Знаете, меня всё время занимает один из философских вопросов: «Книги пишутся из жизни или жизнь проживается по книгам?» Мне кажется, что первое утверждение приоритетнее. Казалось бы, нет более консервативной сферы деятельности, чем сфера ритуальных услуг. Но с другой стороны важно: а что скажут о нас наши потомки, которые уже становятся зрелыми не только в физическом, но и в моральном плане? Какой след оставим мы в новейшей истории Украины? Но мне кажется, все-таки изучение опыта работы должно черпаться не только из мифов и легенд, а в первую очередь из книг, пособий, специализированных журналов, - в первую очередь это «Ковчег», «Похоронный дом», «Реквием», а также периодические информационные бюллетени Государственного Комитета Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и периодических изданий Государственной Академии жилищно-коммунального хозяйства Минстроя Украины.
Как ни банально звучит, но историю мы с вами пишем уже сейчас, и чем она пишется - чернилами или кровью - зависит только от нас с вами. И очень обидно будет, если все упоминания о сфере ритуальных услуг с 1999 по 2006 гг. будет сводиться к описанию «военных действий» в чиновничьих кабинетах, министерствах и ведомствах, а также на съездах и семинарах.
Как мне кажется, семинары и съезды всегда (и не только сегодня) выполняют обучающую функцию и функцию обмена опытом. Без ложной скромности скажу, что регулярно посещаю практически все международные семинары по ритуальному обслуживанию. Это и Россия, и Беларусь, и страны Прибалтики, и Чехия, и Польша, и Германия, и Франция. Наиболее «плодотворная» в этом плане страна - Россия. Там практически ежеквартально проводятся то семинар, то обучающая программа, то тренинг. В России существуют факультеты при университете, предоставляющие работникам ритуальной сферы возможность получить высшее образование. Семинары и съезды дают возможность специалистам разобраться в самых разных темах. Более того, специалисты имеют возможность получить самую «свежую» информацию о новинках техники и новых технологиях, применяемых в делах бальзамирования, кремации, захоронения, производства ритуальной атрибутики и т. д.
ВО ИМЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИВУЩИХ
Очень остро поднимаются на семинарах и курсах вопросы экологической безопасности как закрытых, так и действующих кладбищ. Я думаю, почти все слышали о так называемом парниковом эффекте, угрожающем атмосфере земли. Более того, Украина не так давно ратифицировала международный договор (так называемый Киотский протокол), подключившись к международной борьбе за снижение парникового эффекта. Ведь он влечёт за собой подъём уровня грунтовых вод. Из-за чего те кладбищенские массивы, которые были в санитарно-эпидемиологическом плане безопасными, становятся проблемными зонами. А в некоторых местах - и зонами угрозы заражения. В свете данных событий, а также с учётом урбанизации населения (размеры территорий кладбищ приближаются к маленьким районным центрам с населением до 20 000), актуальным становится развитие инфраструктуры крематориев с методикой колумбарных захоронений. Речь уже не идёт о ментальности или традициях, речь идёт о безопасности живущих.
На данном этапе эта проблема просто захлестнула все мегаполисы России. И вопрос остаётся открытым.
ПОГРЕБЕНИЕ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Очень интересен, на мой взгляд, опыт прибалтийских коллег. Последние опросы населения и статистические данные говорят о том, что утилизация использованной ритуальной атрибутики, в частности венков и корзин, становится экологической проблемой. И, скажем так, последние «веяния» западного дизайна - это изделия из натурального сырья (хвоя, листья, трава и т. д.), которое, как известно, самопроизвольно утилизируется. Причем, качество изготовления, стиль и оформление остаются на самом высоком уровне.
КАЧЕСТВО И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ В ПОХОРОНКЕ
Можно отметить и последние тенденции в столь незыблемом, на первый взгляд, секторе ритуального дела, как изделия из габброгранита. Почти на всех недавних выставках были представлены памятники из гранита, отличающиеся не монументальностью и строгостью форм, а как раз наоборот. Все представленные композиции - миниатюрны и являются авторскими работами. Часть таких композиций и памятников изготовленапо эскизам знаменитых дизайнеров. Опыт привлечения специалистов из других областей искусства позволил расширить спектр материалов, из которых изготавливают ритуальные памятники. Это латунь, медь, различные группы металлов, сплавов, дерево, камень (отнюдь не гранит) и т. д. Т. е. каждый памятник является произведением искусства, и такие изделия при массовом производстве позволят превратить города забвения в мемориально-парковые зоны.
Сама эпоха, в которой мы живём, требует, чтобы мы с вами росли и в интеллектуальном, и в профессиональном плане. Техника продажи «купи - сделай накрутку - продай» в данный момент не работает. Не всегда жажда прибыли и рентабельности приводит к успеху в нашем бизнесе. Для нации, у которой смертность превышает рождаемость, вопрос о ритуальном обслуживании стоит очень остро. Но вместо серьезного подхода к этой проблеме, все, от кого это зависит, стараются ее не замечать. В какой-то мере их можно понять: люди склонны критиковать или не воспринимать то, чего
боятся и не понимают. Впрочем, знать тонкости ритуального дела родственнику покойного вовсе не обязательно. Но эти тонкости необходимо знать работнику похоронного бюро! А для этого должны создаваться условия как государством, так и теми, кто занимается этим бизнесом. В нашем деле профессионализм должен проявляться и в психологическом, и в интеллектуальном, и в технологическом плане.
Опыт общения с представителями Прибалтики, чехами, поляками, немцами, итальянцами, американцами говорит о том, что потребителей уже не удивишь дизайнерскими изысками в ритуальной атрибутике. Сегодня главное их требование - это качество и профессионализм. А качество может обеспечить только обученный персонал. И обучение не должно быть оторванным от практики, в том числе и стажировок.
Недалёк тот час, когда и Украина присоединится к Евростандарту prEN 15017. Отмечу, что требования и к персоналу, и к руководителям в Европе настолько высоки, что невольно начинаешь завидовать качеству западного ритуального обслуживания. Безусловно, там другой менталитет. Но ведь не только им, но и нам нужно, чтобы в тяжелую минуту рядом оказался человек, который сможет и выслушать, и профессионально помочь. А чтобы помощь была качественной - этому надо обучаться.
Дмитрий САЛО, генеральный директор бюро «Анубис», советник президента ВАРПО
#GALLERY#