Символ на обложке. Терновый венец

11.03.2008

      Терновый венец (высок.)  - символ мученичества, страдания (первонач. венок из шипов тёрна, надетый на голову Иисуса Христа в час его казни), толковый словарь Ожегова. 

Выражение «терновый венец» означает страдания, тяжелый мучительный путь; символ страдания. Возникло из евангельского рассказа о колючем терновом венце, надетом воинами на голову Иисуса Христа перед казнью на кресте. «Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: Радуйся, Царь Иудейский! и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове». (Мф.27:27-30). 

В Евангелии от Иоанна написано: «И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу». (Иоанн, (19: 2)). У Марка: «И одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него». (Марк, (15:17)). Этот вид истязаний был придуман только для Иисуса. Ни в одном историческом источнике нет упоминаний о применении такого истязания перед распятием. В Евангелии говорится, что палачи возложили венец на голову Иисуса Христа, но о том, что это был не только способ унижения, но и продолжение пыток, мы узнаем от Плащаницы. Четырехсантиметровые шипы тернового венца были столь остры, что прокололи сосуды на голове, и кровь обильно струилась по волосам и лицу. На Плащанице видны многочисленные выделения крови, которая оставила на полотне пятна. Терновый венец имел форму чепца, который охватывал всю голову. Хирурги насчитали 13 ран от шипов терна на челе и 20 сзади, но предполагают, что их могло быть около 50. Поскольку под кожей головы располагается сеть нервных окончаний и кровеносных сосудов, то терновый венец вызывал невыносимую боль, а также обильное кровотечение. «Если учесть, что на 1 кв. см кожи головы имеется свыше 140 чувствительных к боли точек, то можно себе представить огромные страдания Христа во время трагической коронации», - так написал Л. Коппини, директор Института анатомии Болоньского университета. Исследования подтвердили совпадение мест появления крови с расположением артерий и вен на голове. Это является очередным доказательством истинности Плащаницы, поскольку кровеносная система была описана и изучена только в 1593 г. 

Терновый венец,  сплетенный в виде митры - царского венца Востока -  был древним символом силы, правления и почета. Увенчание Христа терновым венцом было одним из видов насмехания над ним, учиненного римскими воинами. Перед римским наместником Понтием Пилатом Иисус Христос свидетельствовал о своем божественном царстве. Солдаты повергли осмеянию его свидетельство. По приказу Пилата они одели Христа как «царя иудейского»  в багряницу, сплели и надели ему на голову «корону»  терновый венец, а затем принялись бить палкой толщиной около 4,5 см по лицу и венцу, возложенному на его голову, стремясь причинить не только физические, но и душевные, моральные страдания, унизить его. В Х веке венец был перенесен из Иерусалима в Константинополь, где хранился в храме при императорском дворце. В 1204 году крестоносцы захватили Константинополь и основали Латинскую империю, просуществовавшую до 1261 года. Во время правления латинского императора Балдуина II королю Франции Людовику IX были проданы многочисленные христианские святыни, находившиеся в Константинополе, среди которых были святые реликвии Распятия - почитавшиеся подлинными крест, три гвоздя, а также Терновый венец Спасителя. С величайшими предосторожностями, чтобы избежать подмены и, не дай Бог, не потерять святыни, венец был переправлен из Константинополя сначала в Венецию, а из Венеции в Париж. В августе 1238 года король Людовик, прозванный Святым за свою веру и великое благочестие, торжественно встречал эту святыню за 40 км от Парижа. Людовик снял с себя все королевские регалии и обувь и вместе со своим братом нес ее на плечах. В 1241 году в Париж была принесена частица Креста Господня. В рекордные сроки, с 1243 по 1248 гг., для этих реликвий в центре Парижа на острове Ситэ была воздвигнута Сент-Шапель - Святая часовня, один из шедевров готической архитектуры, на строительство которой было затрачено денег в два раза больше, чем заплачено за сам Терновый венец. Вместе с венцом и фрагментом креста здесь хранился также один из гвоздей, вбитый в тело Христа. Терновые шипы, а их было около 70, были в качестве дара направлены соборам и храмам различных христианских стран. Была еще часть Тернового венца где-то в Скандинавии. Распространению этого культа в следующем столетии способствовали «Откровения» Бригитты Шведской (1303-1373), в которых страдания Христа описаны в высшей степени экспрессивно.
То, что было в Париже, частично пропало во время Великой французской революции. Часовня Сент-Шапель была закрыта, а святыни перенесены в Национальную библиотеку. Благодаря конкордату 1801 года между Наполеоном I и римским папой святыни были возвращены парижскому архиепископу. В 1806 году Терновый венец и другие святыни были размещены в сокровищнице собора Notre-Dame de Paris, где хранятся до сих пор. Исторический венец заключен в запаянный круглый хрустальный корпус, украшенный золотым растительным орнаментом. Хорошо видно, что стеклянный корпус состоит из трех одинаковых секторов, соединенных непрозрачными перемычками. Эти перемычки закрывают места рассечения Венца. Во время Французской революции терновое плетение из предосторожности был разрезано на три части, чтобы тайно вывезти из обезумевшего Парижа хотя бы часть Святыни. Однако все части венца благополучно сохранились. В первую пятницу каждого месяца и каждую пятницу Великого поста в три часа дня Терновый венец выносится для поклонения. В Страстную пятницу с 10 до 17 часов выносится также частица Креста Господня. В другие дни года доступа к этим святыням нет. Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что даты Великого поста у католиков и у православных очень часто не совпадают. Поэтому, чтобы прийти поклониться святыням, нужно прежде ознакомиться с католической пасхалией.

Это воспринимается как чудо: в соборе Парижской Богоматери (Нотр-Дам) хранится одна из величайших святынь христианского мира: Терновый венец Спасителя - тот самый, который воины возложили на главу Иисуса Христа, усугубляя Его страдания».
Д. Николай Никишин

Терновый венец  на голове Христа - это проклятие за наш грех, которое Он взял на Себя. «Наказание мира нашего было на Нем». «Но Он изъязвлен был за грехи наши... ранами Его мы исцелились». (Ис. 53, 5).
Как удивительны пути Божии. Разве думали воины Пилата, возлагая Терновый венец на голову Христа, о том, чтобы этим Терновым венцом возвещалась во все века одна из величайших истин Библии - что проклятие нашего греха пало на голову Христа? Нет, воины не думали об этом - их цель была только насмешка. Но грешное дело их ради злой насмешки превратилось в величайшую славу Христа. Терновый венец на голове Христа стал благословением для грешников, уповающих на раны Христа. И через все эти раны Господа мы получили спасение от возмездия за наши грехи и вечную жизнь. С XIX века Терновый венец стал появляться на памятниках известных вельмож, священнослужителей, а впоследствии и на могилах рядовых граждан. Терновый венец изображался в знак больших мучений, выпавших на долю усопшего и в подтверждение того, что умерший при жизни пребывал в благодати любви и главному мученику, который во время своего земного пребывания понес смертельные испытания ради искупления грехов человечества.

#GALLERY#
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика