Томский некрополь.

14.11.2008

Мы, в подавляющем большинстве считающие себя цивилизованными и культурными людьми, заслуженно гордимся памятниками истории и культуры своего народа, страны, города, созданными не нами, не нашими современниками, но нашими предшественниками на этой земле, нашими предками, людьми, кто ушёл, как говорится, в мир иной, и чей прах покоится в земле.
Но вот отношение к памяти ушедших от нас поколений, к их праху и местам погребения сложилось в стране такое, которое трудно характеризовать как цивилизованное и нравственное. Мы забыли, что забота о могилах предков - один из элементов культуры любого народа, показатель его духовного здоровья. К сожалению, у нас и раньше, и теперь культа предков и культа могил, в хорошем смысле этого слова, не было и нет.
Могилы многих, даже выдающихся людей страны, создававших её славу и могущество, бесследно исчезли с лица земли, как навсегда оказались утерянными для потомков целые «города мёртвых» - некрополи, старинные городские кладбища.
То, что родилось и выросло поколение «Иванов, не помнящих родства», не знающих своих корней, - результат в том числе и такого сложившегося отношения к местам упокоения наших предков.
А ведь знание каждым человеком своей родословной имеет огромное значение в воспитании его нравственных устоев. Воспитание уважительного отношения к памяти ушедших поколений позволит и всем нам, ныне живущим, надеяться, что на смену нам придёт новое поколение людей, которое никогда не будет сносить наших с вами могил и устраивать на их месте стадионы, парки культуры или какие-либо новые «стройки коммунизма». Ведь не зря же завещал нам великий русский поэт А. С. Пушкин «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам»...
Пока же пренебрежение и равнодушие властей и общества к местам захоронений своих сограждан ведёт к тому, что приходят в запустение, а порой и вовсе исчезают с лица земли могилы не только наших далёких предков, но и захоронения недавних лет. Не является исключением в этом и история кладбищ города Томска. С сожалением мы вынуждены констатировать, что в старинном сибирском городе Томске, отметившем недавно своё 400-летие, старинных некрополей не сохранилось, хотя они, бесспорно, существовали и представляли собой неоценимую историческую и культурную ценность.
С древних времён на Руси, по сложившейся традиции, во всех российских городах вплоть до конца XVIII века хоронить умерших было принято на территориях приходских церквей, а также возле монастырей. Сколько церквей, столько и кладбищ. Со временем одни церкви ветшали, другие сгорали от пожаров. Вместо сгоревших возводили новые, зачастую совсем в другом месте, а приходские кладбища, оставшись без церкви, позже приходили в запустение и в конце концов незаметно исчезали с лица земли и из памяти горожан.
Такой порядок захоронения в российских городах существовал вплоть до Указа императрицы Екатерины II. В 1771 году в связи с эпидемией чумы по её указу было запрещено хоронить жителей Москвы, умерших от чумы, на всех приходских кладбищах, а хоронить на специально открытых кладбищах за пределами города. С тех времён повсеместно было предписано хоронить всех покойников на специально отведённых кладбищах, а не возле приходских церквей, за исключением «особо важных случаев».
По врачебному уставу свода законов Российской империи, разработанному еще во времена Екатерины Великой, места для кладбищ должны были отводиться в городе на «выгонной земле в местах удобных», расстоянием от последнего городского жилья не менее ста саженей, на возвышенном месте и безопасном от воды, огорожены оградою или земляным валом, причем земляные валы должны быть окопаны рвами «как можно глубже и шире». Правила эти в старинном Томске старались выполнять, и первые городские кладбища размещали далеко за городом. Это уже потом с ростом города они оказались чуть ли не в центре современного города.
О кладбищах мало пишут, их недостаточно изучают, о них практически не заботятся, их просто забывают…, а потом безжалостно пускают под нож бульдозера. Сколько было приходских кладбищ в России, а потом специально открытых, например, за все время существования Томска, сейчас вряд ли точно ответит кто-то из историков и краеведов, т. к. специальных исследований по этой теме не проводилось, а жаль. Так от нас безвозвратно уходит целый пласт истории. Попытаемся же представить Томский некрополь.
Старейшее городское православное кладбище (XVII в.) располагалось, по-видимому, около Троицкой соборной церкви (первое название - «Во имя Живоначальныя Троицы»), поставленной на мысу Воскресенской горы и разобранной за ветхостью в 1819 году. Следом исчезло и приходское кладбище. Захоронения этого кладбища обнаружились при строительстве в конце XIX века здания приюта римско-католического общества. Там, писал в 1900 году университетский профессор и протоиерей Дмитрий Беликов, находили в гробах-колодах останки защитников Томской крепости, основанной в 1604 году указом царя Бориса Годунова (нынешний Томск).
Человек смертен, но в своем стремлении жить вечно он создал культ предков. Память об ушедших обеспечивала связь поколений, питала чувство бесконечности человеческого существования. Кладбища, отдельные захоронения превращались в места почитания умерших. Посещения их давали пищу для воспоминаний и сожалений, философских размышлений или даже поэтических вдохновений, оказывали несомненное нравственное и духовное воздействие на человека. Кладбища имеют и еще одно важное значение, их можно уподобить гигантским книгам памяти, на страницах которых - на надгробных памятниках, крестах или плитах - высечены имена многих замечательных, но нередко забытых людей, внесших свой вклад в историю. Недаром еще в девятнадцатом столетии в России развернулась работа по сбору и изданию надгробных надписей: в 1883 году в «Русском архиве» был опубликован «Петербургский некрополь», составленный Владимиром Саитовым.
Работа эта заинтересовала Великого князя Николая Михайловича, оценившего ее научное значение. Он писал: «Издание надгробных надписей сохранит их навсегда от исчезновения и даст полезный материал для истории и особенно для генеалогии, сообщая подробные даты жизни различных деятелей, выясняя их родственные отношения, давая сведения о служебном и общественном их положении...»
По инициативе и непосредственном участии Великого князя в начале XX столетия были подготовлены и изданы трехтомный «Московский некрополь», четырехтомный «Петербургский некрополь». Вслед за ними стали появляться такие же издания о кладбищах других городов России. После долгого перерыва изучение российских кладбищ возобновилось в наши дни, в Москве увидели свет несколько книг о столичном некрополе, захоронениях русских во Франции. Там же были изданы интересные материалы, подготовленные еще в дореволюционный период.
Все названные издания представляют результаты обследования и описания существовавших и существующих кладбищ. Иная ситуация в Томске, где не сохранилось нетронутым ни одно из мест захоронения ранее середины XX века.
Известно, что в дореволюционной России смерть и погребение человека были событиями духовной жизни, всякого умершего обязательно отпевали в той или иной церкви, в зависимости от его вероисповедания при жизни, и хоронили на кладбище того же исповедания (одновременно имя умершего вносили в метрическую книгу той церкви, где совершалось отпевание). В Томске, где, кроме русских православного, в их числе старообрядческого, вероисповедания, проживало также немало мусульман, поляков-католиков, евреев-иудеев и немцев-лютеран, существовали и особые кладбища каждой из названных конфессий.

В конце XVIII столетия на выезде из Томска - Иркутский тракт - возникло еще одно православное кладбище с церковью во имя Вознесения Господня. Вознесенское кладбище было обнесено глухой стеной, территория была засажена березами. Со временем кладбище заполнилось. В 1892 году специальная комиссия нашла «невозможным использовать кладбище в дальнейшем», но губернатор позволил хоронить в оградках родственников на свободных местах. В 1902 году городская дума запретила все погребения на Вознесенском кладбище. Было выбрано место для нового, которое так и не было освоено из-за плохого подъезда к кладбищу. Вплоть до середины 20-х годов продолжались захоронения вблизи Вознесенского и католического кладбищ в районе Каштака. В 1940 году закрыли и Вознесенскую церковь.
На противоположной окраине города - Спасский тракт - с середины XIX века располагалось еще одно православное Преображенское кладбище, по имени приходской церкви во имя Преображения Господня, освященной в 1868 году. Кладбище огораживала кирпичная стена с деревянной решеткой по верху. Въездные ворота открывались на центральную аллею, в арке была укреплена икона. С других сторон кладбище окружала канава и земляной вал. Правильной планировки на этом кладбище не было, хоронили по родовой или социальной принадлежности. Так, существовала «студенческая аллея», участок «политических», ссыльных революционеров. На Преображенском кладбище в отличие от Вознесенского хоронили чаще «простой люд» с деревянными восьмиконечными белыми крестами с черной надписью.
В районе Соляной площади вплоть до XX века сохранялось несколько плит и памятников старообрядческого кладбища, примерно XVII века. На одной из надгробных плит было высечено: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя, Православные христиане отцы и братия и сестры мои и мимоходящие простите… вся мне грешной ко… Богу Царю небесному представленной 1813 года 21 генваря Агриппине Васильевой Рыбниковой, жившей 67 лет и мало больше».
Там же, на Соляной площади, в начале XVIII столетия появилось первое из известных католическое кладбище, хоронили пленных шведов, поляков, литовцев и других участников Ливонской и Северной войн, а также добровольцев, пополнивших сибирское казачье войско.
За последние годы в Томске вышло три основных издания об истории местных кладбищ. Книга В.Д. Славина "Томск сокровенный" появилась в 1991 году. Историк и краевед с болью в сердце писал о непозволительно преступном отношении горожан к прошлому своего города.
Работа над книгой "Томский Некрополь" началась в 1991 году, а через 10 лет она вышла в свет в издательстве Томского университета, научные работники и студенты которого занимались поиском и сбором материалов. Всего упомянуто 3535 фамилий похороненных на томских кладбищах. Приведенная в "Томском Некрополе" информация составлена на основе томских газет и архивных источников. К сожалению, почти нет данных о погребенных на мусульманских кладбищах. Некрологи составляют значительную часть книги и дают широкое представление о той или иной эпохе, имеют историко-художественную ценность. Некоторые материалы предоставлены родными томского старожила П.В.Хандорина. Внешний облик кладбищ, оформление могил, памятники также остаются почти неизвестными.
В 2001 году издана книга "Католический Некрополь города Томска", составленная В.А. Ханевичем. Она содержит историю католических кладбищ сибирского города в XVIII -XX в.в., поименный перечень 5 тысяч погребенных, в основном поляков, в период 1841-1920 г.г. Как отметили польские коллеги, это издание "подтверждает возрождение в Сибири культа умерших предков". Что касается католиков, в большинстве своем они находились здесь не по своей воле, однако жили и работали для нее, неся культуру и прогресс, чем вносили свой вклад в развитие Сибири. И пусть память о них живет. Отец Антоний Гсель, настоятель католической общины г. Томска, в предисловии книги написал: "Великая правда заключена в том, что человек вновь и вновь бросает вызов Забвению. И это свидетельство того, что человек рожден не для смерти, а для Жизни.
Значительный приток католиков в Сибирь был во времена правления Петра I. О них напоминала так называемая Шведская гора, ныне потерявшая точное местоположение. По легенде, здесь хоронили пленных шведов, присланных из Тобольска в 1714 году. До середины XIX века на горе еще стоял высокий четырехконечный крест. Одним из свидетельств тех времен является сохранившаяся чугунная плита с надгробия томского коменданта, русского полковника, француза Томаса де Вильнева: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа аминь. На месте сем погребено тело французской нации…». Плита - единственное напоминание о старом католическом кладбище XVIII века, ее сохранил ксендз томского костела Громадский. В 1952 году плита вновь была спасена учителем и краеведом Н. В. Татауровым, нашедшим ее у входа в аэроклуб (бывший костел), об нее вытирали ноги все входящие. Она долгое время находилась в подвале музея. Сейчас ей подыскивают более достойное место.
Следы еще одного древнего католического кладбища - в противоположной части города - обнаружились при строительстве каменной церкви в 1861-65 гг., которая была разобрана в середине прошлого столетия. Находились церковь и древнее кладбище в районе студенческого городка по улице Вершинина, там впоследствии появился женский монастырь (указом Синода от 1876 г.) и монастырское кладбище, а рядом новое Преображенское кладбище, с лютернским и военным кварталами. Так время переплело в одном месте останки приверженцев разных вероисповеданий и культур. Но их признаки утрачены безвозвратно.
В 30-х годах XIX века в Томске построен первый в Сибири костел, а новое католическое кладбище расположилось вдоль Иркутского тракта за православным Вознесенским кладбищем. Здесь преобладали могилы ссыльных. Аккуратное, огороженное от тракта ажурной железной оградой, это кладбище на рубеже веков было одной из достопримечательностей города. Надгробия, фамильные склепы, мраморные памятники содержались в идеальной чистоте. Только с 1841 по 1920 годы здесь похоронено более 4800 человек разных возрастов и сословий. Это было самое многонациональное кладбище Томска. В его истории нашла отражение история многочисленной польской колонии. В годы Первой мировой и гражданской войн смертность католиков увеличилась, особенно среди военнопленных. С приходом советской власти судьба католического, да и других кладбищ стала незавидной. Они разрушались, грабились, оставались без ухода и нередко исчезали в индустриально-строительных темпах.
Следы мусульманского кладбища XVII столетия были обнаружены строителями в конце XIX века - оно тянулось вдоль нынешнего проспекта Ленина. Другое татарское кладбище располагалось на косогоре у нынешнего коммунального моста через Томь. Судя по раскопкам археологов, там хоронили еще со времен неолита.
К востоку от Вознесенского кладбища вдоль Иркутского тракта (ныне ул. Пушкина) располагалось еврейское кладбище (примерно в начале XIX века) - здесь хоронили сосланных царем Николаем I. Сохранилась эпитафия на еврейском могильном памятнике: «Стой, прохожий, не топчи мой прах, я ведь дома, а ты в гостях».
Рядом возникло новое католическое (польское) кладбище, отделенное от тракта кирпичной стеной от территории пересыльной тюрьмы канавой и земляным валом. На главной аллее с кедрами в июне 1911 года была построена часовня Святого Антония, разрушенная в 1936 году. В годы Первой мировой войны здесь хоронили военнопленных Томского лагеря. На средства пленных построили памятник
«Умершим соотечественникам», уничтоженный в 1950-х годах.
К северу от католических захоронений действовало единоверческое кладбище. На нем хоронили и старообрядцев. Для них в 1916 году выделили специальный участок земли. Въездные ворота со стороны тракта были общими для этих кладбищ, от небольшого дворика похоронные процессии расходились по своим участкам.
С годами все древние томские кладбища оказались в черте растущего города и были закрыты, затем и вовсе исчезли в строительных площадках. О них вспоминают во время находок останков, а письменных источников о погребенных на тех кладбищах не сохранилось.
Все кладбища рядом с православным Вознесенским собором были закрыты постановлением горисполкома от 7 июля 1939 года (само Вознесенское ликвидировано решением горисполкома 13 августа 1951 года). Одновременно отрылось новое городское кладбище за станцией Томск-2, которое стали называть Северным, существовавшее до конца 1973 года.
К югу от православного Преображенского вдоль Торговой улицы располагалось лютеранское кладбище, возведенное в 1880 году постановлением городской думы. Кладбище было огорожено синим решетчатым тесовым забором. На северо-западном углу имелись ворота с колоколом. В него звонили во время погребения. Кладбище было небольшое, ухоженное, с мраморными плитами и памятниками или 4-конечными крестами темно-синего цвета. На могилах высаживали много цветов.
На восток от лютеранского располагалось военное кладбище, примыкавшее к Преображенскому, туда попасть можно было через центральные ворота православного кладбища. С 1892 года южнее лютеранского расположилось новое мусульманское кладбище. Его окружал глухой серый тесовый забор.
В 1918 году к северу от Преображенского появилось кладбище, названное Советским. Там хоронили сторонников новой коммунистической веры, на могилах ставили деревянные столбики, позднее - пирамиды с красной звездой наверху. Эта традиция распространилась в советскую эпоху и на другие кладбища.
Во время Великой Отечественной войны и последующие годы на большинстве кладбищ спилили на дрова все намогильные деревья, кресты. Варварское отношение к неохраняемым и заброшенным кладбищам волновало население и власти города. В июне 1959 года горисполком Томска ликвидировал Преображенское кладбище и разрешил освоить новые земли. Лишь немногие могилы были перенесены тогда на Южное кладбище. Остальные преданы забвению.
В XIX веке в Томске наряду с двумя городскими православными кладбищами существовало два монастырских. Кладбище при мужском Алексеевском монастыре возникло с первых лет его основания в 1663 году. Хоронили на нем стольников и воевод, дьяков и градоначальников, а также архиреев, монахов и «тех благочестивых лиц», кто внесли при жизни вклады на благо монастыря или его церкви. Последнее захоронение в монастыре состоялось в 1924 году, а в 1929 решением Томского горсовета на его месте устроили парк. Сохранилась и отреставрирована, заново освящена церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. В июле 1995 года были обретены мощи старца Феодора Кузьмича, канонизированного еще в 1984 году. Их поместили в раку и установили в Казанском храме, через год произошло восстановление и освящение часовни на могиле старца.
Женский Иоанно-Предтеченский монастырь открылся в 1864 году. Для захоронений отвели немного земли в юго-восточном углу. Так сложилось, что похоронили там многих профессоров Томского университета и технологического института, других деятелей томской культуры. Горсовет в 1927 году решил закрыть монастырское кладбище, а через три года его ликвидировали. На территории монастыря был устроен студгородок Сибирского технологического института.
В 1996 году на месте кладбища возвели и освятили часовню во имя сибирской святой Домны Томской. На памятной доске у входа в часовню сделана надпись: «Сия часовня поставлена на территории бывшего Иоанно-Предтеченского женского монастыря в память о святой Домне Томской, профессорах и преподавателях Томского технологического института императора Николая II, императорского Томского университета и о всех здесь погребенных».
В часовне и на ее наружных стенах на особых памятных досках помещены имена некоторых именитых томских граждан, погребенных на монастырском и других томских кладбищах.
С древних времен в Томске хоронили около церквей, однако в 1771 году Сенат запретил подобные захоронения внутри города.
В заключение хочу поблагодарить авторов и составителей книг, с которыми мне посчастливилось познакомиться. Прочитал книги залпом, с радостью, что есть энтузиасты, сподвижники, которые ведут летопись томских захоронений. Прочитал книги с гордостью, что есть сподвижники со стороны культуры, исторической науки, которые помогают донести до молодых поколений неугасаемые ценности, которыми были жизни всех, кто жил до нас. Именно они - ушедшие - и есть наше главное достояние. Искренне благодарю авторов двух книг, которые были положены в основу моего рассказа о томских кладбищах. Надеюсь, читателям было полезно узнать о том, какое благочестивое отношение проявляли сибиряки к могилам предков.

У забытой могилы
Грачиные гнезда крыш,
Колодезный древний стон…
Сквозь дымы вижу Париж,
Величественный Пантеон.
От Сены за тысячу верст
В стране под названьем Сибирь
На горке забытый погост,
Разрушенный монастырь.
И там, где стынет закат,
Где грязь, запустение, дичь,
Лежит гаражом прижат
Старец Феодор Кузьмич.
Он помнит - повержен Париж,
Низвергнут Наполеон...
И дымы над гнездами крыш,
Как призрачный Пантеон.

Владимир Петрицкий

Материал проиллюстрирован фотографиями из книг: «Томский некрополь», изд. Томского университета. Томск, 2001 г. и «Католический некрополь города Томска (1841-1919 гг.)», 2001 г.

Сергей КЛАДОВ, кандидат медицинских наук, начальник бюро судебно-медицинской экспертизы Томской области

Редакция журнала «Похоронный дом» будет признательна всем, кто проявит заботу в поиске и пересылке в наш адрес любых книг, в которых рассказывается о русских некрополях, истории деревенских и городских кладбищ. Благодаря такой помощи мы сможем продолжить знакомить читателей с книгами по некрополистике России.

#GALLERY#
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика