РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ
Многие из нас, занимающихся организацией похорон, сталкивались с проблемами, связанными с погребальными цветами. Не хочу показаться пессимистом, но обязанность подготовки погребального венка часто выводила меня из состояния равновесия. Всегда одна и та же история. Я надевал новый костюм и при перевозке цветов я неизменно его пачкал, то водой, то этой зеленой смесью, в которую они помещают цветы, то пыльцой, а то и собственной кровью, порезав палец о проволочную сетку, к которой прикрепляют цветы.
А дальше, конечно же, начиналось испытание лепестками. Они были повсюду: в гараже, в катафалке, в микроавтобусе, в комнате для прощания, в часовне, на ступеньках церкви, в проходах между рядами, по всей церкви, на подходе к могиле и вокруг нее.
Я тратил невероятно много времени, будучи главным организатором церемонии, на то, чтобы собрать все лепестки и надежно спрятать их в карманы. В химчистке всегда узнавали мои костюмы, потому что мои карманы всегда были набиты засохшими цветочными лепестками.
На похоронах цветочные лепестки заполоняли все вокруг. Мне казалось, что у пухленьких дамочек где-то спрятан взрывной механизм с встроенным набором лепестков, который может в любую секунду взорваться от одного моего взгляда. Бах! - и тысяча лепестков уже на полу, а до начала службы всего две минуты.
Конечно, подобное отношение с моей стороны было вызвано незрелостью и ограниченностью моих взглядов, поскольку я не знал, насколько важной частью ритуала являются цветы. Я и представления не имел об истории развития и пользе погребальных цветов. Эта статья была написана, чтобы устранить мои пробелы в этом вопросе. Надеюсь, что информация будет полезна и другим специалистам похоронного дела.
СТАРИННЫЕ ТРАДИЦИИ
По старинным традициям, проводы усопшего в последний путь, установка мемориала, панихида сопровождались укладыванием венков вокруг почившего.
Все это было задокументировано и описано д-ром Ральфом Соленски при проведении знаменитых раскопок в пещере Шанидар на севере Ирака.
Д-р Соленски в 1951 году обнаружил несколько площадок для захоронений в пещере Шанидар. В конце концов его открытие удостоилось записи в книге Рекордов Гиннеса, как информация о самой древней форме религиозной деятельности в области человеческих захоронений.
Так или иначе, во время археологических раскопок Соленски предоставил образцы почвы с каждой могилы. Арлетте Лерой-Горхан палеоботаник из Парижа, Франция, проводил анализ пыльцы. При исследовании под микроскопом она обнаружила фрагменты пыльцы и цветов, по крайней мере, 8 видов. Большая часть цветов относилась к группе мелких яркоокрашенных диких цветов. Она выделила родственников гадючьего лука кистистого, лютика, алтея розового и желтого крестовника. Мадам Лерой-Горхан заявила, что захоронения имели место около 62 000 до н. э. и поэтому неудивительно,
что частицы пыльцы сохранились в глубине пещеры.
С одной стороны, ни звери, ни птицы не могли принести в пещеру цветы, с другой стороны, они не могли уложить их прямо на площадку для захоронения. Поэтому Лерой-Горхан сделала заключение о том, что 62 000 лет назад кто-то бродил по склонам гор с печальной целью нарвать цветов для
погребальной процессии.
В ЦВЕТОЧНОМ САДУ
С незапамятных времен человечество сравнивало смерть со сном и такого рода упокоение, или сон, обычно проходил в цветочном саду. В «Песне о Роланде», одном из знаменитых произведений древней французской литературы, архиепископ Тюрпин молит Бога над телами своих баронов: «Да примет же Господь наши души среди цветов в священном саду». Мольба Роланда была похожа: «Да позволит им лежать среди священных цветов». В этих строчках отражены два аспекта, касающиеся событий после смерти, а именно «лежать или спать без чувств в прекрасном цветущем саду». В давние времена цветочный сад ассоциировался с Раем, видом «лугов, наполненных прохладой», как у Вергилия, «омытых потоками воды», или с садом, который обещан в Коране всем верующим.
И если Рай был наполнен цветами, то Ад, воспринимался как нечто пустынное, неприятное. В гомеровском царстве теней не было ни сада, ни цветов. Ад, по крайней мере Ад в книге XI об Одиссее, представлен как пространство без какого-либо намека на цветы или другие приятные вещи. В Молитвеннике Серапиона, греко-египетском литургическом тексте середины IV века, есть такая молитва о покойном: «И пусть его дух покоится безмятежно в зеленом саду». Все эти слова,
обозначающие Рай, относятся к одной центральной концепции: прохладного сада с морем цветов. Как мы вскоре увидим, похоронный обряд начала - середины 20-го века тесно связан с образом цветочного сада.
Концепция цветочного Рая в подверженном влиянию мышлении представителей Западной цивилизации наиболее тесно связана не с чем иным, как с погребением Иисуса Христа. Иисус был отнесен в сад, простой и чистый. Наши современные кладбища часто поддерживают эту концепцию, напоминая тот сад, в который был отнесен Иисус. Сегодня люди ценят концепцию захоронения среди цветов, описанную в религиозных книгах, не желая вспоминать о массовых захоронениях в нацистской Германии. Таким образом, сила идеи о том, что смерть неразрывно связана с цветами, очевидна.
ЦВЕТЫ И СИМВОЛИЗМ
В течение многих лет, цветами сопровождалось практически каждое событие жизненного цикла, от рождения до смерти. Если говорить о смерти, цветы являются символом того, что все прекрасное не вечно под луной, как цветок срезают со стебля, так же и нить нашей жизни однажды кем-то обрывается. Цветы, используемые на похоронах, имеют свое эстетическое значение, так как красота цветка помогает нам справиться с эмоциями, нивелируя контраст между жизнью и ужасом смерти. Цветы помогают смягчить неприятный осадок от вида смерти, который остается у присутствующих на похоронах.
Цветок символизирует хрупкость и незащищенность жизни. Цветам, как и людям, нужны внимание и уход, чтобы они распускались и расцветали.
И последнее, что хотелось бы отметить, особый символизм приписывается цвету букета, особенно в религиозных кругах.
Пурпурный цвет - символ покаяния и лояльности. Цветы подобной окраски используются во время приготовления и проведения покаяния в Рождественский и Великий Пост.
Белый цвет - символ яркого праздничного света. Цветы такого цвета используются во время проведения празднования Рождества и Пасхи, и в другие дни, ознаменовавшиеся каким-либо событием.
Зеленый цвет - символ оживающей по весне природы, отсюда зеленые лужайки наших кладбищ. Зеленые цветы используются в обычные дни, после Праздника Богоявления и Дня Святой Троицы.
Красный цвет символизирует огонь и кровь, используется в Праздник Богоявления и по случаю других особых событий, связанных с восхвалением мучеников, Святого духа и пролитой кровью Христа.
Черные цветы используются на Страстную Пятницу, иногда вместе с красными.
Итак, как мы видим, цветы помогают нам переключиться на восприятие символики, и через эту символику передается большая часть информации, относящейся к смерти.
В содружестве с А. С. Тюрнером и другими выходцами из г. Декейтера, Джорджия, Тодд, вероятно, одна из наиболее заметных фигур, один из наиболее ярких ораторов в нашей сфере. Более подробную информацию о нем вы можете получить на сайте www.vanbeckseminars.com
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЦВЕТОВ
С незапамятных времен цветы использовались, чтобы скрыть неприятный аспект разложения тела. Без сомнения, отчасти именно по этой причине цветы использовались при захоронениях в пещере Шанидар много столетий назад.
Один из наиболее известных случаев использования цветов с целью скрыть неприятный запах разложения был в 1874 году при захоронении президента Эндрю Джонсона.
Его тело не сохранили должным образом, и ко дню похорон оно было в таком жутком состоянии, что ответственный Лазарус С. Шепард предложил закрыть гроб и все вокруг обложил цветами. Аромат цветов держался достаточно долго, что позволило провести похороны в сравнительно терпимой обстановке.
ДВИЖЕНИЕ «В САДУ»
В 1914 году Остин Майлз написал знаменитую траурную песнь «В саду».
«Я пришел в сад один, когда розы еще были свежи»
Припев:
«И он шел со мной, и он говорил со мной.
И он говорил, что всегда будет со мной...»
Эта траурная песнь снискала ошеломляющий успех и стала самой часто исполняемой на похоронах в США. Песнь также стала началом движения, захватившего похоронные службы, а погребальные сообщества страны стали всерьез задумываться о проведении захоронений в саду. Такие похоронные бюро располагались на застекленных террасах с водопадами, цветами и другими растениями и даже живыми птицами, летающими вокруг внутри помещения.
И как мы видим на рекламном объявлении подобного похоронного дома (слева) 40-х-50-х годов, такие организации носили название «В саду».
ЦВЕТОЧНЫЕ ЛЕДИ
Наиболее ярко значимость цветов в похоронном ритуале иллюстрирует создание должности «Цветочной леди» в похоронных традициях среднего Запада. Роль «цветочной леди» схожа с ролью носильщика, но вместо того, чтобы нести гроб, группа «цветочных леди» (обычно шесть) несут цветы от места
проведения похорон к машине, а затем укладывают их на гроб на кладбище.
«Цветочных леди» выбирали с большой тщательностью, как и носильщиков, обычно из ближайших друзей семьи, и быть выбранным считалось большой честью.
Должность «цветочной леди» постепенно была упразднена, так как похоронный обряд стал менее официальным, а жизнь людей более активной.
ЗНАЧИМОСТЬ ЦВЕТОВ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ И ПРЕИМУЩЕСТВА ЦВЕТОВ
С целью упрощения процесса объяснения семье преимуществ использования цветов, которое проводят работники похоронных служб, были выделены следующие 8 принципов:
1. Вера
Если вы сами верите в ценность и значимость цветов в похоронном обряде, вам будет гораздо проще донести эту информацию до семьи.
2. Сопереживание
В отправке цветов, благотворительности и церковных пожертвованиях есть нечто, что их объединяет. Этим общим моментом является способность к сопереживанию. Сопереживание есть комплекс идей, чувств и рефлекторных реакций, которые формируются в процессе получения личного опыта. Способность к сопереживанию - одна из важных жизненных потребностей человека.
Нужно понимать, что потребность в сопереживании есть основа развития наших похоронных традиций. Большая доля способности к глубинному восприятию проявляется в высказывании английского государственного деятеля Гладстоуна. Он сказал: «Покажите мне, как нация или сообщество заботится о своих почивших, и я смогу с математической точностью измерить долю сочувствия, заложенную в этих людях, уважения к законам страны и их преданность высоким идеалам».
3. Значимость погребальных цветов
Цветы в похоронном обряде используются по нескольким причинам. Во-первых, с целью визуальной выразительности. Переживающим боль утраты бывает сложно выразить свои чувства словами. Цветы - наглядное свидетельство любви, сопереживания и уважения. Посредством цветов можно оказать поддержку и выразить соболезнования.
Кроме отправки цветов в похоронную службу, закрепляется тенденция отправки цветов в дом почившего после проведения похоронного обряда. Более того, некоторые отправляют цветы в церковь в память об усопшем.
Цветы создают атмосферу теплоты и красоты, которая подчеркивает торжественность похоронного ритуала и приносит утешение скорбящим. Кому случилось присутствовать на похоронах, где не было цветов, говорят, что возникает ощущение, что чего-то не хватает и после возникает ощущение подавленности.
4. Свобода выражения
У семьи должно быть право свободного выражения своих чувств в момент смерти. Разные люди имеют разное происхождение и привыкли к определенной форме выражения эмоций. Поэтому им следует предоставить полную свободу в выражении своих чувств так, как им подсказывает сердце. Любое давление на человека в данном случае не позволяет им реализовать внутреннюю потребность.
5. Традиции Американцы традиционно выражают свое уважение к покойному и семье почившего, посылая цветы. Этот давний обычай позволяет людям выразить наиболее глубокие чувства. Траурный букет предназначен как для усопшего, так и для его близких. Букет цветов - своего рода способ предоставления последних почестей почившему.
6. Атмосфера
Цветы создают атмосферу теплоты и красоты, которая одчеркивает торжественность похоронного ритуала и приносит утешение скорбящим. У присутствующих на похоронах остается неизгладимое впечатление от похоронного обряда. Цветы - очень важный элемент, влияющий на формирование
впечатления, так как они на прямую влияют на картинку, остающуюся в памяти.
Если оставшаяся в памяти картинка не приносит боли, то воспоминания помогают скорбящим укрепиться в ощущении реальности и осознать потерю. Цветы, оставшиеся в памяти, никогда не завянут. Образ цветов будет снова и снова всплывать при воспоминании о похоронной церемонии.
7. Цветы и церковь
Цветы символизируют не только любовь и сострадание, но и вечность, и бессмертие. Цветы служат фактическим свидетельством любви и сострадания, которое выражают близкие покойного его семье и родственникам. Жизнь цветка скоротечна. И это факт подчеркивает ту же мысль в отношении жизни человеческой. Есть особый глубокий религиозный символизм в том, что жизнь цветка не вечна.
8. Похороны без цветов
В различных публикациях время от времени появляются лозунги типа «Обойдется без цветов» или «Вместо цветов». Такие просьбы, как правило, исходят от семьи, на которую повлияли «действующие из лучших побуждений» друзья или общественные организации.
Такая просьба появилась по ряду причин. Некролог, по сути, представляет собой сообщение о чьей-либо смерти и приглашение друзей прийти на похороны. Отвергать какой-либо подарок или писать в приглашении на похороны о допустимости только определенных форм выражения
соболезнований считается дурным тоном.
Заявления типа «Обойдемся без цветов» или «Вместо цветов» порой вводят в заблуждение друзей. Некоторые из них игнорируют просьбу и все равно присылают цветы, вызывая смущение у тех, кто выполнил просьбу.
Многих возмущают заявления о том, каким образом следует выражать сочувствие. Они предпочитают сами решать, посылать или не посылать цветы, делать пожертвования, посылать открытку или протянуть руку помощи.
В современном мире есть место и цветам, и благотворительности, поэтому очень важно, чтобы у нас
было правильное восприятие и отношение к этим ценностям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Похоронный обряд обеспечивает скорбящих необходимой им поддержкой. Смерть приводит людей в отчаяние и вызывает депрессию, отнимая у них дорогого человека, от которого они получали любовь, поддержку и заботу. Похороны и наши похоронные традиции предоставляют им возможность отдать
последние почести и дань уважения почившему.
Время после похорон - период скорби. Только вспоминая прошлое, близкие могут оценить, насколько дорог им был человек и принять утрату. Только через слезы и разговор с благодарным слушателем они могут излить свою душу и выразить боль, чувство вины и враждебности окружающего мира. Специалисты, оказывающие помощь людям, столкнувшимся с утратой, полагают, что лучше всего
выразить нахлынувшие чувства помогают обряды, ритуалы и церемонии. Все происходящее на церемонии затрагивает скорее интеллектуальные концепции, полностью не вовлекая эмоции и чувства страдающего, что с психологической точки зрения очень важно. Цветы же выражают невыразимое, они
по своей сути символичны.
Уважение и сочувствие традиционно выражалось при помощи цветов. Этот обычай - один из наиболее укрепившихся в культуре и служащий для выражения глубинных эмоций. Необходимо подчеркнуть три основных момента, делая заключение о традициях, связанных с погребальными цветами. Во-первых, цветы играют как эстетическую, так и символическую роль. Они вносят большой вклад в торжественность и значительность ритуала.
Во-вторых, цветы являются знаком выражения соболезнований скорбящим родственникам.
В-третьих, цветы предназначаются как для усопшего, так и для его близких. Для близких цветы служат элементом, помогающим смягчить восприятие этого траурного события и служат выражением уважения к почившему.
Желаю всем траурным флористам России творческих успехов и победы на конкурсе траурных венков на выставке «Некрополь» в 2008 году в Москве!
Тодд ВАН БЭК, похоронный директор, штат Джорджия, США
Статья проиллюстрирована цветочными композициями из каталога коллекции Euro Florist (Design Guide Collection Euro Florist. © Все права защищены). Коллекция была представлена на похоронной выставке (Ля Бурже, Париж, 2007), а также в книге федерации траурных флористов «Lultimo saluto», Милан, 2005. © Все права защищены