ПЕРВЫЙ ЭТАП ДО 1991 ГОДА
В соответствии с законом РФ «О погребении и похоронном деле» похоронное дело рассматривается как самостоятельная отрасль, имеющая свои специфические особенности и этапы развития.
Анализируя развитие ритуально-похоронной сферы как единой отрасли, как единого целого комплекса страны, за последние 20 лет, выделим три основных этапа:
Первый этап - функционирование отрасли при централизованной плановой экономике (до 1991 года).
Второй этап - переход отрасли к рыночным отношениям, формирование новой нормативной базы. Этап продолжился до отмены в 2001 г. лицензирования ритуально-похоронной деятельности.
Третий этап - становление в отрасли рыночных отношений, стабилизация в работе хозяйствующих субъектов ритуально-похоронной службы. На этом этапе отрасль находится в настоящее время, хотя в некоторых регионах можно увидеть элементы этапа перехода к рынку.
Такая классификация базируется на анализе развития отрасли прежде всего по крупным городам России, таких как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск. Как и любая классификация, выделение этапов является достаточно условным. Не везде эти этапы достаточно выражены, но как
тенденции они присутствуют практически во всех регионах.
Основными объектами проводимого анализа являются имеющиеся в данном регионе процессы формирования и функционирования предприятий и организаций отрасли, а также отношения, возникающие между ними, отношения с органами государственного и муниципального управления.
Похоронная сфера - это прежде всего отрасль в рамках конкретного региона. Однако есть элементы этой сферы и на федеральном уровне, которые функционируют по стране в целом в составе национального комплекса отрасли.
При анализе учитываются следующие факторы:
1 Степень формирования национального комплекса ритуально-похоронной сферы и составляющих его элементов в частности:
- Наличие хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм и ассортимента предоставляемых ими услуг. Уровень удовлетворения потребностей в ритуально-похоронных услугах.
- Экономические условия работы предприятий отрасли.
2 Степень разделения труда в отрасли - организованное по разным хозяйствующим субъектам:
- производство предметов ритуально-похоронного назначения:
- реализация таких предметов населению;
- работа кладбищ, крематориев, пантеонов, моргов и предоставление ими соответствующих услуг;
- производство элементов надгробных сооружений - памятников, крестов и других религиозных символов, оград, цоколей, цветников, а также их установка, монтаж и т. д.;
- прием заказов на комплекс ритуальных услуг и оказание части их до кладбища с одновременной реализацией предметов ритуального назначения (кроме надгробных сооружений).
3 Участие частных, коммерческих структур в предоставлении ритуально-похоронных услуг и в развитии материально-технической базы отрасли. Оснащенность отрасли современными машинами, механизмами, автотранспортом, погрузочно-разгрузочной техникой, коммунальной техникой
(мусороуборочные, снегоуборочные, поливальные машины и т. д.).
4 Привлечение в отрасль высококвалифицированных работников различных специальностей и профессий.
4.1 Система подготовки и переподготовки профессиональных кадров, использование системы начального, среднего и высшего профессионального образования, а также дополнительного образования.
5 Развитие нормативно-правовой базы функционирования отрасли (законы, постановления, правила, стандарты, инструкции). Наличие нормативов, в соответствии с которыми можно оценить состояние отрасли, в том числе нормативов, определяющих:
- количество свободных для захоронения площадей кладбищ на 10 тысяч населения района, города, региона;
- количество крематориев (кремационных печей) на 10 тысяч населения района, города, региона;
- количество техники, рабочих, инвентаря на 1 га кладбища;
- количество элементов инженерно-коммунального назначения на 1 га кладбища (туалеты, водоразборные колонки и т.д.);
- количество площадей административно-производственных зданий на 1 га кладбищ;
- количество автокатафального транспорта и автобусов на 10 тысяч человек обслуживаемого населения.
Степень развития научно-проектного обеспечения отрасли и учебно-методического потенциала.
Наличие генеральных планов развития кладбищенского хозяйства в субъекте Российской Федерации, крупном городе, муниципальном образовании и генерального плана развития каждого кладбища.
Формы государственного и муниципального регулирования, формы поддержки функционирования и развития ритуально-похоронной отрасли.
РАЗВИТИЕ ОТРАСЛИ В ПЕРИОД ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ ПЛАНОВОЙ ЭКОНОМИКИ (ДО 1991 ГОДА)
Предприятие ритуальных услуг обычно называлось в тот период предприятие, объединение, трест, комбинат спецобслуживания.
Противостояние коммерческих интересов церквей и ритуальных фирм достигло в этот период своего пика. Удельный вес отпеваний в первое десятилетие заметно возрос, церковь вновь громко заявила о своем праве на участие в погребальном обряде, наложив тяжелый запрет для похоронщиков на изготовление ритуальной продукции - венчиков, литературы, свечей, погребальных покрывал. Но
зарождающаяся конкуренция, интересы бизнеса заставили новых производителей похоронных товаров осваивать производство крестов из пластмассы, трафаретным способом изготавливать церковные наборы в гроб, отливать восковые свечи...
Несмотря на то что число верующих в новой России не превышало 20%, ритуальные ЧП стремились разместить свои магазины ближе к церквям.
Термины «ритуальный», «похоронный», как правило, не употреблялись. Все такие предприятия ритуальных услуг были государственными. Они создавались и функционировали строго в границах города, области или района, населенного пункта или группы населенных пунктов. Каждое предприятие
являлось монополистом на своей территории и представляло собой многопрофильный комбинат с полным циклом производства и реализации ритуально-похоронных услуг и предметов похоронного назначения. Единое натуральное хозяйство в каждом городе, районе, иногда в области, крае, республике.
Похоронные дома стремились дружить с церковными служителями, полагая, что сотрудничество привлечет больше клиентов. Некоторые даже предоставляли место для церковных киосков.
Типичный состав такого предприятия по подразделениям:
- кладбище;
- крематорий (в некоторых городах);
- бетонный цех по производству надгробных сооружений, цветников, цоколей и т. д.;
- цех гранитных изделий по изготовлению памятников и других изделий из натурального камня или композиционных материалов;
- автобаза катафальных автобусов, грузовых и легковых автомашин;
- база снегоуборочной, мусороуборочной техники, подъемно-транспортных и других механизмов;
- деревообрабатывающий цех (фабрика) по производству гробов, деревянных крестов и других изделий из древесины;
- цех металлоизделий по производству и монтажу оград, металлических памятников и религиозных знаков;
- цех искусственных цветов, венков, траурных лент, траурной одежды;
- сеть пунктов в городе (в районе) по приему заказов на комплекс ритуальных услуг с выставочным залом в каждом пункте, в котором представлены предметы ритуального назначения. Как правило, в таком пункте располагался агент ритуальной службы и представитель ЗАГСа. Здесь же были представители других предприятий сферы услуг: фото, кафе и столовых для организации поминок, музыкальное сопровождение, легковой и автобусный автотранспорт и т. д.;
- база комплектации заказа, где располагался склад гробов, венков, ритуальной одежды, других изделий похоронного назначения;
- диспетчерская, которая распределяла по времени и ресурсам заказы на катафалки, кремации, регулировала время захоронений по кладбищам.
Бесспорными лидерами становятся ритуальщики, которые смогли собрать ресурсы и вложиться в автоматическое производство, в приобретение термопластавтоматов. Таких крестов за короткое время было отлито из пластмассы и алюминия несколько десятков миллионов.
На каждом предприятии, как в натуральном хозяйстве, все делали сами: гробы, венки, цветы, ленты, памятники из натурального и искусственного камня; памятники, кресты из металла, дерева и т. д.; цоколи и цветники, надгробные сооружения; массовым порядком делались изделия из железобетона. Отдельные предприятия обменивались между собой предметами ритуального назначения.
Бесспорным лидером в похоронном транспортном обслуживании был автобус ПАЗ, который позволял совмещать две функции: транспортировку гроба и родственников. В те оды санитарные врачи не обращали внимания на такое соседство, а представления прощающихся об инфекционных опасностях
мертвого тела для живых были ничтожными. Люди вообще не задумывались на эту тему, а брезгливость к мертвому телу считали чуть ли не пороком.
Указанная структура была характерной для крупных предприятий в городах, или для предприятий,
работающих на область, на несколько районов, на несколько поселений. В сельской местности все нередко ограничивалось одним кладбищем на одно или несколько сел без каких-либо подразделений. Обычно такое кладбище входило в состав местного райжилкомхоза. В качестве катафалков здесь
нередко использовался подручный грузовой автомобильный или гужевой транспорт. Гробы изготавливали местные столяры. Могилу копали соседи покойного.
Первые зарубежные катафалки (бывшие в употреблении) начали поступать в Россию в начале 90-х. Потребность в таких машинах была продиктована многочисленными убийствами лидеров уголовных группировок. Рядовые граждане оставались приверженцами ПАЗиков, Газелей, УАЗиков и несмотря на уговоры похоронщиков пересесть в отдельно от гроба следующие автобусы, наотрез отказывались от поездок в престижных мерседесах и фордах и продолжали ездить на кладбище в одном автобусе с телом любимого усопшего.
Экономические условия работы ритуальных организаций
Условия, в которых работали ритуальные организации, были одинаковые, как для других предприятий сферы услуг. Они определялись рядом административных ограничений. Вот некоторые из них.
Ассортимент услуг и цены на них жестко определялись и контролировались вышестоящей по отношению к предприятиям организацией. Другими словами, цены были только государственными. Размер зарплаты работникам, нормы времени на производство работ также определялись вышестоящей организацией, как правило, зарплата у работников была крайне низкая, что подталкивало многих из них (особенно землекопов) к вымогательству «благодарности» за каждую оказанную услугу.
В те годы ритуальные услуги были включены в перечень бытовых услуг населению
Сырье, материалы, оборудование, автокатафалки, поставлялись предприятию в плановом, централизованном порядке на основании заявок предприятия. При этом ценилось умение составить заявку, доказать ее обоснованность, а затем уметь «выбить» выделенные фонды в снабженческо-сбытовых организациях.
Привычки советской административной системы еще долгие годы имели отражение в вывесках похоронных фирм, которые писались строго в императивном тоне: проезд на кладбище на личном транспорте строго воспрещен, мусор не бросать... А сами ритуальные ЧП, строго регламентируя часы работы, подражали МУПам и бывшим советским учреждениям.
Лимиты на капитальное строительство определялись региональными и республиканскими плановыми
органами. Справедливости ради, следует отметить, что лимиты апвложений обеспечивались всеми материальными ресурсами, в том числе лимитами подрядных работ, поставками сырья, материалов, оборудования.
Отдельные МУПы производили в год до 20 и более тысяч деревянных гробов, обитых ситцем. Огромные масштабы требовали автоматизации. Лидеры охотно перенимали опыт мебельщиков, внедряя пневмопистолеты. В тот период похоронному делу уделяли самое серьезное внимание руководители страны и регионов. Так, 20 лет назад были построены за счет государства сложнейшие похоронные комплексы - крематории в Свердловске, Ленинграде, Москве. Эти комплексы до настоящего времени являются образцом комплексного подхода к организации ритуального обслуживания и практически отвечают современным требованиям комплекса «Похоронный дом». Для этих объектов были выделены хорошие участки земли, большие (до 40 и более гектаров), отвечающие современным требованиям. Создание и
проектирование комплексов велось на собранной научной основе и осуществлялось специализированными научными и проектными институтами.
Земля под кладбищами, под объектами похоронного назначения была государственная, т. е. бесплатная. Она выделялась в распоряжение предприятия спецобслуживания практически без каких-либо ограничений на бессрочное и безвозмездное пользование в размерах, необходимых для
организации похоронного дела. Не существовало такого понятия, как «выкуп земли» под кладбище, «аренда земли» или «компенсация упущенной выгоды». Естественно, что государство не продавало самому себе землю, и не брало плату за пользование землей с государственных предприятий.
В то же время должное правовое оформление выделяемых под кладбище земельных участков не проводилось. Как итог - до настоящего времени по ряду кладбищ нет четко установленных границ и правоустанавливающих документов.
Помещения, здания и сооружения строились за счет государственных средств по установленным государственным санитарным (СанПиН) и строительным (СНиП) нормам и правилам. По окончании строительства объекты принимались государственной комиссией при участии представителей органов государственного управления, похоронного предприятия, контролирующих организаций и т. д.
Все объекты недвижимости передавались предприятию спецобслуживания безвозмездно, не облагались
арендной платой и какими-либо налогами на имущество.
Все предприятия кредитовались через соответствующие банки из расчета 2-3% годовых. В качестве обеспечения принималось незавершенное производство по изготовлению памятников, железобетонных изделий и т. д.
Норма начислений на зарплату составляла всего 5,4%, это аналог сегодняшнему (современному) единому социальному налогу, который сейчас составляет около 26%.
С учетом того, что сырье, материалы, энергетические ресурсы, коммунальные услуги были недорогие, цены на услуги похоронных организаций также были невысокими и вполне доступными всем гражданам. При этом удельный вес зарплаты в себестоимости услуг составлял 30-40%.
Ведомственная принадлежность предприятий
Предприятия похоронного назначения, основу которых составляли кладбища, обычно входили в систему
жилищно-коммунального хозяйства в соответствующем районе, области, городе. Минжилкомхоз республики разрабатывал нормативные документы, контролировал их исполнение, организовывал подготовку и разработку планов развития отрасли на 5 и более лет, а также годовых планов.
В соответствии с утвержденными планами в регионах России строились или создавались кладбища (в том числе такие элитные, как Троекуровское в Москве), крематории, выделялись земли под них, закупалось оборудование, катафалки, подъемно-транспортные механизмы и т.д. В сооружении похоронных объектов преобладал подход создания больших комплексов. В Ленинграде создано Южное
кладбище площадью около 300 га, крематорий с кладбищем площадью 40 га, в Москве - Николо-Архангельское кладбище более 100 га, в Ростове-на-Дону кладбище площадью более 300 га.
В ряде регионов кладбища и вся система ритуального обслуживания входила в комплекс сферы бытовых услуг. В частности, в Москве они относились к специализированному управлению коммунально-бытового обслуживания, в которое входили также предприятия по стирке белья, химчистке и т. д.
Проблемы развития похоронного обслуживания
В период централизованной плановой экономики к похоронному делу отношение было неоднозначное. С
одной стороны, предприятия отрасли максимально обеспечивались государством всем необходимым. С другой стороны, по умолчанию работа в этой отрасли считалась непрестижной, постоянно критикуемой, не «прозрачной» для населения, считалось некорректным обсуждать проблемы отрасли в печати.
В то время еще не появились специализированные кафе для поминальных трапез. Ритуальные обеды проводились нередко в злачных местах, барах и ресторанах, где по вечерам устраивали сборища рэкетиры и проститутки, проводились громкие празднества и увеселения.
Даже появилась пьеса, в которой главный герой делал гробы, был крайне ограниченным человеком и ничего кроме производства гробов не знал. Фактически сам жил как в гробу. Когда же наступило «прозрение», он бросил это «нехорошее занятие», стал другим человеком, занялся каким-то «настоящим» делом.
Большая часть производства ритуальной продукции размещалась в подвальных помещениях с нарушением санитарно-пожарных норм. Конкуренция в период перехода к рынку достигла такого накала, что погромы и пожары превратились в распространенный способ разрешения конфликтов и накопления капитала.
Кадры для отрасли никто не готовил специально. Считалось, что в этом деле особой квалификации не требуется. Руководителем похоронной службы обычно назначали бывших работников милиции или из партийных («советских») органов, организаций народного контроля.
В наиболее сложной ситуации находились сельские кладбища, которые были почти без всякого внимания. До 1917 года каждый погост был при храме, и служители церкви обеспечивали контроль работы кладбища. Они организовывали обряд похорон, отпевание, поминовение. После революции
городские кладбища превратились в социалистические предприятия со всеми признаками организованного производства. Сельские же кладбища оказались брошенными на произвол судьбы без каких-либо организующих начал и контроля, хотя формально многие из них входили в состав областного предприятия специального обслуживания. Руководство предприятия находилось в областном (краевом, республиканском) центре. Проследить и организовать работу каждого кладбища в регионе было достаточно сложно, хлопотно, накладно.
Самым распространенным убранством в гроб было ситцевое покрывало с трафаретной печатью. Такие подвальные цеха вручную штамповали миллионы траурных лент.
Религиозные организации в большинстве случаев были отлучены от организации похоронного дела. За ними осталось только проведение на территории храма религиозной панихиды и поминовение в установленные даты.
На завершающем этапе периода централизованной плановой экономики и в начале этапа перехода к рынку в 1989-1992 гг. в ряде крупных городов возникли серьезные проблемы с обеспечением функционирования ритуально-похоронных комплексов. В условиях перестройки и реформ внимание этой сфере многие руководители всех уровней вообще перестали уделять.
Возник дефицит гробов, катафалков. На кладбищах не хватало свободных земель для захоронения. Новые кладбища открывались с трудом, для них давались плохо пригодные для похорон земли, заболоченные, поросшие лесом, кустарником, на большом удалении от населенных пунктов.
В этот же период появились первые кооперативы в отрасли, которые сделали некоторые попытки преодолеть дефицит, наладить производство предметов ритуального назначения, произвести их закупки за рубежом и т. д.
Агенты похоронных организаций
По мере развития сферы ритуальных услуг, расширения ассортимента услуг и увеличения числа подразделений в составе государственного предприятия возникла необходимость координации их работы и одновременно необходимость защиты потребителей от недобросовестных работников ритуальной службы. Поэтому появилась новая должность в сфере похоронного дела «агент по приему заказов на ритуальные услуги».
ФУНКЦИИ АГЕНТА:
- прием заказа на весь комплекс ритуально-похоронных услуг связанных с подготовкой и осуществлением погребения;
- разъяснение заказчику ритуальных услуг его прав и обязанностей в соответствии с действующим законодательством;
- предоставление заказчику исчерпывающей и объективной информации по всему спектру ритуальных услуг; и принадлежностей похоронного назначения, имеющихся в данной ритуальной организации;
- помощь в оформлении документов, связанных с организацией похорон (оформление гербового свидетельства о смерти, получение социального пособия);
- помощь в организации всего процесса прощания с покойным, транспортировки тела на место захоронение, погребении и т. д. - участие совместно с родственниками покойного на всех этапах процесса прощания с покойным на кладбище (в крематории) и в похоронах.