не мой крик.
«А была ли жизнь?»                                                                            Открываю глаза. Врачи. Мама. Ощупываю себя с ног до головы. Живой??? Живой!!!
После тех событий прошло несколько лет. Приступов не было. Болезнь исчезла! Врачи не могли найти этому объяснений. Даже в армии служил. В армии вообще все нормализовалось. Но ощущать себя я стал 40-летним человеком! Мир стал видеть иначе. Появились новые друзья, новые знакомства. Поехал поступать в университет в Москву. Гадали мне. - Это невозможно! - говорили мне, - ты должен был умереть в 18 лет!
Вот так я прошел второе рождение. Смерть перестал бояться вообще, даже отношусь к ней с иронией. Стал видеть всех насквозь! А жить - это прекрасно и чудесно! Жить, жить и еще раз жить!  Вот такой девиз должен быть у тех, кому выпал второй шанс! А кто этот шанс мне дал: Господь Бог или дьявол - это вопрос всей моей жизни!...»
Он остался жить, правда, эта «встреча» не могла не отразиться на его художественном творчестве. Как правило, художник точно не может объяснить, почему рождаются те или иные сюжеты его картин. Это идет изнутри.
«Рождаться?»
Человек, появляясь на свет, не может и представить, что ждет его впереди, кто его будет окружать, и его никто не спрашивает, хочет он жить или нет, а когда он повзрослел, уже поздно! А ведь если бы давался выбор, может многие отказались бы от жизни. Зачем их мучить? Возможно, меньше было бы случаев суицида! Либо как у гадюк: успел уползти - значит повезло! А не успел - значит, мама-гадюка пообедает. Эти размышления и были основным мотивом к созданию этого полотна
                                                                   Замыслы картин появляются совершенно неожиданно.
Зураб Шелбаев:
«Бывает, идешь по улице, о чем-то размышляешь, и совершенно непредсказуемо «осеняет», то есть видишь образ уже готовой картины, и сразу понимаешь: надо бежать, и садиться за холст. Обидно, когда готового холста под рукой не оказывается! Либо идешь покупаешь, либо делаешь все сам. А время идет. И чем больше пройдет времени с того момента, как тебя «осенило», тем впечатление и азарт ослабевают. Может не у всех художников так, но я считаю, что картины подолгу делаться не должны (конечно, если это не академическая постановка обнаженного «Адама» или портрет уставшего от жизни старика). Надо их делать, пока еще горит, пока мерцает в груди искра Музы! Искусство не должно превращаться в муштру! Бывает, что мои будущие картины мне снятся. Просыпаюсь и стараюсь скомпоновать все, что увидел воедино, при этом прихожу в неописуемый восторг! Не зря, черт подери, спал!!! Чувствуешь себя эдаким «Менделеевым».
На картинах молодого художника в качестве главных героев выступают не люди, а шуты. Но это не комические персонажи, а палачи и судьи, вершители судеб. 
«Res est / Magna tacere» (лат.) Молчание - золото!
Болтал много. Повесился на собственном языке. А может его повесили. История об этом умалчивает. Факт в том, что смерть оказалась единственным выходом для него. Палачи, собравшиеся внизу, обсуждают как же плохо, что он уже мертв. Ведь вознаграждение за его голову теперь им не достанется! Репродукция этой картины опубликована на обложке сборника философской поэзии в 2008 году

Зураб играет в студенческом театре, видимо, поэтому на картинах главные его персонажи лицедеи, ведь они могут сказать то, о чем мы порой не решаемся. На одном из своих автопортретов художник изображен в образе шута.
Шут - аналог клоуна, ассоциируемый, как правило, со средневековьем. Традиционно шут изображается в шутовском колпаке с бубенцами. Три длинных конца колпака символизируют ослиные уши и хвост - атрибуты карнавальных костюмов во время римских Сатурналий и «ослиных процессий» раннего средневековья.
В литературе шут был символическим близнецом короля. Шуты воспринимались как люди, оставшиеся по божьей воле недоразвитыми детьми. Не только люди с актерскими способностями, но и люди с психическими заболеваниями зачастую зарабатывали шутовством средства к существованию.
Художник преподносит сюжеты как театральное действие, где он не зритель со стороны, а непосредственный участник, переживший и пропустивший через себя смерть, он смог заглянуть смерти в глаза, по ту сторону жизни, и она его отпустила, чтобы потом он языком искусства рассказал нам о тайнах вечности.
Зураб пишет не только картины, талантливый человек многогранен, ниже я привожу его стихотворение, которое объясняет бездонную тему творчества.

Эй, шут, смеши народ бодрее!
На радость Богу, дьяволу, отцу.
Пляши смелее, веселее,
Я сотню золотых даю!
Чекань по их немытым рожам,
Сатирой жги придворный люд!
Я сыт по горло лизоблюдством!
Чекань, остри, морали в пруд!
Бесчинством царь доволен так же.
Он глуп и нежен, как солома!
Смеется над тобой, не зная
Язык твой острый, благородный.
Так врежь же словом по болванкам
Таких царей, таких высот.
Греми своими бубенцами!
Разбей их в пепел, в прах, в улёт!
Эге-е-ей, печаль-тоска для нищих!
Для нищих духом, для червей!
Смелее шут кричи и скалься!
Пляши в огне повеселей!
Я сотню золотых даю,
Но чтобы сердце мое пело,
Когда придворных блюдолизов
Ничья земля бы ни пригрела!
Поверь мне, шут, пустое дело -
Сидеть и мыкать на беду.
Словами ты не убиваешь,- бьешь!
Гореть и так им всем в аду!
Я счастлив, шут, что ты нелеп для них!
Вся их солидность - в животах.
Плавь звонким смехом их жиры,
Их золото в широких ртах!
Не верь мой шут в их власть и силу!
На радость Богу, дьяволу, отцу
Пляши бодрее и смелее!
Пляши, пляши! Я подпою!

Художник работает сериями, названия которых хлесткие, саркастические. В 2003 году создает серию работ «Судить себя». Судить себя нелегко, но позволить это делать кому-то  жестоко!
2006 год - серия «ВЫЖИТЬ» (Акварель, карандаш, серебристый карандаш). «Проще сдаться и пойти на дно, но есть то, ради чего стоит жить!»
«Memento mori!» (лат.) Помни о смерти!
Сидишь у телевизора, жиреешь от безделья, сосешь чупа-чупсы, не делая даже того малого, что от тебя требуется для жизни. А что в прошлом? Даже в прошлом ничего достойного, о чем свидетельствует висящий сзади колпак палача. Оторванный от жизни, на клочке казенной земли, так и сдохнешь букашкой под чьим-нибудь сапогом!
                                                                                                  В 2007 году художник создает графическую серию (бумага, цветной карандаш) «ПОМНИ О СМЕРТИ!», в которой автор выступает против пассивной жизненной позиции.
«Сидишь у телевизора, жиреешь от безделья, сосешь чупа-чупсы, не делая даже того малого, что от тебя требуется для жизни - сдохнешь букашкой под чьим-нибудь сапогом!».
«Otium post negotium!» (Лат.) Сделал дело - гуляй смело!
Перекур - дело святое! Для кого-то смерть - это трагедия, а для палача - это просто работа, обычная рутина. Плаха для него - это «рабочий стол в офисе». Трагедия отдельного человека не касается его. Для него они все на одно лицо. Он рубит головы и получает за это зарплату

Другая серия получила название «СДЕЛАЛ ДЕЛО - ГУЛЯЙ СМЕЛО!», (2007) г. Для кого-то смерть - это трагедия, а для палача это просто работа.
«Vae Victis» (лат.) Горе побежденным.
Вот так выглядит бог шутов. Властный и ужасающий... А не шуты ли нас судят?..
                                                                             На картине Vae Vitas «Горе побежденным» изображен хозяин шутов. Показана сцена Суда: пылает пламя ада, в котором растворяются люди-марионетки под судным, страшным взором своего Бога-шута. Красно-черная цветовая гамма подчеркивает ужас и власть шутов-судей, бессилие перед властью и смертью. Жизнь - это театр, но финал всегда один, не надо забывать о том, что нас ждет.
Зураб Шелбаев:
«На самом деле меня абсолютно не прельщает смерть! Просто я ее не боюсь, но надо добавить, что и не ищу с ней встречи! Если мое творчество и выглядит чем-то мрачным, а в некоторых местах и ужасающим, то это просто отражение того, что есть и тех, кто есть на самом деле. Как я, рисуя ад, буду жалеть черных и огненно-красных цветов? Как я напишу взгляд дьявола или Бога, не прочувствовав его на себе? Я есть часть моих творений.
В искусстве, на мой взгляд, во-первых, ценна идейность, доказывающая, что ИСКУССТВО - это прежде всего средство донесения того, от чего тебя рвет на куски, того, что тебя сжигает, того, от чего хочется кричать, или же рыдать навзрыд, а не просто красивое изображение! Сейчас, к сожалению, художники вкладываются именно в понятие формы, то есть «вкусно» сделать, чтобы «вкусно» продать. Не можете «беременеть» идеей, то делайте хотя бы превосходные формы. Возможно, просто время такое. Многим
не интересно за что-то бороться. Имеют свой кусок хлеба в миске и теплую конуру и довольны этим. А то, что они в ошейнике и на цепи - это нормально! К этому они уже привыкли! Под ошейником и цепью я подразумеваю зависимость от материальных ценностей. Конечно же, многие мне возразят, мол, кушать хочется всегда! Но почему должно от этого страдать искусство? Хочешь кушать - займись бизнесом, юриспруденцией и т. п., только искусство не надо эксплуатировать! Не надо соваться в эти тонкие сферы ради потребностей своего желудка! Такие вот больше всего и боятся смерти! Потому что смерть их очень любит?
Во-вторых, в ИСКУССТВЕ важна яркая индивидуальность, то есть АБСОЛЮТНОЕ НАЧАЛО, и никакого подражания! Как писал Да Винчи в «Суждениях о науке и искусстве»: «…Живописцы, никогда никто не должен подражать манере другого, потому что он будет называться внуком, а не сыном природы в отношении искусства…»
Если говорить о любимых художниках, то прежде всего это Брейгель (старший) и Гойя. Это воистину ИДЕЙНЫЕ художники. Все время пытаюсь представить, что же было изображено на последней картине Брейгеля, которая не дожила до наших дней, с достойным Брейгеля названием (единственное, что о ней известно!) «Торжество правды».
С огромным уважением и восхищением отношусь к Дали! Во-первых, как к одной из самых ярких и неординарных личностей двадцатого века. Во-вторых, как к великому мастеру! Прочитал почти все его книги, после чего стал понимать его гораздо больше.
Очень трепетно и нежно отношусь к полотнам Рафаэля и Веласкеса, я считаю их гениями ФОРМЫ. Если брать произведения как таковые, то мне близок Врубель. При взгляде «Демона сидящего» душа так и разрывается,  на мой взгляд, это один из очень немногих шедевров русского искусства».
Зураб спешит жить, они хочет успеть сделать в жизни многое: писать картины, как и свойственно художнику, а особенно молодому, ему чуждо тщеславие, желание стать знаменитым. Но главное, он хочет быть ПОНЯТЫМ при жизни. Чтобы его картины были значимы в истории и давали бы ответы на вопросы, а не отвечали вопросом. Тогда бы потомки, глядя на них, больше размышляли о решении проблем, чем об избегании их. Ведь ХУДОЖНИК - это что-то от Бога, это то, что может подняться над мирским и понять самое сокровенное.

Наталия ПАПАНОВА, директор HIART GALLERY г.Москва

#GALLERY#
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика