Кладбища-катакомбы в центре Парижа.

12.03.2008

Катакомбам Парижа 18 столетий. Общая длина подземных помещений составляет 300 км, занимаемая площадь 800 гектаров, однако для туристов открыт участок длиной немногим более 1,5 км. Когда в Париже в XVIII веке стали ликвидировать старые кладбища, то решили покоящиеся там останки свозить в катакомбы, которые еще с древних времен были прорыты в районе Монпарнаса. На протяжении XVIII и XIX веков останки с закрываемых кладбищ вывозились в подземный оссарий.
Во время поездки в Париж мне удалось побывать в катакомбах. Впечатление незабываемое. Буду рада, если помогу читателям «Похоронного дома» приоткрыть одну из таинственных страниц истории похоронного дела во Франции. В своем рассказе буду опираться не только на личные впечатления, но и на справочные данные о катакомбах в других странах.

"СТОП! ДАЛЬШЕ - ИМПЕРИЯ СМЕРТИ"
Катакомбы - это хранилища земного праха. В отличие от тел в современных мавзолеях, которые отделены от живых мрамором и бронзой, мумифицированные тела в катакомбах окружают наблюдателя со всех сторон. Они являются памятниками сами по себе. Здесь и знать, и бедная публика. Они не подвергаются анализу и не похищаются для музеев, хотя и собирают толпы ученых и туристов. Зрители приходят в парижские катакомбы не только затем, чтобы посмотреть внушительные гробницы расположенных вверху кладбищ, но чтобы взглянуть и на кости тех, кто заключен в нижней пещере.
Порядок расположения костей и черепов и само их количество, как, скажем, десятки мумифицированных монахов, стоящих ряд за рядом, питают наше болезненное любопытство. Но своим присутствием мы платим дань уважения прожитым святым и мирским жизням, не обращая внимания на их современную анонимность.
Парижские катакомбы первоначально были гипсовыми карьерами Монтраже. Зловоние, исходящее с Cimetiere des Innocents и некоторых других неглубоких кладбищ, расположенных по берегам Сены, вынудили парламент Франции в 1785 году обратиться к начальнику полиции Парижа г-ну Фиро де Кросне с просьбой принять соответствующие меры. И он принял такое решение: в 1786 году 6 миллионов останков с 30 кладбищ были вывезены к подножию гор Монпарнас, Монтрогю и Монтсорис. Для их погребения были использованы старые каменоломни галло-романского периода. Потребовалось примерно 15 месяцев на транспортировку останков и разложившихся трупов к месту их нового пребывания: вывозили их ночью, хотя и с соблюдением ритуала, на больших телегах, следуя зачастую через весь город.
Галереи и коридоры на глубине 60 футов под землей включают художественные композиции из костей и экономят место укладки. Мемориальные пластинки на стене указывают на то, с какого кладбища были вывезены определенные группы костей, но из общей груды костей никому не удастся извлечь останков знаменитых французов. Поражающие своим количеством кости склепов могут показаться скульптурными и могут не слишком убедительно напоминать о смерти. А мумии несут на себе противоречивые признаки временности и вечности: в этих фигурах видишь одновременно живых и усопших, смерть с человеческим лицом и человеческую природу в черепе, обтянутом кожей. И это одно из ярких впечатлений от туристического посещения катакомб Парижа.
Известно, что незадолго до Великой Французской революции Comte dArtois (позднее Чарльз X) расправлялись со смутьянами и бросали их в катакомбы. В апреле 1897 года сорока пяти отважным музыкантам удалось после закрытия «Музея смерти» пробраться в одну из комнат под названием «la Passion» и тайно сыграть там «Похоронный марш» Бетховена и «Танец смерти» Камилле Сен-Санса. А во время Второй мировой войны в катакомбах располагался штаб французского Сопротивления. В Париже по адресу: 1 Place Denfert-Rocherau пьедестал венчает бронзовый лев, напоминающий о победоносной обороне при Белфорте (1870-71) под предводительством полковника Денферта Рочеру. А над входом в катакомбы висит табличка с такой надписью: «Стоп! Дальше империя смерти».

ТРАДИЦИЯ, НАБИРАЮЩАЯ ПОПУЛЯРНОСТЬ
Вообще прогулка по катакомбам стала популярной не сейчас - это было любимым развлечением у целых поколений живых в разных странах. В XVI веке у больницы Св. Андреса выстраивались очереди любопытных перуанцев, желающих взглянуть на мумий. После повторного открытия для публики в 1874 году парижские катакомбы посещали Наполеон III, Бисмарк, император Австрии Фрэнсис I и Крон-принц Оскар из Швеции. В Италии монастырь капучинов в Палермо считался подходящим местом для воскресной прогулки среди мумифицированных тел святых и мирян, число которых превышало 8 тысяч. Джон Ллойд Стефенс, американский путешественник XIX века, так описывает свое впечатление от молодой женщины, которую он видел в катакомбе: «Ее лицо было пустым, кожа сухой и сморщенной, как сгоревшая бумага; щеки провалились, розовые губы превратились в выцветший пергамент; зубы выдались вперед в ужасном оскале, нос провалился... и в каждой пустой глазнице вился длинный локон».
Римские катакомбы были захвачены в пользование христианами, которые в них поклонялись богу и хранили своих мертвых святых и мучеников, над чьими гробницами они могли бы исполнять мессы. Тела помещали или скрывали в нишах, прорубленных в стенах галерей. К V веку использовалось более 40 римских катакомб, в которых было 750 миль галерей, уходящих на глубину 80 метров. Катакомба св. Калликстуса когда-то содержала останки девяти пап, живших в III веке. Катакомба Присциллы содержала останки семи пап и нескольких святых. Катакомбы святых Марселлинуса и Петра славились множеством святых и более чем 30 мучениками, убитыми во время преследования Диоклетиана. Использование катакомб было запрещено императором Валерианом в 253 году н.э., поэтому они опустели, чтобы быть заново открытыми в 1578 году. Из примерно 194 тысяч мертвых, первоначально помещенных в их склепы, почти все были перенесены в церкви как святые мощи либо превратились в пыль.
Кроме известных мест в Риме и Париже, катакомбы можно найти в Палермо, Сиракузах, Неаполе в Италии, а также в Израиле, Ирландии, Греции, Сирии, Иране, на Кипре и странах Латинской Америки.
Многие катакомбы имеют склепы с костями тех, кто сохранился менее хорошо. Там кости сложены произвольно либо в определенные композиции. Например, церкви св. Франциска в Лиме и Кузо, Перу, имеют декорации из костей и фразы «Помни о смерти», выложенные из костей.
В Англии склепы или пещеры с костями стали обычным явлением в четырнадцатом веке, когда церкви и церковные дворы стали переполняться человеческими останками. В заполненных костями галереях обычно проводились занятия по катехизису и благотворительные собрания, несмотря на запах. Склеп с костями в церкви св. Леонарда в Хите, Кент, содержит 8 тысяч берцовых костей и 2 тысячи черепов, эксгумированных на местных кладбищах в конце средних веков. Склепы имеются также в церкви св. Франциска в Эворе, Португалия, и в церкви св. Урсулы в Кельне, Германия.
Находясь в катакомбах Парижа, ловила себя на мысли, что вот на эти мумии и костные останки людей, которых когда-то посещали любящие их члены семьи, сейчас смотрят с удивлением и трепетом самые разные, чужие люди. Живые, которых с усопшими объединяет их принадлежность к обычным смертным. Невзирая на социальные ранги и личные достоинства. И в этой связи кроется великая миссия живущих - о почитании памяти умерших, сохранении мест их погребений в цивилизованной форме.

Галина УМНОВА, заместитель генерального директора по работе с клиентами Новосибирского похоронного торгового дома

#GALLERY#
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика