RSS Распечатать

Смерть через казнь.

Одной из проблем в уголовном праве, волнующей не только юристов, но и все общество, вызывающей множество дискуссий, была и остается проблема смертной казни,  необходимости ее применения в современной России. Интерес вызывает и сама история смертной казни. Почему на протяжении веков этот вид наказания оказался так живуч? Чем обусловлено его широкое применение? Насколько эффективна смертная казнь? Как влияет мнение общества на отмену или сохранение смертной казни?  Неужели мы так недалеко ушли от своих жестоких предков? Я решила на страницах журнала не только высказать свою точку зрения, но и проанализировать исторические, правовые, нравственные и социальные аспекты этого вида наказания, используя юридическую литературу и нормативные акты, произведения различных авторов, а также исследования общественного мнения и архивные материалы. Хочу заметить, что обилие примеров жестокости в статье не является самоцелью, а также призвано задуматься о правомочности сознательного умерщвления людей и отношении государства к расхожей фразе «казнить нельзя помиловать».
ГОСУДАРСТВО ПОРОДИЛО, ГОСУДАРСТВО И ОТМЕНИТ?
Сведения о смертных казнях имеют примерно тот же возраст, что и сведения о первых государствах. Как законный вид наказания смертная казнь появилась при переходе общества к правовым отношениям. Позднее возник «принцип талиона», по которому наказание должно быть равно преступлению. Далее смертная казнь была связана с ритуальным убийством и принесением жертвы богам. Во многих древних и средневековых государствах вид смертной казни зависел от личности и положения осужденного. Многие виды казней были направлены не на облегчение, а на продление страданий осужденного.
Казнь через повешение. Гравюра XVI века                                              Кровавое уничтожение живого преступника долгое время у правителей многих государств было целью убедить других потенциальных негодяев отказаться от злых намерений и, по возможности, проводилось недалеко от места преступления. Например, публичные повешения собирали огромную толпу. Такие казни превращались в зрелищные мероприятия, посещаемые всеми слоями населения, с эшафотом вместо сцены. После повешения о теле зачастую попросту забывали. Используемые способы возмездия за преступление были весьма разнообразны и тривиальны - от раздавливания тела до его разрывания на клочки. Предписываемый древним законом Моисея метод закидывания камнями состоял из шквального града камней, обрушиваемых на виновного, что вело к потере сознания, смерти и одновременно с этим захоронению под грудой камней. Распятие, впервые изобретенное финикийцами, было предназначено для самого низкого класса преступников. Приговоренного к смерти били плетями и заставляли нести поперечный шест креста к месту казни, а затем прибивали гвоздями или привязывали к собранному на месте кресту, который затем устанавливали в вертикальное положение. Смерть на распятии занимала обычно несколько дней, усиливаясь мучениями от жажды.
Казнь Равальяка, убийцы короля Генриха VI. Гравюра XVII века             Мучительной была смерть от раздавливания, часто используемая для получения признания. На тело помещалось все больше тяжестей до тех пор, пока приговоренный не будет раздавлен насмерть. Удушение Гаррота (удавление), которое было популярным в Испании, представляло собой использование механического устройства - от простого, например палки для подкручивания шнура, до изощренного, например системы винтов, управляемой несколькими рычагами. Жестокий и кровавый способ казни - маззателло - использовался в Италии: приговоренного к смерти били по голове колотушкой и сразу после этого перерезали горло. С 1241 по 1817 годы в Англии практиковалась смерть через повешение, волочение и четвертование. Приговоренного к смерти привязывали к хвосту лошади и волочили по земле к виселице, затем вешали за шею до частичного удушения, после чего перерезали веревку, потрошили, а кишки сжигали. После чего отрубали голову, четвертовали и выставляли на публичное обозрение. В других народах для лишения жизни использовали животных. Римляне, ассирийцы и вавилоняне устраивали публичные зрелища, помещая заключенных в ямы с львами. На Востоке преступников убивали, позволяя слонам раздавливать их головы и разрывать на куски ногами и хоботами. В книге «Человек  жертва» Джеймс Кларк пересказывает историю о гражданских беспорядках в Бразилии, во время которых местные жители сделали надрезы на коже местных заключенных и привязали их по пояс в реке, кишащей пираньями.
Казнь посажением на кол. Гравюра 1552 года                                          Румынский принц XV века Влад Дракул, к которому уходят корни легенды о Дракуле, был инициатором многочисленных зверств, совершаемых над своими гражданами. Он насаживал свои жертвы на колы, образующие геометрические фигуры и имеющие разную высоту в соответствии с общественным положением казненного. С 1450 по 1750 годы на территории Европы каждый день по меньшей мере один человек умирал на колесе. Человека привязывали к колесу и раскалывали ему конечности так, что их можно было разделить на длинные осколки, после чего человека оставляли умирать. Генри Норманн описывает место китайской казни, на котором отрубали голову 20 или 30 человекам за один раз: «На земле  лужа крови глубиной по щиколотку, зрители издают неистовые вопли удовольствия, головы раскиданы на зеленом поле, как мячи для боулинга, жуткие безголовые тела валяются повсюду в причудливых позах, палач по колено в крови, и с его рук стекает кровь».
Казнь Томаса Мора. С немецкой гравюры 1587 года                                         Кровь стала привычным фоном во время Французской революции. Мадам Роланд (казненная в 1793 году) незадолго до смерти сказала: «Настали времена, о которых предупреждали, когда люди просят хлеба, а получают трупы». И они получали трупы в изобилии: знатных людей, рабочих, солдат, жен кустарей и чернорабочих, монахинь, священников, простых людей и слуг. Количество знаменитых жертв гильотины не давало времени на отдых предприимчивым мадам Тюссо и ее дяде Джону Кристоферу Куртису, которые в поте лица воссоздавали в воске их отрубленные головы. Количество казней было так велико, что пришлось открыть три новых кладбища.
Как и у гильотины, своя жуткая история имеется и у используемого в Америке электрического стула, изобретенного в девятнадцатом веке.  Необходимое для убийства количество электричества приходилось определять методом проб и ошибок. Первым человеком, казненным на электрическом стуле в Нью-Йорке в 1889 году, стал Уильям Кеммлер, причем он пошевелился после того, как его объявили мертвым. Тюремщик и свидетели издали пронзительный крик, и ток пустили еще на 70 секунд, тело получило ужасные ожоги. Возражая против использования электричества для казней, Джорж Вестингхаус утверждал, что «тюремные власти добились бы лучших результатов, работая топором». Считается, что смерть на электрическом стуле наступает мгновенно (а значит безболезненно), за счет паралича и разрушения мозга. Согласно теории, процесс полностью завершается в течение двух минут, во время которых температура тела возрастает до 140 градусов по Фаренгейту. Согласно Амосу О. Сквайю, доктору медицины и главному врачу тюрьмы Синг-Синг, «подается сигнал, приводящий рубильник во включенное положение. Гудение машины и выгибание привязанного к стулу тела сопровождаются запахом гари. Лицо становится пунцовым, и макушка начинает дымиться. Через несколько секунд отключают ток, и доктор проверяет наличие пульса. Если пульс есть, ток пускают снова».
Палачи, работающие на виселицах, часто гордились тем, что могут сделать все как надо с первой попытки. Они придумали формулы для определения длины люка, которая учитывала вес осужденного. Руки и ноги связывали, чтобы тело падало вниз отвесно. Палачи также экспериментировали с толщиной веревки и с местом размещения петли с единственной целью - добиться мгновенной потери сознания с помощью смещения позвоночного столба и разрыва спинного мозга. Капитана Кидда подвергли казни в 1701 году, веревка порвалась, и он упал на землю, но его подняли и повесили снова, на этот раз удачно. Примечательно, что тела повешенных оставляли на виселице на некоторое время, установленное в приказе о казни. На причалах для казней в Англии восемнадцатого века тела пиратов оставались висеть, пока их не смывали приливы. Лорд Феррер, повешенный за убийство своего управляющего, раскачивался в петле около часа, в то время как шериф и палачи обедали в непосредственной близости с виселицей. Участников покушения на Линкольна оставили висеть на полчаса перед тем, как обрезали веревки и похоронили.
В канун 2007 года внимание мировой общественности привлекла казнь бывшего правителя Ирака С. Хусейна, инициированная американским руководством. Кадры любительской съемки были распространены 31 декабря, после повешения и похорон Саддама Хусейна. Интернет-сайты передали ужасную картину, которая вызвала гнев у большинства иракских суннитов и возмущение у миллионов людей в мире. Как выяснилось, тюремные стражники вели съемку на мобильный телефон. Видеозапись последних двух минут жизни Саддама Хусейна стала одним из самых чудовищных свидетельств в истории варварства, написала La Repubblica. В дикой атмосфере, когда звучали оскорбления и грубые выкрики, пять палачей в капюшонах и шииты, присутствовавшие на казни, отомстили бывшему иракскому диктатору казнью, больше походившей на линчевание. На записи слышны оскорбления, которым Хусейн подвергся со стороны охранников перед смертью. В частности, видны несколько охранников, которые буквально скандировали: «Отправляйся в ад!» Когда палач накидывал ему на шею петлю, кто-то прокричал: «Так было с теми, кто молится Мухаммеду и семье Мухаммеда». Судья Мункид аль-Фараон в защиту Хусейна прокричал: «Остановитесь, пожалуйста. Человек готовится к повешению. Я прошу вас, пожалуйста, прекратите». Приготовившийся к смерти Саддам произнес: «Нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед пророк его». Когда бывший президент повис на веревке с перетянутым горлом, присутствующие разразились криками радости: «Тиран пал!»
ГЛАВНАЯ КАЗНЬ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Различные виды распятия                                                                                        Как известно, через распятие казнен Иисус Христос. Когда же умер Христос? Согласно свидетельствам Евангелий и других исторических документов, вероятнее всего, это произошло в марте-апреле 30-го года от рождества Христова.
Первосвященник Каиафа обвинял Христа в том, что он объявил себя «сыном Бога и сыном Человеческим» (Евангелие от Матфея 26, 62-66). Блюстители еврейского закона были в ярости на Христа за то, что он посмел взять на Себя право прощать грехи людей и, тем самым, делал себя равным Богу. Религиозные вожди Израиля приговорили Иисуса Христа к смертной казни, а Понтий Пилат санкционировал эту казнь. Римский прокуратор скорее видел в Иисусе Христе политического преступника, нежели религиозного реформатора. В ходе допросов Христа подвергли избиению плетьми - 40 ударов, кровь от которых запеклась на плащанице.
Апостол Иоанн сообщает, что казнь над израненным Иисусом Христом производилась через распятие на кресте, а позднее он был пронзен копьем римского солдата. Причем апостол Иоанн делает ударение на то, что все случившееся он видел своими глазами: «После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоивши уксусом губку и наложивши на иссоп, поднесли к устам Его. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух. Но как тогда была пятница, то иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, ибо та суббота была день великий, просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. Итак, пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним; но, пришедши к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал…» (Евангелие от Иоанна 19, 28-35).
Итак, результатом смерти Иисуса Христа явилась экзекуция, включавшая тяжелые физические увечья на теле и голове, пригвождение к деревянному столбу, сбитому в виде креста. Рана в боку, о которой сообщали евангелисты, была нанесена тяжелым копьем после смерти Иисуса Христа. О размере раны можно судить по тому, что рука апостола Фомы могла целиком в ней уместиться.
В одном из своих трудов священник Афанасий Гумеров пишет:
«Умерщвление человека на кресте было одним из самых жестоких изобретений языческого мира, не видевшего в человеке образа Божия и ставившего его нередко ниже бессловесной твари, которой поклонялся. Римляне, воспринявшие эту изощренно-мучительную казнь у карфагенян, не применяли ее к своим гражданам, а только к рабам и инородцам. Распятый Иисус в течение многих часов испытывал нарастающую острую боль в запястьях и ступнях, пронзенных гвоздями, на которых висело тело. Напряженное состояние тела усиливало мучения, причиняемые многочисленными кровоточащими язвами, покрывшими спину и грудь после бичевания. Неестественное положение грудной клетки вызывало удушье. Казнимого мучила жажда.
В соответствии с существовавшим обычаем, казнимому давали смесь вина со смирной. Она одурманивала и притупляла сознание. Спаситель, желая в полном сознании совершить Свой крестный подвиг, от напитка отказался (Мк. 15, 23).
СМЕРТНОЕ НАКАЗАНИЕ В РОССИИ
Подвешивание за ребро и закапывание в землю. Гравюра XVIII века            В Древней Руси смертная казнь впервые упоминается в Уставной грамоте, данной в 1397 году Великим князем Василием Дмитриевичем жителям Двинской земли: за кражу в третий раз. В действительности это наказание использовалось значительно раньше - в виде кровной мести, а также по указанию князей. Но прежние случаи применения смертной казни не имели юридического характера наказания, следовательно, это была мера государственного принуждения. В дальнейшем смертная казнь получает все большее распространение в источниках права. В Псковской судной грамоте 1497 г. смертная казнь устанавливалась за 5 видов деяний, в Судебнике 1497 г. - за 10, Судебнике 1550 г. - за 13, в Соборном Уложении 1649 г. - за более чем 60. В Уложении регламентировались способы казни, которые делились на простые (отсечение головы, повешение и утопление), только вызывающие смерть, и квалифицированные (сожжение, залитие горла металлом, посажение на кол, четвертование, колесование, закапывание в землю по шею и др.), которые продлевали мучения казнимого. Огромных размеров достигло число казненных в правление Ивана Грозного. Периодом же наибольшего применения смертной казни считается эпоха Петра I, но, в отличие от Уложения 1649 г., число способов смертной казни было сокращено до трех: аркебузирование (расстрел), обезглавливание, повешение. В период царствования Анны Иоанновны жестокость способов смертной казни вновь возросла, добавилось также подвешивание на крюк за ребро. Елизавета приостановила исполнение смертной казни, хотя и не отменила его полностью. Смертная казнь заменялась на битье кнутом, клеймение и ссылку. В 1767 г. опубликовали Наказ императрицы Екатерины II, которая была противницей смертной казни, но не отрицала ее полностью. На практике смертная казнь применялась широко, особенно после восстания Пугачева. В Своде законов 1832 г. смертная казнь определялась за тяжкие виды государственных преступлений. Уголовное Уложение 1903 г. также предусматривало смертную казнь за наиболее тяжкие политические преступления, при этом от казни освобождались лица до 21 года и старше 70 лет, а также женщины. Смертная казнь продолжала применяться в России до Февральской революции. 12 марта 1917 г. Временное правительство отменило смертную казнь, а 12 июля издало распоряжение о восстановлении смертной казни в действующей армии.
В советский период единственным уголовно закрепленным способом применения смертной казни являлся расстрел, который применяется и до сих пор.  Несмотря на то что Советское государство всегда относилось к смертной казни как к временной и исключительной мере уголовного наказания (она трижды отменялась - в 1917, 1920 и 1947 годах), эта мера ни в 20-е, ни в 30-е годы окончательно не была отменена. Более того, «выдвинутая Сталиным теория усиления классовой борьбы по мере продвижения к социализму влекла за собой ужесточение репрессий». Однако в 1949 году на сессии Генеральной Ассамблеи ООН именно СССР вносил предложение об отмене смертной казни во всех странах мира, не получившее поддержки. После смерти Сталина уголовное законодательство пошло по пути смягчения наказания, но в дальнейшем список преступлений, караемых смертной казнью, был расширен. Таким образом, последний советский Уголовный кодекс предусматривал смертную казнь за более чем 30 деяний.
Рассмотрим, как обстоит дело со смертной казнью в России сейчас. Российское государство провозгласило, что стремится к отмене смертной казни, в 1996 г. Россия была принята в Совет Европы с условием: адаптировать внутреннее законодательство к европейским нормам, в том числе исключить смертную казнь из арсенала мер государственного воздействия на личность. Однако новый Уголовный кодекс допускает применение смертной казни за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь (ч. 1 ст. 59). Смертная казнь предусмотрена за умышленное убийство при квалифицирующих обстоятельствах (ч. 2 ст. 105), террористический акт (ст. 277), геноцид (ст. 357). В порядке помилования смертная казнь может быть заменена пожизненным заключением или лишением свободы на 25 лет. Смертная казнь может быть применена только к мужчинам 18-65 лет. Смертная казнь совершается непублично путем расстрела, в присутствии прокурора, начальника тюрьмы и врача. Об исполнении приговора составляется протокол, подписываемый указанными лицами. В судебной практике смертная казнь составляет 0,04% от числа всех назначаемых видов наказаний, причем в 9 из 10 случаев смертная казнь назначается за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах.
ТИПОЛОГИЯ СМЕРТНЫХ КАЗНЕЙ
Устаревшие виды казни. Распятие применялось в Древней Греции и Риме, а также на Востоке. Для осужденного делался крест, на который затем прибивали или привязывали его конечности, и крест вбивали в землю обычно на возвышении или холме. Приговоренный умирал на второй-третий день от жажды.
Жанна дАрк, 1431 год. Гравюра XVI века                                                        Сожжение активно применялось в древности во многих странах, но расцвет получило в средние века, поскольку так инквизиция казнила еретиков. По всей Европе эта казнь достигла огромных масштабов: были сожжены заживо тысячи человек, причем часто массами, по обвинению в колдовстве, сожительстве с дьяволом, богохульстве и даже отклонении от нормы. Наиболее известен пример сожжения француженки Жанны Д’Арк. В России сожжение применялось также к религиозным преступникам, причем казнь была более мучительной, так как производилась на медленном огне.
Утопление применялось, когда нужно было одновременно казнить многих лиц. Так казнили убийц родителей в Древнем Риме и Греции, а в средние века использовалось испытание водой, часто по отношению к ведьмам: связанную бросали в воду - если утонет, то невиновна, а если нет, то ее вешали. Некоторые авторы утверждают, что этот вид казни использовался в России во время «красного террора», а также в системе ГУЛАГа.
Экзотические виды умерщвления. Еще в Древнем Риме и в Древнем Китае закапывание живьем в землю применялось к весталкам за потерю девственности. В средневековой России такая казнь применялась к жене, убившей своего мужа. Жертва, закопанная в землю по плечи, умирала обычно на второй-третий день от обезвоживания организма и голода. Непубличное отравление ядом использовалось как альтернативный вид казни для свободнорожденных в Древней Греции. Сбрасывание со скалы также активно применялось, а в Древнем Риме осужденных сбрасывали и в каменоломни. Тайное удушение применялось в Древнем Риме к высокопоставленным лицам. Четвертование назначалось за преступления против власти, за измену, мятеж в средневековом Китае и России. Преступнику сначала отсекали руки и ноги, а потом уже голову. Разрубление тела пополам применялось в Древнем Китае за недоносительство. Колесование заключалось в переламывании осужденному железным ломом каждой конечности в двух местах и позвоночника, затем тело привязывали к колесу так, чтобы пятки сходились с затылком, и оставляли умирать. Залитие горла расплавленным металлом применялось в России до 1672 года к фальшивомонетчикам. Посажение на кол заключалось в медленном проникновении кола внутрь человека, агония длилась несколько дней. Эта казнь применялась в средневековой России, Османской империи. Применялись также и такие виды смертной казни, как подвешивание ребром за крюк, поедание крысой, замораживание, растворение в кислоте и другие. Многие виды смертной казни имели национальную специфику.
Современные способы смертной казни. В большинстве стран мира в наше время применяются простые способы смертной казни. Лишение человека жизни законодатели стремятся сделать по возможности безболезненным и быстрым. Однако в некоторых государствах сохраняются квалифицирующие виды смертной казни. В современном законодательстве известно 7 способов приведения приговора в исполнение. Повешение применяется в 78 странах. Расстрел используют 86 стран. Казнь проводится либо одним лицом - смерть наступает быстро, либо стрелковым подразделением - когда вероятность попадания ниже и смерть немедленно не наступает. Обезглавливание предусмотрено в законодательстве 7 стран, но на практике используется только в Саудовской Аравии. Осуществляется применением гильотины или отсечением головы мечом. Забрасывание камнями применяется в 7 арабских государствах. Это мучительный способ казни, поскольку человек способен выносить сильные удары, не теряя сознания. Следующие 3 вида смертной казни применяются только в США. Казнь на электрическом стуле была введена в 1888 году. Тогда считалось, что она более гуманна. К голове и ноге казнимого прикрепляются влажные электроды, через которые подается ток большой силы. Смерть наступает в результате остановки сердца и паралича дыхания. Отравление газом. Осужденного помещают в герметичную камеру, где привязывают к креслу. В камеру подается газ цианид, отравляющий при вдыхании. Смерть наступает в результате удушья. Смертельная инъекция проводится путем внутривенного введения комбинации веществ, вызывающих потерю сознания, прекращение дыхания, остановку дыхания и смерть.
МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ: ЗА И ПРОТИВ
В прошлом большинство людей считало смертную казнь совершенно справедливым способом защиты общества от определенного вида преступлений. Религия всегда одобряла применение смертной казни: «мне отмщение, и аз воздам» (Ветхий Завет), подкрепляя это принципом талиона: «око за око, зуб за зуб», хотя главная заповедь Христа: «Не убий».
В России теоретические исследования юристов и политиков, в которых высказывались взгляды об ограничении и полной отмене смертной казни, появились еще в XVIII веке. За это выступали А. Н. Радищев, Ф. В. Ушаков, П. И. Пестель, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский и др. В то же время многие одобряли смертную казнь, в том числе Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский и др. Первым государством в мире, отменившим смертную казнь за любые преступления, стала в 1846 г. Венесуэла. Интерес к институту смертной казни возрос после Второй мировой войны. С одной стороны, смерть миллионов людей обесценила человеческую жизнь, с другой - фашизм, с его ужасными казнями, вызвал новый взгляд на жизнь человека, ее ценность и значимость.
Сторонники применения смертной казни приводят в защиту своих взглядов аргументы, большинство из которых выдвигалось уже много веков назад. Поскольку смертная казнь исключает повторность преступления, такое наказание служит защитой для общества, которое имеет право на самооборону. Общество вправе отнять жизнь у того, кто отнял жизнь у другого, иначе может вступить в действие суд Линча.
Американский криминолог В. Реклесс сформулировал 4 основных положения в защиту смертной казни:
 - соответствие наказания преступлению, принцип талиона;
 - наказание как искупление вины, преступник должен страдать, чтобы искупить свой грех;
 - наказание - устрашение других, напоминающее, что с ними может случиться то же самое;
 - наказание как защита интересов общества.
Профессор Колумбийского университета Я. Барзун считает, что «лицо, которое не наделено способностью контролировать свои импульсы, способное лишить жизни другого, должно быть в законном порядке безболезненно убито, прежде чем оно повторит неконтролируемое им деяние. Также следует поступать и с душевнобольными, и иными дефективными людьми, которые являются бременем для общества». Полагаю, это слишком радикальная точка зрения: если казнь преступников еще можно объяснить, то казнь душевнобольных имеет уже фашистский оттенок. Уинстон Черчилль, занимая в 40-х гг. пост министра внутренних дел, заявил, что, хотя он уважает желающих отменить смертную казнь и заменить ее пожизненным заключением, эта мера не гуманнее, поскольку «обрекает на долгие годы ужасных лишений и страданий ума и души тех, кому хотели сделать благо». Нельзя не согласиться с этим утверждением. Еще неизвестно, что гуманнее - смертная казнь или пожизненное лишение свободы. Вспоминаю репортаж из камеры смертников одной из российских тюрем. Приговоренные к смерти получили помилование, многие раскаялись в содеянном, но все обратились к президенту с просьбой привести приговор в исполнение. «Лучше сразу расстрел, чем всю оставшуюся жизнь маяться в клетке», - прокомментировал свое прошение один из них. Известны также многие случаи самоубийства заключенных, которым было объявлено решение о замене смертной казни пожизненным лишением свободы.
Необходимость применения смертной казни высказывают и некоторые учебники уголовного права, мотивируя: «Включение смертной казни в строго ограниченных пределах как по числу преступлений.., так и по категориям осужденных с учетом нынешнего высокого уровня преступности, к тому же имеющего тенденцию к росту.., наличия организованной и профессиональной преступности, мафиозных структур, охвативших многие сферы жизни общества и государства, вполне оправданно и жизненно необходимо. Смертная казнь, естественно, не может иметь своей целью исправление виновного, а выполняет задачи восстановления социальной справедливости и предупреждения совершения преступлений самим осужденным и другими неустойчивыми лицами».
Наиболее эмоциональную точку зрения в защиту смертной казни высказывает писатель А. Кулешов. Приведу несколько его цитат. «Те, кто ратует за отмену смертной казни... упорно молчат, за что выносится эта исключительная мера наказания. Будем честны сами с собой. Когда нам рассказывают о человеке, лишившем жизни другого человека (многих, ребенка), какие нас охватывают чувства?.. С трудом представляю себе человека, который воскликнет: «Казнить такого? Да вы что? Как мы можем лишить его жизни! Где же гуманность? Где человеколюбие?» Однако в отвлеченных беседах кое-кто именно так и восклицает». Здесь большой упор сделан на мнение рядовых граждан, законные права которых попраны. Безусловно, большая часть людей потребует казни такого преступника, поскольку сила гнева в людях велика. Вспоминается недавний процесс в Украине над убийцей, на счету которого более 50 жертв, в том числе женщины, дети и даже грудные младенцы. Он убивал, чтобы украсть несколько килограммов сахара или других запасов людей. И хотя в Украине на смертную казнь наложен мораторий, суд приговорил его именно к этой мере наказания, опасаясь линчевания преступника прямо в зале суда. Относительно судебных ошибок А. Кулешов высказывается так: «Не стоит руководствоваться только этим принципом. По этой логике следует отказаться от сложных операций, обрекая на смерть больных, ведь врач может ошибиться. Или прекратить исследования космоса, потому что могут ошибиться конструкторы и инженеры. В любом деле могут быть ошибки, и непонятно, почему в вопросе о применении смертной казни возможность их появления должна останавливать... Разумеется, смертный приговор должен быть вынесен после тщательного следствия и суда.., нужны гарантии правильности решений.., но отказаться от смертной казни вообще нельзя».
Согласна, что нужны дополнительные условия, подтверждающие приговор. Однако не всякое лишение жизни другого заслуживает казни, есть масса обстоятельств, толкований и моделей поведения. Еще один, достаточно веский довод - о самообороне общества, на которую имеет право каждый его член. Если суд оправдывает человека, убившего другого при самообороне, то «почему возникает столько споров, когда подобным образом поступает общество?» Полагаю, споры возникают потому, что нет конкретно ответственного за это человека, государство и общество едва ли подходят под эту категорию. И еще цитата А. Кулешова, которая, по-моему, выражает точку зрения членов того общества, на права и свободы которого посягает преступник. «Не всегда есть надежда на исправление и искупление. Тяжесть содеянного слишком велика. Вот тогда и применяется смертная казнь... Есть те, от кого общество должно избавляться, как от неизлечимых болезней. Злокачественные опухоли надо удалять, а не лелеять... Смертная казнь - это не посягательство на жизнь человека, потому что те, кто подобные преступления совершают, - не люди. Это существа, которым не должно быть места на земле. Избавлять мир от них и есть подлинная гуманность. По отношению к людям».
Противники смертной казни также приводят в защиту своей позиции различные аргументы. Например, бельгийский журнал пишет: «Общество ответственно за своих членов, которые совершили преступление, и не имеет права выносить смертный приговор, так как в преступлении виновен не только убийца». В какой-то степени да, общество виновно - падение нравов, общая социальная обстановка, но каждый выбирает свой путь в жизни, и этот выбор свободен. Общество лишь предоставляет разные условия жизни - нормальные и преступные, и эти условия, круг общения и цели в жизни каждый выбирает сам. Может быть, правильна точка зрения А. В. Клигмана: «Отказ от смертной казни - та цена, которую общество должно заплатить за свою вину, в том, что его член преступил суровый запрет». Председатель Королевской комиссии по вопросам смертной казни в Англии Эрнст Гауэрс приводит ряд аргументов против этого наказания:
 - смертная казнь есть отрицание принципа наказания, основное содержание которого состоит в исправлении;
 - осуждение смертной казни и исполнение приговоров оказывает деморализующее воздействие на общество и приводит иногда к совершению тех же преступлений в порядке подражания;
 - присяжные нередко не признают подсудимых виновными, так как не желают обрекать их на смертную казнь;
 - приведение смертного приговора в исполнение оказывает вредное воздействие на исполнителей и других заключенных;
 - ожидание исполнения приговора - это психологическая пытка, а совершение казни накладывает на близких осужденного вечное и незаслуженное позорное пятно.
Вот как высказывается по этому поводу О. Ф. Шишов: «Смертная казнь - свидетельство определенных издержек общества, которое само виновато в том, что появляются убийцы, насильники, изменники Родины и другие опасные преступники. Все силы общества должны быть направлены на предупреждение преступлений, на создание здоровой, нормальной обстановки во всех сферах нашей действительности». О нравственном примере говорит А. Адамов: «В руках общества... имеется множество форм нравственного воздействия на людей. Но одна из самых эфективных... - пример, образец для подражания, некая всеобщая и незыблемая нравственная норма».
Как сторонники, так и противники смертной казни приводят в подтверждение своих взглядов финансовые соображения. Сторонники утверждают, что осужденного проще и дешевле убить, и в отношении некоторых государств они правы. Однако исследования, проведенные в Канаде и США, показали, что приведение смертного приговора в исполнение обходится в этих странах намного дороже
(в США в 2,5-3 раза), чем пожизненное заключение, поскольку процедура рассмотрения дела о смертной казни, апелляции, обжалования, оборудование камер, охрана очень дорогостоящи.
Социологические исследования показали, что страх наказания удерживает от совершения преступления 14-24% совершеннолетних граждан. Смертная казнь не порождает особого правового последствия - судимости, но имеет при этом стопроцентную частную превенцию.
Современные мировые тенденции направлены на отмену смертной казни. В 1989-1995 гг. она была отменена в 25 странах. Таким образом, на конец 90-х г. прошлого века смертная казнь полностью была отменена в 72 государствах, в 30 - не применялась, а в 90 - сохранена. В Уголовном Кодексе РФ смертная казнь включена в перечень наказаний (ст. 44), а порядок ее применения регламентирует ст. 59, причем она может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет. В
особой части Уголовного Кодекса РФ смертная казнь предусмотрена за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах (ст. 105, ч. 2), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277), посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295), посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317), геноцид (ст. 357). В соответствии с частью 2 ст. 20 Конституции РФ рассмотрение уголовного дела с наказанием, предусматривающем смертную казнь, проводится с участием присяжных заседателей.
В наше время большинство государств отказалось от публичного приведения приговора в исполнение. По данным ООН, в 1980-1990 гг. в 22 странах смертная казнь исполнялась публично, среди них Китай, Пакистан, Сомали, Нигерия, Иран, Йемен, Ливия, ОАЭ, Саудовская Аравия, Сирия и др. Таким образом, большинство государств сокращает применение смертной казни и гуманизирует ее способы.
Приведу некоторые факты из различных источников (пресса, интернет и др.). В РФ к 1997 году к смертной казни было приговорено 86 человек, помиловано 5 человек. Последняя смертная казнь проводилась в РФ 02.08.1996. По данным Международной Амнистии, в 1996 году в мире было осуждено к смертной казни 7107 человек, 5139 из них были казнены, в том числе 4367- в Китае. В мире смертная казнь как уголовное наказание назначается в 38 государствах, в том числе в США, Иране, Китае, Нигерии, ЮАР, Малайзии и др. Интересны составы преступлений, которые в качестве наказания предусматривают смертную казнь. Если наказывается умышленное убийство, терроризм, шпионаж и т. п. - это понятно, но в ряде стран казнят за следующие преступления: супружеская неверность со стороны женщины (Иран, КНДР, Мавритания, ОАЭ, Саудовская Аравия, Судан); подделка официальных документов (Ирак); проституция, недостойная жизнь на земле, несогласие с богом, употребление в четвертый раз пищи, воды и курение в дневное время в период поста рамазан, неоднократное употребление алкогольных напитков (Иран); гомосексуализм (Иран, Мавритания); печатание и показ порнографических материалов, сутенерство, содержание публичных домов (Китай); хищение государственного имущества (Сомали); поджог (Марокко, Западная Сахара); изготовление фальшивых денег (Албания); торговля на черном рынке (Мозамбик); загрязнение воздуха или воды при отягчающих обстоятельствах (НДР Йемен); осквернение имени пророка Мухаммеда (Пакистан); колдовство, приведшее к смертельному исходу (Руанда); изготовление, распространение, продажа, хранение и употребление наркотических средств (Таиланд).
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
Как сторонники, так и противники смертной казни, подтверждая свои доводы, часто ссылаются на общественное мнение. В любой стране смертная казнь - это не только институт уголовного права, но и социально-культурный феномен. Отношение к этому институту формируется на основе взаимодействия многих социальных факторов. В большинстве государств мира общество в целом одобряет смертную казнь. Обратимся к исследованиям, которые регулярно проводятся институтом Гэллапа в США с 1936 г. С 1936 г. по 1957 г. число сторонников смертной казни в США снизилось с 61 до 47%. После 1957 г. эта цифра постоянно увеличивалась и в 1995 г. достигла 77% и продолжает расти. Интересен анализ отношения к смертной казни среди различных групп населения. Так, оказалось, что выбор смертной казни намного предпочтительнее для мужчин, для лиц с высокими доходами, для жителей пригородов и сельской местности, а также жителей южных штатов. С увеличением возраста число сторонников смертной казни заметно убывает. В группах с более высоким уровнем образования больше противников, чем сторонников. Среди сторонников более широкого применения смертной казни в ЮАР - выходцы из Индии и белые. В 1995 г. Конституционный суд ЮАР особо подчеркнул, что расовые различия при отправлении правосудия по такого рода делам послужили главной причиной отмены смертной казни. В религиозном плане среди выступавших за более широкое применение смертной казни 27% - христиане, 10% - мусульмане, 14% - буддисты. В то же время среди противников христиане также преобладали. Что же касается России, интерес представляют данные об уровне правовой осведомленности населения: по мнению 2 из 3 опрошенных, смертная казнь -  обязательное наказание за убийство. В ответе на вопрос, какое наказание за убийство является наиболее справедливым - 20% назвали смертную казнь, 32% - смертную казнь или пожизненное заключение, 31% - смертную казнь или лишение свободы на длительные сроки и лишь 12% - вообще не назвали смертную казнь, ограничившись лишением свободы. 73% опрошенных считают возможным применение смертной казни только в крайних случаях, 18% полагают, что следует применять как можно шире, и лишь 9% считают, что смертную казнь следует отменить. Эти результаты дают представление о состоянии общественности, но не являются неожиданными, ибо несколько поколений в России убеждены, что без жестокости нельзя справиться с преступностью. Требование ужесточения наказания отражает потребность людей в государственной защите и безопасности.

Оксана КРАПИВИНА, менеджер первой линии Новосибирского похоронного дома


14.11.2008


Делясь ссылкой на статьи и новости Полемики в соцсетях, вы помогаете нашему сайту. Спасибо!

Источник: http://polemika.com.ua/article-140548.html

Ваше имя*
Ваш E-mail*
Сообщение*
 

Для профессионалов похоронной отрасли

Опрос дня

Хотели бы вы заключить прижизненный договор?






  


События в мире

Уход за памятниками и захоронениями в Беларуси

cae?uou
Яндекс.Метрика
Ni?aai?iee ?eooaeuiuo oneoa ?in?eooae