RSS Распечатать

Петербургские некрополи

При вступлении в ASCE (Association of Significant Cemeteries in Europe) на конференции в Норвегии, посвященной  роли кладбищ в обществе наша Ассоциация представила четыре наиболее интересных, с исторической точки зрения, петербургских кладбища.
Смоленское - одно из старейших кладбищ города, кладбище-парк и одновременно место паломничества верующих к православным святыням. Это часовня Святой Ксении Блаженной - покровительницы Санкт-Петербурга.
Знаменитое Волковское кладбище, которое состоит из нескольких отдельных территорий. Наиболее известные - это «Литераторские мостки», где находятся могилы знаменитых русских писателей и поэтов; одно из старейших в городе православное кладбище и самое большое в Санкт-Петербурге
лютеранское.
Серафимовское кладбище - исключительно важное для нас, потому что здесь находится большое количество военных мемориалов.
Новодевичье кладбище - некрополь, где с XIX века хоронили самых выдающихся жителей Петербурга,  ставшее в последнее время популярным местом для прогулок и отдыха горожан.
Представленные кладбища - лишь малая часть богатейшего исторического наследия Санкт-Петербурга.
Надеемся, наши материалы заинтересуют вас, и эти некрополи ослужат хорошим дополнением к другим туристическим достопримечательностям нашего города.

СМОЛЕНСКОЕ КЛАДБИЩЕ
Смоленское кладбище на Васильевском острове было учреждено по указу Сената в 1756 году, хотя есть свидетельства, что захоронения на этом месте существовали и ранее.
Название кладбища, скорее всего, появилось после завершения в 1790 году строительства храма во имя Смоленской иконы Божией Матери.
Начиная с 18 века, на Смоленском кладбище хоронили как простых людей, так и замечательных деятелей науки и искусства. Были сформированы специальные площадки Академии наук, Академии художеств, Александринского и Мариинского театров, Петербургского университета. До революции 1917 года это кладбище было одним из самых больших в стране - к началу 20 века здесь было погребено около 700-800 тысяч человек. Смоленское кладбище всегда славилось благотворительной деятельностью. В 19 веке при кладбище действовала богадельня для вдов и сирот священников,
церковно-приходская школа, приют для детей воинов, погибших в русско-японскую войну.
После прихода советской власти разрабатывались проекты упразднения Смоленского кладбища. В это время могилы многих известных художников, артистов и писателей были перенесены отсюда на другие городские кладбища. Например, перенесли на Литераторские мостки Волковского кладбища прах Александра Блока, но вспомнить поэта почитатели до сих пор собираются и на Волковском кладбище, и на Смоленском. К сожалению, еще некоторые замечательные захоронения утеряны бесследно.
Сейчас на Смоленском кладбище можно увидеть захоронения ученого Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского, художника Владимира Егоровича Маковского, вице-адмирала Павла Степановича Нахимова. Но самая дорогая для петербуржцев личность, связанная с этим кладбищем, - почитаемая святая Ксения Блаженная, одна из покровительниц города, которая при жизни почиталась скорой помощницей и чудотворицей. Она жила, предположительно, во второй половине 18 века, помогала в строительстве храма Смоленской Божией Матери здесь же, на Смоленском кладбище, была похоронена. В 1902 году над могилой Ксении возвели часовню.
Часовню всегда, и в советское время, посещали сотни верующих. Лишь в годы блокады, когда часовня была заперта, для молитв люди стихийным образом избрали другое место - одно из семейных захоронений, на надгробии которого в мозаике был изображен лик Христа. В конце 1980-х годов часовня Ксении Блаженной была отреставрирована и заново освящена. А совсем недавно по инициативе православной церкви и при участии Ассоциации предприятий похоронной отрасли Санкт-Петербурга восстановили и надгробие, послужившее местом молитвы для жителей блокадного города.
В наши дни люди из разных городов и стран совершают паломничества на Смоленское кладбище, испрашивая у Ксении исполнения самых сокровенных чаяний.

ВОЛКОВСКОЕ КЛАДБИЩЕ
История этого места начинается с указа Сената об учреждении кладбища, изданного в 1756 году. Свое название оно получило от существовавшей во время его основания деревни Волково, которая находилась напротив кладбища за рекой. Сейчас это название объединяет несколько кладбищ: Волковское православное, Волковское лютеранское, Литераторские мостки и Нововолковское.

Православное кладбище
Кладбище располагается между Расстанной улицей и рекой Монастыркой, недалеко от станции метро «Лиговский проспект». Записи 17 века указывают, что в этой местности до строительства города было много волков. И даже в 18 веке стаи голодных волков нередко нападали зимой на скот и жителей деревни. С появлением на этом месте кладбища развилась целая мифология, связанная с волками. Ходили слухи, что каждую ночь на кладбище собираются стаи волков, чтобы полакомиться мертвыми телами тех, кого бедные или жадные родственники просто оставили, не захоронив.
Поначалу Волковское кладбище было бедным и доходов практически не приносило. Кладбищенские земли не благоустраивали, захоронения делались в основном стихийно. Места для могил выбирали сами родственники, и поэтому копали могилы не рядами, по прямой линии, а без всякого порядка. Этим объясняется современный вид старинной части кладбища, которое больше напоминает дикий парк, чем упорядоченный некрополь.
За историю существования Волковского православного кладбища на нем было построено несколько сначала деревянных, а потом и каменных церквей. В наши дни действующим храмом является только церковь Святого Праведного Иова Многострадального, возведенная в конце 19 века над могилой купца Иова Крюкова на средства его вдовы. Возникшая в это время традиция погребения у церкви купеческих семей и возведение нехарактерных прежде внушительных склепов во многом определили современный облик кладбища. Таким образом, в 18-19 веках Волковское православное кладбище становится одним из крупнейших в Петербурге. Но в советское время, особенно в тяжелые для страны 20-30-е годы, его территория  значительно сократилась, немало надгробий и памятников пострадало.
Сейчас кладбище сохраняет статус действующего, и рядом со старинными захоронениями и семейными склепами появляются современные строгие надгробия и обелиски.

Литераторские мостки
Литераторские мостки - совершенно особая и крайне интересная для истории часть Волковского кладбища, расположенная на северо-востоке его территории. Здесь сконцентрированы захоронения писателей, музыкантов, ученых и других замечательных людей, оставивших след в истории российской культуры. Само название «Литераторские мостки» имеет бытовое происхождение. В 18-19 веках по причине вечной сырости и грязи дорожки кладбища мостили досками - так называемыми «мостками». Существовали Цыганские, Немецкие и другие «мостки» - а во второй половине 19 века появились и Литераторские.
Историю Литераторских мостков можно отсчитывать от 1802 года. В этом году на Волковском кладбище был похоронен писатель Александр Николаевич Радищев, автор знаменитой повести «Путешествие из Петербурга в Москву». Точное местонахождение его могилы неизвестно. Она была утрачена еще в 19 веке, но не был забыт сам факт захоронения замечательного писателя на Волковском кладбище.
В 1848 году здесь был похоронен публицист и литературный критик Виссарион Григорьевич Белинский, а 13 лет спустя рядом похоронили критика Николая Александровича Добролюбова. Погребение Добролюбова рядом с Белинским положило начало традиции, которую затем закрепили похороны критика и публициста Дмитрия Ивановича Писарева. Постепенно вблизи могил трех замечательных критиков стали группироваться могилы литераторов. Во второй половине 19 века на этом участке были захоронены Иван Сергеевич Тургенев, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, Николай Семенович Лесков и другие известные писатели и критики. В это же время появилось и название места «Литераторские мостки».
Традиция погребения на этом участке деятелей культуры не прекращалась и в 20 веке. В разное время здесь были похоронены писатель Александр Куприн, поэтесса Ольга Берггольц, ученые Дмитрий Иванович Менделеев, Иван Петрович Павлов, а также музыканты, артисты, режиссеры и другие люди, без которых немыслима история российской, а часто и мировой науки и культуры.
На Литераторских мостках находится около 500 надгробных памятников, которые представляют собой не только исторический, но и художественный интерес. Многие из них - это настоящие произведения искусства, созданные замечательными скульпторами.
С 1933 года кладбище официально считается закрытым и имеет статус музея, однако в действительности захоронения выдающихся людей здесь проводятся и в наше время. Проведение церемоний прощания и захоронения целиком доверяют предприятиям Ассоциации.
В последние годы на Литераторских мостках с нашим участием были погребены актеры Бруно Фрейндлих, Николай Трофимов, композитор Андрей Петров.

Лютеранское кладбище
Петербург с самого начала своего существования был многонациональным городом, почти одновременно с его возникновением началась история петербургских кладбищ для представителей неправославных конфессий. Поскольку среди петербургских иностранцев преобладали немцы-лютеране, иностранные кладбища в 18 веке чаще всего называли лютеранскими, хотя хоронили на них, например, и католиков, и приверженцев англиканской веры.
Волковское лютеранское кладбище, расположенное напротив православного, было основано в 1773 году, после закрытия лютеранского некрополя в северной части города.
Порядок распределения мест на кладбище в 18-19 веках зависел не только от цены, которую могли заплатить родственники покойного, но и от церковной общины, к которой он принадлежал. Привилегией пользовались прихожане церквей Святого Петра и Святой Анны, так как эти общины были инициаторами основания кладбища. Остальных петербургских иностранцев хоронили на менее выгодных основаниях. В то же время община Святого Петра неизменно выделяла средства на достойные похороны бедняков, обеспечивая ритуал всем необходимым.
На очень высоком уровне находились делопроизводство и регистрация захоронений. Сейчас по сохранившимся книгам записей можно восстановить около 40 000 имен захороненных и месторасположение некоторых могил.
Своей церкви на кладбище не было, поэтому отпевание совершали в храмах, находящихся в городе. Завершенный архитектурный облик кладбище приобрело в конце 19 - начале 20 века. К этому времени здесь была построена часовня, сооружены каменные ворота, а также два служебных здания для продажи цветов и памятников и других целей.
После революции 1917 года Волковское лютеранское кладбище претерпело разрушения. Деревянные постройки были разобраны и пошли на топливо. Позднее ворота и часовню разобрали на кирпичи. В 30-40-е годы некоторые захоронения были перенесены в музейный некрополь Александро-Невской лавры, а уже после Второй мировой войны в музей переносились просто художественно ценные надгробия, без перезахоронения.
Сейчас это самое большое лютеранское кладбище в Петербурге. Здесь похоронены журналист и издатель Николай Иванович Греч, члены династии художников Бенуа и немало других выдающихся людей.

СЕРАФИМОВСКОЕ КЛАДБИЩЕ
Серафимовское кладбище, находящееся сейчас недалеко от станции метро «Старая деревня», было основано в 1905 году.  Церковь Святого Серафима, по имени которой получило название и кладбище, была построена и освящена в следующие два года.
Район города, в котором располагалось кладбище, был населен преимущественно бедными людьми и вчерашними крестьянами, которые пришли в город на заработки. Соответственно, очень скромным было и кладбище.
Особого лица Серафимовское кладбище не имело до середины 20 века. В трагический период истории оно стало вторым после Пискаревского кладбища местом для массовых захоронений жителей, погибших в осажденном Ленинграде, и солдат, павших в боях за освобождение города. Во время блокады к кладбищу постоянно подъезжали грузовики, наполненные телами, собранными по всему городу. По подсчетам, в эти годы на Серафимовском кладбище было похоронено не менее ста тысяч человек, а не исключено, что в действительности в два и даже три раза больше.
Захоронения здесь проводились на протяжении еще двадцати лет после войны. В 1965 году на месте 16 братских могил был торжественно открыт памятник жертвам блокады Ленинграда. В его центре - четырехпролетный портик из серого гранита. На фоне мощных пилонов стоят скульптуры, изображающие защитников и жителей города; перед портиком горит Вечный огонь.
К настоящему времени сформировался особый характер Серафимовского кладбища: оно считается военно-мемориальным. Новые могилы - это, как правило, захоронения военных и служащих, погибших при исполнении своего долга. Например, здесь захоронены пожарные и милиционеры, моряки-тихоокеанцы, погибшие при авиакатастрофе 1981 года, матросы теплохода «Механик Тарасов», который затонул в Атлантике в 1982 году. В 1998 году установлен памятник воинам, погибшим в Афганистане.
В 2000 году на Серафимовском кладбище были похоронены 32 подводника из экипажа погибшей подводной лодки «Курск». Три года спустя на месте захоронения установили памятник в виде куба с бронзовым буревестником, на лицевой стороне которого выгравированы координаты места, где затонула лодка, а на обратной - слова из предсмертной записки капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова: «Отчаиваться не надо».
В памятные дни мемориалы собирают ветеранов войн, членов семей погибших, простых граждан. Дань памяти погибшим отдают и петербургские школьники: часто классы берут под свою опеку отдельные могилы и ухаживают за ними.

НОВОДЕВИЧЬЕ КЛАДБИЩЕ
Новодевичье кладбище располагается в южной части Санкт-Петербурга.  Название кладбища происходит от Новодевичьего монастыря, который был устроен по указу императрицы Елизаветы Петровны. Первые захоронения датированы 1850-м годом. В 19 - начале 20 века это кладбище было одним из самых привилегированных в Петербурге. Здесь хоронили только людей ысших сословий, среди которых было множество как видных государственных деятелей, так и писателей, поэтов и ученых. Кладбище было богато и по благоустройству уступало, возможно, только некрополям Александро-Невской лавры.
Поскольку похороненные на Новодевичьем кладбище имели высокий социальный статус, после большевистской революции множество могил было заброшено. Родственники многих похороненных были вынуждены эмигрировать, а оставшиеся были репрессированы. В 1920-1930-е годы были разрушены могилы, уничтожены скульптуры и ограды, разобраны здания трех церквей. С Новодевичьего кладбища в музейный некрополь Александро-Невской лавры были вынесены останки знаменитых деятелей культуры, например, художника Александра Андреевича Иванова и композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова.
Местами кладбище не уступает лучшим паркам Петербурга, местами - находится в первобытном, неприглядном состоянии; но, безусловно, представляет художественный и исторический интерес и по праву заслуживает свое место среди некрополей Петербурга.

 


Тематики: некрополи Санкт-Петербургакладбища

20.03.2008


Делясь ссылкой на статьи и новости Полемики в соцсетях, вы помогаете нашему сайту. Спасибо!

Источник: http://polemika.com.ua/article-140548.html

Ваше имя*
Ваш E-mail*
Сообщение*
 
ООО "Кировский похоронный дом" ищет инвесторов для строительства крематория

Для профессионалов похоронной отрасли

Эпитафии

Опрос дня

Хотели бы вы заключить прижизненный договор?






  


События в мире

necropolist.narod.ru

cae?uou
Яндекс.Метрика
Ni?aai?iee ?eooaeuiuo oneoa ?in?eooae