20 лет похоронной отрасли России. Этапы развития и становления (часть II)

18.03.2008

ПЕРВЫЙ ЭТАП ДО 1991 ГОДА 

РИТУАЛЬНО-ПОХОРОННАЯ ОТРАСЛЬ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНЫМ ОТНОШЕНИЯМ (ДО 2001 Г.)
Второй этап  развития ритуально-похоронной отрасли - это этап ее перехода к рыночным условиям. Его можно условно определить временем от 1991 года до 2001 года (до отмены лицензирования ритуальных услуг).
Пройдет еще целое десятилетие, когда профессионалы траурной флористики обратят внимание на похоронную отрасль. В первые годы перестройки мера вступления в похоронную отрасль была крайне низкой. Любой мог начать производство веночной продукции. Для этого не требовалось ни лицензии, ни специального образования, ни значительных средств. Самыми распространенными были дешевые цветы из Китая, которые пришли на смену бумажным цветам с восковой пропиткой и цветам из железа. Никаких правил составления траурных венков не было. В основном использовались цветы флюоресцентных оттенков.
В начальном периоде этого этапа, как уже отмечалось, ощущался дефицит по всем предметам ритуального назначения. В завершающем периоде этапа централизованной плановой экономики и в начальном периоде второго этапа преобладали разрушительные тенденции в части ликвидации монополии государственных ритуально-похоронных предприятий. Одновременно разрушились и производственно-хозяйственные связи предприятия. Шло отпочкование (путем приватизации) от государственных предприятий наиболее рентабельных производственных подразделений по изготовлению памятников из натурального камня, венков, цветов, гробов. В этот же период интенсивно формировалась сеть самостоятельных негосударственных фирм, организаций. Государственные предприятия преобразовывались в муниципальные. Произошло разделение собственности на государственную федеральную, государственную субъекта Российской Федерации и муниципальную.
В последнем периоде этого этапа возобладали созидательные тенденции - наблюдалось становление многоукладной экономики отрасли. Шел процесс налаживания и оптимизации взаимосвязи между организациями различных организационно-правовых форм при ведущей роли государственных, муниципальных предприятий, в составе которых остались кладбища, крематории.
Наибольшие потери в переходный период понесли те государственные и муниципальные предприятия, руководство которых не смогло приспособиться к рыночным условиям и обеспечить предоставление услуг в соответствии с запросами потребителей, не наладило взаимовыгодного сотрудничества с коммерческими фирмами-изготовителями предметов ритуального назначения, которые по качеству нередко превосходили то, что производили государственные, муниципальные предприятия.
Главная особенность этого этапа состоит в том, что ритуально-похоронные услуги стали бизнесом для всех типов предприятий как для частных, (хозяйственных товариществ, обществ), так и для государственных, муниципальных предприятий. Извлечение прибыли, достижение хороших экономических показателей по результатам предоставления ритуально-похоронных услуг стало главной задачей всех предприятий похоронного комплекса. Это накладывает отпечаток на все, что связано с развитием сферы ритуально-похоронного обслуживания. Однако формирование рыночных отношений в отрасли не всегда и не везде осуществляется с учетом ее особенностей, с учетом высокой социальной значимости ритуально-похоронной сферы.
В этот период произошли серьезные структурные изменения в составе национального комплекса ритуально-похоронной сферы. В частности, был ликвидирован орган государственного управления отрасли на федеральном уровне. Функции Минжилкомхоза частично перешли к Госстрою РФ. Отрасль
лишилась системы федерального государственного инвестирования. Функции развития предприятий отрасли были переданы в ведение субъектов Российской Федерации. В период ломки государственной системы отраслевого управления до ритуально-похоронной сферы инвестиции практически не доходили.
В соответствии с принятыми выше критериями анализа данного этапа развития дадим характеристику этого этапа, связанную с ликвидацией монополии государства в ритуально-похоронной сфере.
В этот период идет постепенная ликвидация монополии государства на предоставление ритуально-похоронных услуг по следующим направлениям. Прежде всего, это повсеместное создание муниципальных предприятий (вместо государственных) и перекладывание основных обязанностей по
предоставлению похоронных услуг на органы местного самоуправления (муниципалитеты). Законом №122-ФЗ от 2004 г. это окончательно закрепляется законодательно. В составе муниципальных предприятий, как правило, имеются кладбища, за состояние которых отвечает администрация местного
самоуправления.
Государственные предприятия ритуально-похоронного обслуживания сохраняются в ряде регионов, прежде всего в Санкт-Петербурге и Москве. В этих городах, как субъектах Российской Федерации, были и остались государственные унитарные предприятия по ритуальному обслуживанию, в составе которых большинство кладбищ соответствующего города.
Второе направление  ликвидации монополизации государства - это выделение из государственных предприятий подразделений по производству предметов ритуального назначения, создание на их основе через механизм приватизации самостоятельных хозяйствующих субъектов - хозяйственных товариществ и обществ, индивидуальных предпринимателей и т. д. Они занимаются производством памятников, венков, цветов, гробов и т. д.
В Москве решением Правительства города создана специализированная коммерческая организация с долей города в уставном капитале - АОЗТ «Ритуал-Сервис». Ему передана на условиях аренды сеть зданий и помещений, в которых располагаются пункты по приему заказов на ритуальные услуги, а также все агенты по приему заказов. Таким образом, произошла специализация ритуально-похоронных организаций города. За кладбища, их благоустройство, содержание и функционирование стало отвечать государственное предприятие ГУП «Ритуал». На вновь созданную организацию АОЗТ «Ритуал-Сервис» возложили функции по приему заказов, продаже предметов ритуально-похоронного назначения, организации ритуала прощания, обеспечение гробами, катафалками и т. д.
Это был этап тотального безденежья. Похоронным ЧП и даже МУПам было невозможно собрать средства для инвестиций. Создание моргов на базе холодильных камер разорившихся продовольственных магазинов и кафе было для похоронки достижением.
Такое разделение специализаций и функций благотворно сказалось на всей системе ритуально-похоронного обслуживания в городе. Постепенно исчез дефицит ритуально-похоронных принадлежностей и катафалков, повысилось качество обслуживания.
Подобная система сохранилась и до настоящего времени: ГУП «Ритуал» занимается кладбищами, все услуги до кладбищ выполняют коммерческие фирмы, в том числе и «Ритуал-Сервис», которая сейчас является одной из самых крупных организаций в городе и имеет наиболее квалифицированный штат агентов.
Третье направление  - создание новых предприятий - ритуальных организаций различных организационно-правовых форм. Так, на базе патолого-анатомических отделений (моргов)
лечебно-профилактических учреждений (больницы, госпитали и т. д.) сформировалась целая сеть ритуальных организаций, как правило, они арендуют у лечебно-профилактических учреждений помещения, часть прилегающей территории. В составе таких организаций на условиях совместительства обычно работают специалисты патолого-анатомических отделений.
Четвертое направление  - это создание совершенно новых предприятий ритуального назначения по инициативе предпринимателей, которые не были paнее связаны ни с ритуальным обслуживанием, ни с медициной. В числе таких предприятий фирмы по предоставлению всего комплекса ритуально-похоронных услуг, например Санкт-Петербургская ритуальная компания, ЗАО «Горбрус» (Московская область), «СТИКС» (г. Москва), ЗАО «Массив» (г. Екатеринбург), ЗАО «Фирма ОВАК» (г. Новосибирск), ЗАО «Леонардо» (г. Рязань). Можно отметить также фирмы по производству гробов, венков, цветов, ритуальной одежды.
Ряд новых фирм организовали магазины по продаже предметов ритуального назначения. Другие, закупив необходимое оборудование, организовывали прием и выполнение заказов на ритуальные услуги. Они продают заказчикам предметы ритуального назначения, организуют ритуалы прощания с покойным, доставку тела покойного на кладбище или в крематорий. Есть фирмы, специализирующиеся на организации поминальных трапез. Есть фирмы, специализирующиеся на изготовлении и опайке цинковых гробов и перевозке тел умерших в другие регионы.
Пятое направление  - создание в регионах России сети предприятий, фирм, организаций в составе Военно-мемориальной компании по оказанию ритуальных услуг и изготовлению памятников, связанных с погребением умерших военных пенсионеров, участников войны. Военно-мемориальная компания на сегодня самая крупная ритуальная организация в России. Она имеет четкую структуру дочерних организаций, филиалов, представительств в большинстве регионов страны. В ее составе каменные карьеры, производства по изготовлению памятников, другие вспомогательные производства.

Участие частного капитала в развитии отрасли
Ликвидация монополии государства на ритуальное обслуживание повсеместно сопровождается активным
проникновением частного капитала в сферу ритуально-похоронных услуг. Большинство вновь созданных предприятий ритуально-похоронного комплекса являются частными.
Можно с уверенностью сказать, что переход к рыночным условиям благоприятно сказался на развитии отрасли. Существенно расширился ассортимент услуг, исчез дефицит на предметы ритуального назначения. Предприятия очень чутко реагируют на запросы потребителей, им предлагаются все новые и новые услуги, предметы ритуального назначения, новые формы и методы обслуживания.
Резкая дифференциация потребителей по уровню доходов, а соответственно и по уровню запросов на услуги сказалась и на ассортименте предлагаемых услуг и предметов ритуального назначения. Достаточно сказать, что минимальная цена гроба составляет 800-900 рублей, а максимальная превышает 200 тыс. рублей. Аналогичные примеры можно привести по венкам, катафалкам и т.д. Все это многообразие предлагают ритуальные организации повсеместно: в Москве, Санкт-Петербурге, крупных городах и даже сельских районах. В период централизованной плановой экономики о таком широком спектре услуг и предметов ритуального назначения не было даже и речи.
Лидерами продаж были памятники из металла и бетона
Частные фирмы активно осваивают все направления ритуальной деятельности. Они создают за свой счет производство гробов, венков, памятников, одежды ритуального назначения и т.д.
Если в начальном периоде этапа перехода к рынку многие ритуальные организации большую часть элитных, высококачественных предметов ритуального назначения закупали у иностранных фирм, то в последние годы их производство организуется непосредственно в России.
Станков по автоматической высечке портретов и эпитафий не было. Все каменотесные работы выполнялись вручную.
Естественно, что российские фирмы постепенно выходят на международный рынок, поставляя за рубеж различные товары ритуального назначения. Развитие рыночных отношений, расширение ассортимента предоставляемых услуг и предметов ритуального назначения стимулировало проведение в разных регионах России выставок. Ведущей из них является ежегодная выставка «Некрополь» в г. Москве, которую традиционно проводит частная выставочная фирма «Сибирская ярмарка» и ее дочерние предприятия. Она же организует аналогичные экспозиции в г. Новосибирске.
Традиционными стали выставки «Ритуальные услуги» в г. Екатеринбурге, которые проводят «Уралэкспоцентр» совместно с муниципальным предприятием «Комбинат спецобслуживания», ЗАО «Массив» и другими предприятиями г. Екатеринбурга. Проводятся выставки также в Санкт-Петербурге, Омске, Тюмени, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Новосибирске и других городах. Год от года они привлекают к себе все большее число экспонентов и посетителей.
Нормой стало и то, что к участию в выставках все больший интерес проявляют зарубежные фирмы - производители кремационных печей, гробов, химических препаратов, изделий из камня, металла, текстильных материалов и т. д.
В рамках расширения контактов с зарубежными фирмами стало ознакомление российских специалистов с опытом работы коллег из других стран. Российские специалисты ритуально-похоронной сферы побывали на выставках во Франции, Италии, Чехии, Испании, Китае и других странах. Большие группы
работников государственных, муниципальных и частных предприятий ежегодно выезжают в рамках делового туризма в различные страны.

Развитие специализации в отрасли
Разделение труда, углубление специализации по видам услуг, одновременно расширение кооперации между ритуальными организациями в период перехода к рыночным условиям стали нормой. На примере г. Москвы можно проследить эти процессы, которые в целом благоприятно сказались на качестве услуг и предметов ритуального назначения и культуре обслуживания. Здесь четко сложилась практика взаимодействия различных организаций с учетом их специализации.
Первое.  Организация кладбищенского хозяйства целиком и полностью остались за государственным предприятием ГУП «Ритуал». От этого предприятия, как уже отмечалось, отошла служба агентов-приемщиков заказов на ритуальные услуги. Предприятие не занимается изготовлением элитных гробов, венков, цветов и памятников из натурального камня. Но оставило у себя изготовление железобетонных изделий (цоколей, цветников) и простых, недорогих гробов. В последнее время расширяет работы по монтажу и установке памятников по кооперации с «ММК-Ритуал».
С 1993 года офисы лучших похоронных фирм, отраслевых  лидеров стали украшать дипломы и золотые медали похоронных выставок.
Сосредоточившись на организации кладбищенского хозяйства ГУП «Ритуал», сделало многое по благоустройству городских кладбищ и прилегающих к ним территорий. Повсеместно оформляются контактные зоны кладбищ, ликвидированы различные производства памятников, оград у входа на кладбище. Налажены работы летнего водопровода, пунктов проката, туалетов. Регулярно проводятся ремонтные работы внутри кладбищенских дорог и пешеходных дорожек, обеспечивается своевременный вывоз мусора, выпиловка аварийных деревьев.
Для повышения заинтересованности руководителей кладбищ в результатах финансово-хозяйственной деятельности им разрешено организовывать места семейно-родовых захоронений и участки с дополнительным комплексом услуг, которые предлагаются гражданам за дополнительную плату. На
предприятии создана служба озеленения и цветочного хозяйства. Гражданам предлагаются (спрос имеется) услуги по цветочному оформлению мест захоронения - высадке рассады цветов, прополке, полив цветников и т. д.
27 сентября  1993 году в Крестовоздвиженский праздник в Новосибирске была проведена первая промышленная выставка «Ритуалсиб - 93». Впоследствии она прошла в Санкт-Петербурге и в Москве. Выставка стала ежегодным периодическим рынком зарождающейся похоронной отрасли. Она была не только форумом для обмена опытом, но платформой для демонстрации всего лучшего, что было создано в похоронке за год. Именно выставка выступила в роли консолидирующего звена, вокруг которого объединились все важнейшие участники отрасли.
Реализация указанных мер позволила существенно улучшить финансовое положение кладбищ, обеспечить повышение зарплаты сотрудников, направить дополнительные средства на благоустройство территории кладбищ.
Второе.  Выделение службы агентов по приему и организации исполнения заказов на ритуальные услуги в самостоятельную деятельность также благоприятно сказались на этих услугах. В Москве, например, такими услугами занимаются 20 городских специализированных служб, которые постоянно конкурируют
между собой. Эти ритуальные организации предоставляют населению весь комплекс услуг до кладбища или крематория, в том числе прием заказа, продажа гроба, венков, ритуальной одежды, услуги прощания с покойным, транспортные услуги и т. д.
При оформлении заказа сразу решается вопрос о месте захоронения или кремации. Эти услуги предоставляет по кооперации ГУП «Ритуал» на основании договора между ним и специализированной службой, заказ на погребение и весь комплекс услуг, связанных с погребением, принимает служба.
Исполнение заказа до кладбища остается за службой, а все услуги на кладбище или в крематории исполняет ГУП «Ритуал». Затем служба перечисляет полученные от заказчика деньги за похороны на счет ГУП «Ритуал». Таким образом, обеспечивается комплексность обслуживания (по типу «одного окна») на основе взаимодействия (на договорной основе) между предприятиями разных организационно-правовых и разных форм собственности (ГУП и ОАО, ЗАО).
Службы, принимающие и организующие исполнение заказов а ритуальные услуги, в связи с такой специализацией существенно расширили ассортимент предлагаемых услуг, укрепили свою материально-техническую базу. Многие из них приобрели автокатафальный транспорт и проблемы с нехваткой катафалков в Москве сейчас просто не существует. Службы организовали у себя выставочные комплексы в местах приема заказов, что позволило заказчикам делать более обоснованный выбор предметов ритуального назначения. Частные фирмы все более активно инвестируют свои средства в развитие объектов ритуально-похоронного назначения. Службы оформили залы
прощания с покойным при моргах государственных больниц. АОЗТ «Ритуал-Сервис» (г. Москва) построило пантеон-трупохранилище, снабдив его современным технологическим оборудованием, в том числе холодильником на 50 мест хранения. ЗАО «Горбрус » (Московская область) построило первый в стране частный крематорий с полным набором услуг типа «Похоронный дом».
Благодаря выставке были созданы первые специализированные периодические издания, а также первая общественная организация «Ассоциация работников ритуальных услуг». Первым ее президентом был избран Сергей Якушин, а исполнительным директором стала Наталья Голавская, директор выставки.
По мере накопления финансовых средств службы планируют создание новых приемных пунктов, залов прощания, пунктов фальшкремации (прием тел покойных для кремации). Здесь возникла существенная проблема, ведь многие службы арендуют помещения у государственных лечебно-профилактических учреждений (больницы, госпитали). А срок аренды, как правило, один год, что не позволяет службам вложить в эти помещения дополнительные средства для их оборудования или для создания комплексов типа «Похоронный дом». Разрешение этой проблемы возможно на путях предоставления долгосрочной аренды зданий, помещений, земельных участков.
Третье  направление в системе разделения труда - это изготовление памятников. Эту работу стали выполнять многочисленные частные фирмы и организации, которые территориально формировались вокруг каждого кладбища. Этот вид деятельности никак не регулируется и никак не контролируется государством. Ассортимент предлагаемых памятников достаточно широк и учитывает все запросы
заказчиков от простых мраморных и гранитных «стенок» до произведений искусства со скульптурными группами, архитектурными сооружениями. Рынок и здесь дал возможность предпринимателям развивать производство без ограничений.
Анализируя произошедшее разделение производства услуг на услуги по приему заказов и ритуального обслуживания до кладбищ, похоронные услуги кладбищ, крематориев, гранитно-мраморные работы, изготовление и установку надмогильных сооружений, можно отметить, что такая специализация фирм
позволила максимально развиваться каждому направлению.
Анализ зарубежных нормативных документов показывает, что подобное разделение в некоторых странах закреплено законодательно. В частности, в Италии обсуждается такая норма: «Деятельность по управлению, связанная с предоставлением услуг кладбища, несовместима с предоставлением ритуальных услуг и осуществлением коммерческой деятельности по проведению гранитно-мраморных работ внутри кладбища».
Таким образом, авторы этой нормы предлагают исключить привилегии, которые имеет акционерное общество с общественным капиталом, и управляют обеими функциями - похоронными услугами и кладбищем.

Кадровое обеспечение отрасли
Кадровое обеспечение ритуальных организаций в период перехода к рынку существенно улучшилось. В период централизованной плановой экономики подготовкой кадров для похоронной службы почти никто не занимался.
По мере развития специализации ритуальных организаций, создания новых предприятий появилась потребность в кадрах различных специализаций. С другой стороны энергичные предприимчивые люди увидели в ритуально-похоронной сфере хорошую возможность для приложения своих сил, своих
капиталов, возможность заработать.
Сфера ритуально-похоронных услуг одна из немногих в системе бытового обслуживания, где не было оттока кадров, а наоборот пришли новые специалисты. Такая тенденция характерна еще для парикмахерских и ломбардных услуг, имеющих наибольшую доходность в сфере услуг быта.
Можно выделить несколько наиболее характерных периодов пополнения отрасли новыми кадрами.
Первая волна новых кадров из числа квалифицированных медиков, кандидатов наук пришла в отрасль в связи с созданием новых ритуальных организаций на базе патолого-анатомических отделений (моргов) лечебно-профилактических учреждений (больниц, госпиталей). Медицинские работники таких подразделений, как правило, бюджетных организаций, получали(да и сейчас получают) не очень большую зарплату. Создание самостоятельной коммерческой ритуальной организации позволяет таким работникам вполне официально увеличить доход в несколько раз. Первые ритуальные кооперативы как
раз и создавались из числа работников моргов.
Кремация как вид погребения была представлена только в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге
В морге происходит первый контакт потенциального заказчика ритуальных услуг с работниками похоронной сферы. Здесь покойного готовят к похоронам, выносят из морга, кладут в гроб. Как только разрешили создавать коммерческие организации в ритуальной сфере, вполне естественно, что
работники морга стали формировать такие фирмы. Они покупают гроб, все ритуальные принадлежности, заказывают катафалк. Заказчик при оформлении медицинского свидетельства о смерти имеет возможность сразу же оформить заказ на погребение.
Таким образом, сфера ритуально-похоронных услуг получила сотни высококвалифицированных, интеллигентных, предприимчивых специалистов, многие из которых стали у истоков новых ритуальных организаций. Именно эти организации стали задавать тон по отрасли в целом, при разработке нормативных документов, при решении вопросов взаимодействия с органами государственного управления и местного самоуправления.
Вторая волна новых кадров в сферу ритуально-похоронных услуг пришла из числа активных молодых людей, как правило, с высшем или средним специальным образованием. Они, несмотря на бытовавшее мнение о непрестижности профессии работника похоронной сферы, увидели здесь хорошую возможность для бизнеса. Это люди самых разных профессий, разных организаций. Их объединяла неудовлетворенность своей низкой зарплатой на прежней работе и желание получить быстро хороший доход. Вид деятельности для них отходит на второй план.
Среди них было немало таких людей, которые, столкнувшись с похоронной сферой при погребении родного, близкого человека, увидели всю отсталость этой сферы, вымогательство на всех этапах организации похорон, невозможность получить официально за свои деньги престижное место на кладбище, высокий уровень сервиса, высококачественные предметы ритуального назначения.
Как рассказывает один бизнесмен, сейчас он руководитель солидной ритуальной организации, после проведения похорон своего отца, столкнувшись с «достоинствами» похоронного сервиса, он сделал для себя вывод, что именно здесь рыночная отрасль и что вне рынка она останется такой же неразвитой еще много лет. Поэтому он принял решение создать свою ритуальную организацию и сделать ее на уровне лучших зарубежных фирм.
Создав организацию, он изучил опыт работы аналогичных зарубежных фирм, познакомился с новейшими технологиями в похоронной отрасли. Затем наладил поставку в Россию самых лучших (хотя и дорогих) предметов ритуального назначения - гробов, венков, катафалков, средств малой механизации.
Оказалось, что все это востребовано в России. Заказчики нашлись даже на самые эксклюзивные изделия. Фирма заработала.
Подобных примеров вхождения бизнесменов в ритуально-похоронную сферу можно привести десятки. Каждый такой бизнесмен привел с собой энергичных людей самых разных специальностей. Например, в АОЗТ «Ритуал-Сервис» (г. Москва) перешла значительная часть специалистов из так называемой «Мавзолейной группы». Эти специалисты и сейчас работают в организации, выполняя сложнейшие
работы по реконструкции лица покойного. Был такой случай. Погиб в авиакатастрофе известный журналист. На лице покойного имелось множество травм. Однако родные хотели прощаться с покойным, чтобы он был в открытом гробу, чтобы можно было в последний раз посмотреть на любимого, уважаемого человека. За восстановление облика покойного взялась только одна фирма в Москве. Это был «Ритуал-Сервис», который отлично справился с поставленной задачей. Благодарности родных и близких не было предела. Естественно, что оплата таких работ существенно превышает все то, что они получали в своей прежней организации.
Именно первая и вторая волна бизнесменов, которые пришли в ритуально-похоронную отрасль явилась инициатором разработки и принятия в Москве городского закона «О погребении и похоронном деле», а также целого пакета нормативных документов, регламентирующих деятельность ритуальных организаций.
Это объясняется тем, что профессионалы от бизнеса пришли в отрасль капитально, надолго, в отличие от десятков случайных людей, которые создавали фирмы «однодневки», работающие с «черным налом». Для нормальной работы нужны четкие, понятные правила игры на рынке ритуальных услуг (да и в других отраслях сферы услуг).
Это основная причина того, что серьезные предприниматели через органы государственного управления города сделали все, чтобы такие правила (законы, постановления) были приняты. В
частности, при Департаменте потребительского рынка и услуг Москвы была создана рабочая группа, в которую вошли представители всех ведущих ритуально-похоронных служб города, в том числе ГУП «Ритуал». Эта группа в 1997-1998 гг. совместно со специалистами Департамента проработала и подготовила к принятию Правительством Москвы целый ряд нормативных документов, которые не потеряли своей актуальности до настоящего времени. И очень важно, что руководитель Департамента Малышков В. И. поддержал бизнесменов, обеспечил взаимодействие специалистов Департамента и специалистов ритуально-похоронной сферы. Поддержал стремление бизнеса к созданию нормативной базы отрасли и мэр города Лужков Ю. М.
Третья волна кадров в ритуально-похоронную сферу пришла из числа бывших военных, как правило, старших офицеров, вышедших на пенсию, прошедших Афганистан, Чечню и другие горячие точки. Бывшие военные и раньше приходили в отрасль. Их знания, опыт административной работы, порядок, системность в деятельности нашли свое применение в сфере ритуально-похоронного дела. Многие из них стали создавать свои частные ритуальные организации. В 1997 г. в Москве образовалась при поддержке Генштаба Минобороны России Военно-мемориальная компания (ВМК). Она прочно заняло свою нишу в области обеспечения достойного захоронения умерших военных пенсионеров, участников и инвалидов войн.
При активном участии Военно-мемориальной компании было принято Постановление Правительства России о дополнительных мерах по материальному обеспечению погребения умерших военных пенсионеров, участников войн. В соответствии с этим постановлением определено, что на погребение некоторых категорий умерших граждан (военные пенсионеры, участники войны, инвалиды) государство выделяет их семьям социальное пособие в размере 6 тыс. руб. и на установку надгробий 12 тыс. руб. Указанные средства выделяются через местные военкоматы. Позднее эти цифры увеличились и составили соответственно 8-10 тысяч и 15 тысяч рублей.
Реализация этого постановления осуществляется Военно-мемориальной компанией, местными муниципальными и коммерческими ритуальными организациями. Естественно, что выбор той или иной ритуальной организации остается за семьями умерших. Работа по формированию ВМК потребовала
дополнительно квалифицированных кадров во всех регионах РФ, что стимулировало дополнительно приход в ритуально-похоронную сферу большого числа бывших военных и создания в регионах филиалов, дочерних компаний и представительств Военно-мемориальной компании.
В настоящее время Военно-мемориальная компания представляет собой мощный холдинг с единой технической политикой, с жесткой вертикальной структурой управления, с производственной базой камнедобычи и камнеобработки, с единой системой материально-технического обеспечения и внутрисистемной кооперацией, системой внутренней нормативной документации, системой подготовки кадров.

Организационно-экономические условия
Экономические и организационно-правовые условия деятельности ритуальных организаций в период перехода к рыночным условиям существенно отличаются от условий периода централизованной плановой экономики.
Вместе со свободой предпринимательства, большей свободой деятельности государственных и муниципальных предприятий, полной свободой частных предприятий пришла и повышенная ответственность за результаты производственно-хозяйственной деятельности. Для коммерческих структур упущения, недоработки, неудовлетворенности заказчиков означают убытки и последующую ликвидацию фирмы. Для государственных, муниципальных предприятий - смену руководства.
Кроме этого, существенно возросли непроизводственные расходы, связанные с тем, что каждая ритуальная организация должна позаботиться о своем нормативно-правовом обеспечении, бухгалтерском обслуживании, техническом обслуживании машин и механизмов. Для этого необходимо
заключать договоры со специализированными аудиторскими, сервисными и другими фирмами или иметь своих специалистов: юристов, инженеров, бухгалтеров, которые должны отслеживать постоянно изменяющиеся организационные, правовые и налоговые условия деятельности организаций.
Наибольшие проблемы стали появляться при создании новых кладбищ. В условиях рынка земля - это товар, который является объектом купли-продажи, сдачи в аренду. Каждый участок земли имеет своего хозяина, как правило, это сельскохозяйственные предприятия, бывшие совхозы, колхозы. Для создания нового кладбища нужен участок земли 40 и более гектаров. Получить его становится все более трудно. Собственник запрашивает за передачу земли под кладбище от 9 до 30 млн руб. за каждый гектар в счет компенсации упущенной выгоды. Надо также оплатить расходы, связанные с переводом земли из сельскохозяйственных угодий или лесного фонда, в земли общего пользования, на которых можно начинать строить кладбище.

Государственное регулирование и поддержка ритуально-похоронной сферы
Государственное и муниципальное регулирование и поддержка сферы ритуально-похоронных услуг в переходный период осуществлялась по нескольким направлениям:
- лицензирование отдельных видов ритуальных услуг в соответствии с законом «О лицензировании»;
- создание специализированных похоронных служб по вопросам похоронного дела в соответствии с законом РФ «О погребении и похоронном деле»;
- государственная аттестация некоторых категорий работников похоронных служб (применяется в основном в Москве);
- финансирование благоустройства и содержания кладбищ;
- финансирование инвестиционных проектов по строительству новых и реконструкции действующих кладбищ и крематориев;
- предоставление налоговых льгот предприятиям, которым предоставляют ритуальные услуги в соответствии с ОКУН - общероссийским классификатором услуг населения ОК-002-93 по налогу на добавленную стоимость и по налогу на прибыль;
- выделение за счет государства (или муниципалитета) земельных участков для создания новых кладбищ.
Более подробно формы государственного влияния на деятельность и развитие ритуально-похоронных служб будут рассмотрены ниже. Здесь же необходимо отметить практику лицензирования некоторых видов ритуальных услуг в соответствии с законом РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Согласно указанному закону РФ, Правительством страны были утверждены «Правила лицензирования ритуальных услуг». В соответствии с ними лицензированию подлежали услуги по:
- захоронению и перезахоронению;
- кремации тел умерших;
- перевозке тел умерших;
- изготовлению и опайке цинковых гробов;
- приему заказов на ритуальные услуги.
Законом г. Москвы «О погребении и похоронном деле» эти 5 видов услуг были определены в качестве обязательных, которые могут выполнять только городские специализированные лужбы по вопросам похоронного дела.
На практике лицензирование в разных регионах осуществлялось по-разному. В ряде регионов достаточно было сделать заявку и предоставить документы. В Москве очень жестко проверялось соответствие организации лицензионным требованиям, имея в виду наличие кадров, материальной базы, нормативных документов, собственных или арендованных производственных площадей. Для принятия решения о выдаче лицензии заявление ритуальной организации предварительно рассматривается на заседании Экспертного совета, в который входят представители ритуальных организаций, органов государственного управления, органов внутренних дел, организаций социальной
защиты, медицины, антимонопольного ведомства, религиозных организаций трех ведущих в городе конфессий (православие, ислам, иудаизм).
Понятие «специализированные службы по вопросам похоронного дела» введено законом РФ №8-ФЗ от 1996 «О погребении и похоронном деле». Однако дальше определения понятия «Служба» законодательство не пошло. Во многих регионах РФ положение о такой «Службе» принято не было, соответственно службы не были созданы. В Москве законом города было четко определено не только, что такое «Городская специализированная служба по вопросам похоронного дела», но и порядок ее создания, требования к таким службам, их права и обязанности.
Финансирование деятельности и развития кладбищенского хозяйства. В разных субъектах федерации по-разному решались эти вопросы, исходя из возможностей региона или муниципалитета, а также исходя из понимания руководством субъекта федерации, руководством муниципального образования социальной значимости ритуальных услуг. Соответственно и финансирование осуществляется или по полной программе, или вообще «по нулям».

Нормативно-правовое обеспечение
Нормативно-правовое обеспечение деятельности ритуальных организаций в переходный период ознаменовалось принятием в 1996 г. закона РФ «О погребении и похоронном деле», Указа Президента РФ «О гарантиях граждан при погребении». Однако контроль за выполнением закона так и не был налажен. Во многих субъектах федерации не были приняты свои региональные законы в развитие федерального закона. В результате указанный закон не заработал в полную силу, а в последние годы он даже стал в определенной степени тормозом в развитии ритуально-похоронной сферы.
Наиболее полно проведена работа по реализации закона РФ № 8-ФЗ от 1996 г. в Москве, Санкт-Петербурге, Калуге, Иванове, Вологде и других городах, что, естественно, положительно сказалось на развитии ритуально-похоронной сферы в этих регионах.
В частности, в Москве кроме городского закона «О погребении и похоронном деле» принят пакет постановлений Правительства города, в которых определены порядок и правила работы кладбищ и крематориев, коммерческих ритуальных организаций, экспертного совета по вопросам похоронного дела и т. д. В Калуге утверждено положение о специализированной службе, а также форма договора
между администрацией кладбища и гражданином, принявшим на себя ответственность за погребение и последующий уход за местом захоронения. Такая форма договорных отношений благотворно сказалась на состоянии кладбищ города и заслуживает всяческого внимания и поддержки, а также
распространения в других регионах.
Отрицательным фактором в данном переходном периоде можно назвать отсутствие обоснованных нормативов работы предприятий ритуально-похоронной сферы. В частности, до настоящего времени нет ясности, какие нормативы должны быть на 10 000 жителей свободных площадей кладбищ, количество пунктов приема заказов на ритуальные услуги, количество работников ритуальных организаций и т. д.

Наука и научное обслуживание
Наука и научное обслуживание, проектно-сметное дело, подготовка кадров, учебно-методическая работа в переходный период не получили должного развития. Научных исследований было крайне мало, генеральные планы кладбищ практически не создавались. Нередко кладбищем назывался участок земли, который выделялся под кладбище и на котором сразу же производились захоронения без какого-либо плана, без какого-либо проекта. Нередко такие участки земли подбирались не по принципу «какой надо» для кладбища, а «какой дали», какой удалось выпросить у собственника. Есть случаи, когда под кладбище «выделяют» заболоченные, низменные места рядом со свалками твердых бытовых отходов.
Обучение работников ритуальных организаций на системной основе началось только с 1997 г., когда на базе МГУС в Институте экономики сервиса был создан Центр подготовки кадров для похоронной службы. Этот центр создан по решению Правительства Москвы первоначально с целью подготовки агентов (приемщиков заказов) ритуальных организаций г. Москвы. Затем постепенно центр стал готовить кадры на основе дополнительного образования и повышения квалификации для других регионов. Здесь прошли обучение специалисты Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Нижнего Тагила, Ульяновска и других городов.
В этот период по проблемам ритуально-похоронного обслуживания успешно защищены кандидатские диссертации на соискание ученой степени. Кандидатами экономических наук стали Уланов П. Е., директор центра по подготовке кадров для похоронной службы МГУС и Сулоев А. В., председатель попечительского совета некоммерческих организаций Управления ритуальных организаций и служб (УРОС) г. Москвы, в настоящее время работает генеральным директором ГУП «Ритуал».
Московский государственный университет сервиса (МГУС) явился инициатором и организатором ежегодного проведения международных конференций «Современные подходы к управлению похоронным делом» в рамках выставок «Некрополь» (г. Москва), «Ритуальные услуги» (г. Екатеринбург). По итогам конференций систематически выпускаются научные сборники по актуальным проблемам развития ритуально-похоронной сферы.
МГУС, Управление ритуальных организаций и служб г. Москвы при поддержке Департамента потребительского рынка и услуг г. Москвы подготовили и выпустили справочник-сборник «Ритуальные услуги», в который вошли основные директивные и нормативные документы, регламентирующие деятельность похоронных организаций на федеральном и региональном уровне. Позднее этот сборник вышел вторым, а затем и третьим дополненным и актуализированным изданием.
В переходном периоде увидели свет еще несколько изданий. Одно из них - «Новодевичий некрополь» - выпущено фирмой АОЗТ «Ритуал-Сервис» под редакцией Александрова А. В. и является прекрасным исследование одного из старейших кладбищ г. Москвы. Выпущена книга «Похоронная культура», налажен выпуск ежеквартального журнала «Реквием» (издатель и главный редактор - Сазанов В. А., Санкт-Петербург). Событием в ритуально-похоронной сфере стало издание на постоянной основе журнала «Похоронный дом»  (Новосибирск), идеологом и организатором издания является руководитель «Сибирской ярмарки» Якушин С. Б.

Итоги периода
Подводя итоги сказанному об этапе перехода отрасли к рыночным условиям, необходимо отметить, что за это десятилетие 1991-2001 гг. в ритуально-похоронной сфере поистине произошли революционные изменения. Они коренным образом изменили формы и методы ведения хозяйства, предоставления услуг в этой сфере. Отрасль по-настоящему стала формироваться на рыночных условиях. Правда, это коснулось в основном крупных городов, областных центров и в меньшей степени сельской ритуально-похоронной службы.
В этот период ритуально-похоронная сфера, восприняв по максимуму материально-техническую базу, созданную централизованной плановой экономикой, стала приспосабливать ее к рыночным условиям.
Основные достижения и признаки этапа перехода к рынку:
- Появление новых, в том числе принципиально новых, характерных для отрасли субъектов ритуального обслуживания, сначала кооперативов, затем ритуальных организаций, различных организационно-правовых форм, определенных Гражданским кодексом РФ.
- Разделение традиционных ритуальных услуг, которые ранее оказывали только комплексные государственные (муниципальные) предприятия, между организациями и фирмами различных организационно-правовых форм (государственные, муниципальные, частные, ОАО, ООО, ЗАО, АОЗТ и т. д.)
- Разделение по видам производства, по видам предоставляемых ритуальных услуг, по основным их составляющим:
а) ритуальные услуги непосредственно - это услуги, которые предоставляются населению до кладбища (см. перечень услуг ритуального назначения). Это услуги по приему заказов, далее сохранение тела покойного до похорон, транспортные услуги, организация прощания с телом покойного, доставка его к месту захоронения, гражданская и религиозная панихида и т. д.;
б) услуги по погребению - предание тела огню. Это кремация тела покойного, оформление документов, выдача кремированных останков (праха) и размещение их в специальной урне;
в) услуги по погребению, или похоронные услуги, - это перевозка тела до кладбища, оформление документов на кладбище, копка могилы, непосредственно захоронение в могилу или склеп, оформление холма, установка первичного надмогильного сооружения. К похоронным услугам относятся:
захоронение урны с кремированными останками (прахом) в нишу колумбарной стены, в могилу или в земельный колумбарий;
г) ритуальные услуги по изготовлению на заказ и сооружению надмогильных памятников, цоколей, стел, цветников, оград, крестов и других религиозных знаков, последующие работы по ремонту, реставрации, приведению в порядок.
При этом наиболее рентабельные услуги, как правило, в этот период отошли к частным структурам за счет приватизации соответствующих подразделений государственных и муниципальных предприятий. Такие подразделения стали самостоятельными, частными фирмами, которые сами определяют ассортимент услуг и тарифы на эти услуги.
Кроме этого, создались многочисленные предприятия, организации, фирмы, компании, которые стали предоставлять наиболее рентабельные услуги:
- по оформлению заказов на комплекс ритуальных услуг (прощание, транспортировка тела покойного, главное - продажа предметов ритуального назначения, доставка тела покойного до кладбища);
- изготовление и монтаж надгробных сооружений - памятников, оград, цоколей, цветников и других устройств.
Таким образом, произошло крупное, серьезное разделение труда в сфере похоронного бизнеса.
В переходный период было положено начало самоорганизации ритуальных организаций. Были созданы различные добровольные формирования предприятий, фирм в том числе:
АРПОР - Ассоциация ритуальных предприятий и организаций, объединяющая ряд ритуально-похоронных организаций РФ; УРОС - Управление ритуальных организаций и служб, г. Москва; МАПО - Межрегиональная ассоциация похоронных организаций, г. Москва; СОПРОС - Союз ритуально-похоронных организаций и служб, г. Москва; Корпорация руководителей предприятий ритуально-похоронной сферы
РФ; СПАКРУ - Санкт-Петербургская ассоциация компаний ритуальных услуг.

Георгий СЮТКИН, руководитель комиссии по вопросам технического регулирования, зав. каф. «Стандартизация, патентоведение и менеджмент качества» ГОУВПО «МГУС», советник министра Правительства Москвы

Статья проиллюстрирована фотографиями из архива журнала «Похоронный дом». Комментарии к фотографиям написаны С. Б. Якушиным.

В следующих номерах читайте о втором этапе развития похоронной отрасли в период становления рыночных отношений.

 

#GALLERY#
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика