Венец жизни праведника

29.05.2008

Венок жизни  В древности победителей увенчивали венками; в нашем случае это венец жизни праведника,  символ вечного спасения. Форма венка объединяет небесную символику круга (совершенство) и кольца (вечность). В античной, иудейской и христианской традициях венки были царскими атрибутами и имели защитную силу (носители олицетворяли себя с божествами). Позже венки стали применяться в похоронах.
Венец жизни праведника - его кончина. Смерть - конец только земной жизни, разлучение души с телом, умирание, состояние отжившего. И важно воспринимать ее как переход к воскресению, к вечной, духовной жизни. Например, поминальные венки - признание смертности, однако их форма  в виде кольца предполагает вечность и долгие воспоминания. Поэтому покойного отправляют в последний путь с венками (как правило, хвойными, что подчеркивает общую символику бессмертия), которые украсят его могилу. Венец с двумя ангелами, трубящими о прибытии души усопшего, символизирует это переходное состояние в иную, вечную жизнь. Ангелы удерживают венок в честь усопшего и дудками прославляют жизнь праведника, заслужившего спасение и жизнь после смерти.
Смерть, как и рождение, формирует границы человеческой жизни. Смерть – итог, но не конец, а венец жизни, она с самого начала «присутствует» как упорядочивающий жизнь элемент. Но человек старается не думать о смерти, всячески отгоняет мысли о ней или же полагает, что смерть очень далеко от него. Мудрецы же с древних времен говорили: «Помни о смерти!» Для чего нужно помнить о смерти? Разумеется, не для того, чтобы отравлять себе жизнь и постоянно мучиться страхом. Помнить о смерти – значит, каждый день жить так, как будто это последний день твоей жизни.
Предполагается, что даже дурной человек хоть в последний день постарается прожить по-человечески – не лгать, не воровать, не убивать. Покаяться в грехах. Человек, будучи конечным существом, отличается от животных тем, что прилагает к своей конечности масштаб безусловного и бесконечного. Он должен жить так, говорит философия, как если бы впереди его ожидала вечность.
В том смысле, что он брал и будет брать на себя задачи, для выполнения которых заведомо не хватит собственной жизни. Творя, любя, делая добро, он прорывается в вечность, побеждая смерть. И получает венец бессмертия.
Уместно вспомнить Ф. М. Достоевского: «Каждый из нас, несомненно, в ответе за всех и за вся на земле. Это сознание есть венец жизни каждого человека на земле… Путь спасения один - возьми и сделай себя ответственным за все человеческие грехи. Это и в самом деле так, ибо как только ты себя искренне сделаешь ответственным за всех и за вся, тотчас же увидишь, что так и есть в самом деле и что ты и являешься ответственным за всех и за вся». В Священном Писании жизнь представлена как непрерывный подвиг, борьба. Победитель в этой борьбе получает награду - венец, содержание его - жизнь, не знающая смерти: «побеждающий не потерпит вреда от второй смерти»
(Откр. 2.11). Известны четыре венца, которыми человек награждается за праведную жизнь. Второй венец - венец жизни - упоминается в Библии дважды, в разных местах. Это свидетельствует о том, что упоминание о нем в Новом Завете не было просто фигурой речи, использованной одним апостолом, но служило специальным термином для обозначения награды. О венце жизни писали апостолы Иаков и
Иоанн, которые придавали ему один и тот же смысл: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его (Иак. 1:12).
«Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в  темницу,  чтоб искусить вас, и будете иметь скорбь дней  десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Отк. 2:10). Венец жизни предназначен христианам, которые переносят искушение и тверды духом до самого конца, даже в момент мучений. Этого венца особенно заслуживают те, кто страдает от преследований и терпит муки во имя Христа (Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня; радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. - Мф. 5:11-12). Путь добра, путь к жизни вечной – тернистый скорбный путь, но для добролюбивых душ он вожделенный и приятный путь.
Недаром Господь назвал этот путь «игом благим» и «бременем легким», ибо с идущими сим путем неразрывно шествует Сам Бог и сглаживает тернии, встречающиеся на их пути, делает их легкими и переносимыми.
В христианской символике венок – награда достигшим Царствия Небесного, знак победы над тьмой и грехом, как венец Девы Марии, мученичества. Впоследствии венок стал важнейшей деталью декорации христианских погребальных памятников. В качестве главного элемента его изображение встречается с V в. на огромном количестве надгробий и саркофагов Средиземноморья (в том числе на порфировых саркофагах византийских императоров), на надгробных плитах в Западной Европе эпохи Средневековья и в переработанном виде на надгробиях на Руси в XIII–XV вв.
Широкое распространение в христианском искусстве венок получил как знак победы и триумфа Христа.
Известны разнообразные сочетания: крест-хризмон в венке, несомом двумя ангелами, на рельефе мраморного «саркофага младенца» около 400 г. (Археологический музей, Стамбул); венок в композиции с крестом и монограммой Христа, например, на окладе Евангелия из Лорша (начало IX в., Ватиканская библиотека); в Этимасии, как на мозаиках базилики Санта-Мария Маджоре в Риме (1-я половина V в.) или на алтаре короля Ратхиса в церкви Сан-Мартино в Чивидале-дель-Фриули (середина VIII в.); вписанное в венок изображение Агнца – на мозаиках в капелле Сан-Джованни Эванджелиста в церкви Сан-Джованни ин Латерано в Риме (VI в.) и церкви Сан-Витале в Равенне (около 547 г.) или Креста – на мозаике церкви Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне (V в.) и др. В венок могут быть вписаны оглавные изображения святых, например, символы и образы евангелистов на пластине реликвария из Миланского собора (V в.). Многочисленные саркофаги ранневизантийского времени украшены фигурами апостолов с венцами на головах или в руках либо фигурами праведников, которые на покровенных руках подносят венец Христу, сидящему на возвышении (например, в композиции «Traditio Legis» на рельефах саркофагов «Ринальдо» (V в., Равенна) и из церкви Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне (V в.).
В христианской традиции, закрепившейся в веках, венец является символом подвига веры и духовной чистоты. Поэтому естественным является украшение усопшего цветами: тем самым живущие свидетельствуют о своем молитвенном уповании на то, что Господь сподобит покойного стать сопричастником Царства Небесного.
Голова умершего христианина символически украшается венцом, как воина, одержавшего победу на поле брани. Это означает, что подвиги христианина на земле в борьбе со всеми одолевавшими его пагубными страстями, житейскими соблазнами и прочими искушениями уже кончились. Теперь он ожидает за них награду в Царстве Небесном. На венчике находится изображение Господа Иисуса Христа, Богородицы и святого Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, со словами Трисвятого («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас»), что означает: свой венец, который дается каждому по совершении подвига и соблюдении веры, усопший надеется получить по милосердию Триединого Бога и по ходатайству Божией Матери и Предтечи Господня.

В этом году редакция журнала «Похоронный дом» принимала участие в ежегодной выставке в Болонье (Италия) «Tanexpo 2008». Во время поездки в Европу группа похоронных директоров останавливалась в гостинице во Франкфурте. На стене этого небольшого отеля обратили внимание на старинный металлический венок. Владелец гостиницы госпожа Хердтляйн (на фото) любезно согласилась передать этот символ в дар редакции журнала. Венок передан в Музей мировой погребальной культуры в Новосибирске.

#GALLERY#
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика