Как символический предмет, пальмовая ветвь ведет свою историю из Египта и Месопотамии, в античное время она была заимствована и признана в Древней Элладе. Наиболее известное значение связано с библейским сюжетом Входа Господня в Иерусалим.
По старинному еврейскому обычаю цари и победители въезжали в Иерусалим на конях или ослах, а народ встречал их с приветствиями и пальмовыми ветвями в руках. Таким же образом въехал в Иерусалим Иисус Христос. Евреи, находившиеся тогда под игом Рима, ожидали мессию, и решили, что чудотворец, накормивший пять тысяч людей и умеющий воскрешать людей, является тем самым вождем, который сможет привести свой народ к политической независимости. Народ признал в Иисусе нового царя и спасителя, поэтому при въезде в Иерусалим верхом на осле его встречали и чествовали тысячи людей, видя в нем, прежде всего, победителя смерти. В знак почтения народ стелил на пути Христа свою одежду и пальмовые ветви (ваи). «…Множество народа, пришедшего на праздник, услышавши, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин. 12:12-13).
В христианской традиции день Входа Господня в Иерусалим считается символом будущего воцарения Бога. С тех пор во всем мире праздник так и называется - Пальмовое воскресенье.
Под пальмовой ветвью обычно подразумевают перистый лист финиковой и других похожих пальм. Почему именно пальмовые ветви бросали под ноги Иисусу? Пальмовая ветвь имеет несколько значений. Листья финиковых пальм использовались как символ долговечности в Малой Азии в погребальных ритуалах, клались на могилы вместо венков, принятых у европейских народов. Еще пальма - символ мученичества, на святых иконах можно увидеть мучеников с пальмовой ветвью, в некоторых случаях она слегка окровавлена. В другом значении пальмовая ветвь - символ мира и спокойствия, наравне с оливковой ветвью. Кроме того, если брать историю Востока, то пальма - это еще и кормилица, семья, у которой во дворе росла пальма, могла кормиться с нее круглый год, собирая несколько урожаев плодов. Также в восточной традиции пальмовые ветви означают почтение и преклонение, в еврейской - символизируют победу, обращение к последней трактовке нередко встречается в библейских текстах.
Традиция отмечать победителей пальмовой ветвью существует со времен Древней Греции и Рима. Так, древние греки посылали гонца с пальмовой ветвью для извещения о победе. Победителям Олимпийских игр вручалась, наряду с венком из ветвей оливы, и пальмовая ветвь, которая наделялась значением пожелания здоровья и долголетия. Позднее пальмовая ветвь стала символизировать мир, по аналогии с оливковой, и победу. К 33 году н.э. пальмовые ветви уже использовались для приветствия любой более или менее популярной фигуры. Еще одно значение пальмовой ветви с древних времён она была популярным декоративным мотивом. Римляне в честь бога земледелия украшали дома зелеными листьями в зимний праздник Сатурналий. В Риме человек, выигравший в судебном разбирательстве, выходил с пальмовой ветвью в руке, что символизировало его правоту и победу.
В христианской культуре ветка пальмы символизировала вечность и победу над смертью. Римляне украшали пальмовыми ветвями надгробия героев в знак памяти об их победах в Северной Африке. Христиане приняли пальмовую ветвь в качестве символа победы Христа над смертью, относимого к Пасхе.
Пальма очень часто встречается в средневековом искусстве в качестве атрибута мученика. В итальянской живописи эпохи Возрождения с пальмовой ветвью изображались мученица Фелицата (II в.) и семь ее сыновей, казненные один за другим у нее на глазах. Набедренную повязку из пальмовых листьев обычно носили отшельники пустыни, например, живший в III в. Павел Отшельник - первый из пустынников Египта. Ангел приносит Деве Марии пальмовую ветвь, возвещая этим ее скорую кончину. Кроме того, пальмовая ветвь является атрибутом евангелиста Иоанна, так как была передана ему Девой Марией на ее смертном одре.
С IV века ангелы изображаются со священным сиянием - нимбом - и крыльями, часто в виде юношей в белых одеждах, с жезлами, лилиями, пальмовыми ветвями, огненными мечами (для изничтожения дьявола). В том же IV веке святитель Амвросий Медиоланский говорил: «Произошло обыкновение в настоящий праздник, во время славословия, держать в руках ветви финиковые, или масличные; отсюда и сам праздник назван Неделей ваий. То, что мы ныне держим в руках эти ветви, имеет свое значение. Масличное дерево, из которого происходит елей, умягчающий раны и врачующий болезни, означает дела милосердия; а крепкое финиковое дерево, оконечности ветвей которого белы, означает, что после скорбей этой жизни мы переселимся в свет Небесного Отечества. И Давид-псалмопевец говорит, что праведник яко финике процветет (Пс. 91, 13). Поэтому, держа в руках масличные ветви, покажем в делах - милосердие. Возьмем и финиковые ветви - в чаянии не земных утех за дела милосердия, а радостей Небесного Отечества, в чем Господь Христос есть Предтеча нам…»
В эпоху Возрождения была восстановлена античная традиция считать пальмовую ветвь эмблемой мира. В этом же смысле употреблялась пальмовая ветвь и в эпоху классицизма, особенно в конце XVIII - начале XIX века. Это была, так сказать, чисто светская эмблема мира, которая противопоставлялась передовыми людьми в Западной Европе церковному, особенно католическому, символу мира - голубю. Чем известнее христианство становилось как новая религия, тем больше людей стремилось в святую землю, на место распятия и воскресения Иисуса Христа. Само слово «паломник» (производное от лат. palma - «пальма») означает «носитель пальмы». Именно от ваий, пальмовых побегов, происходит слово паломник. Паломник - это тот, кто прошел с крестным ходом в Пальмовое воскресенье из Виффагии в Иерусалим с пальмовой ветвью в руке. Первые английские пилигримы, отправлявшиеся в Святую землю, приносили пальмовую ветвь в качестве подтверждения своего паломничества. После этого им разрешалось носить маленькое серебряное изображение пальмовой ветви.
В Древнем Египте в декабре, в самый короткий день года, приносили зеленые пальмовые ветви в свои дома как символ победы жизни над смертью. Пальма - «календарное» дерево, дающее новую ветвь раз в месяц. Поэтому её ветки символизировали собой время вообще и его длительность в частности. Так, на двери храма Медамуда (Египетский музей, Каир) изображено, как Сесострис III получает от Гора и Сета (Нижний и Верхний Египет) пальмовую ветвь - ярлык на длительное правление. Кроме того, пальмовые ветви служили опахалом «сидящему на престоле» фараону. Финиковая пальма, или сикомора, у египтян считается также деревом жизни: кто выпьет воду жизни и поест небесных фруктов, тот будет жить и после смерти. Не случайно египтяне клали именно пальмовые опахала на гробы и мумии.
В Израиле один из самых значительных символов иудаизма - обряд пальмовой ветви. Заранее готовят запасы пальмовых ветвей (лулав - нераспустившаяся ветвь) к празднику сбора урожая. Древний обряд лулав совершается во время молитвы в дни осеннего иудейского праздника кущей (Суккот). Молящийся должен в одной руке держать лулав, состоящий из пальмовой ветви, перевязанной тремя миртовыми и двумя вербными ветками, а в другой - эсрог, особый сорт лимона, и ими потрясать воздух, что якобы служит магическим средством для вызова ветра и дождя Ташлих. Пальмовые ветви в Суккот символизируют прощение, данное еврейскому народу на небесном суде в Иом Киппур (Псикта де-рав Кахана 27:2). В еврейской традиции лулав - пальмовые ветви с нераскрывшимися листьями - носят во время шествия вокруг синагоги, как один из четырёх видов ритуальных растений.
Православная церковь отмечает праздник Входа Господня в Иерусалим как Вербное воскресение, используя вместо пальмовых ветвей ветки вербы. На Руси распускающиеся ветви вербы заменили собой пальмовые ветви, которые держат в руках верующие во время праздничного богослужения, как бы встречая Христа. Верба первой просыпается после долгой зимы, именно веточки вербы символизируют победу жизни над смертью. Пальмовые ветви традиционно изображаются на иконе «Вход в Иерусалим», которая обязательно находится в праздничном иконостасе русского православного храма. В храме Воскресения Христова (Санкт-Петербург) рисунок пальмовой ветви повторяется дважды в арке над сенью и в иконостасе. Ветвь символизирует царство небесное, символ вечности.
В традиционный погребальный ритуал Казанского университета входили почетный караул студентов на квартире почившего преподавателя, церковное отпевание, пальмовая ветвь на его гробу.
Армения Преподношение пальмовых и оливковых ветвей Христу, воскресившего мертвого Лазаря, символизировало победу над смертью. В субботу вечером перед Пальмовым воскресением совершается богослужение Цахказарда, открываются завесы алтаря, а на следующий день служат литургию, благословляют зеленеющие ветви оливы или ивы и вместе со свечами раздают присутствующим в память того, что встречали Господа с пальмовыми ветвями в руках. Бесплодные ветви символизируют язычников; они стали плодоносить только после того, как были поднесены Христу. Мягкость ветвей символизирует смиренность последователей Христа.
Католицизм В Ватикане на Пасху Папа Римский проводит обряд освящения пальмовых ветвей. Пепельная среда у католиков. В начале великого поста пальмовые ветви (в России - ветви вербы), сохранявшиеся с прошлого праздника Входа Господня в Иерусалим (или Вербного воскресенья) сжигаются, а собранный пепел освящается по особому чину перед первой мессой Пепельной среды. В древней церкви священный обряд завершался покаянной процессией. На протяжении веков только публично кающиеся получали освященный пепел. Посыпая голову верующего пеплом, священник говорил: «Помни, человек, ты прах и в прах обратишься». Это напоминание о смерти и о том, что без Бога мы не можем получить вечную жизнь. Обычай имеет библейские истоки: в еврейской Библии кающиеся облачаются во власяницу и посыпают голову пеплом в знак смирения. Сейчас встречается лишь подобие ритуала: священник после мессы рисует крест золой на лбу прихожан.
Лютеранская церковь Чтобы воспроизвести пышность пальмовых ветвей, немцы-лютеране связывают ветви самых разных растений в пучок (т. н. Palmsuchen «пальмовый пучок»).
Буддизм Типичная скульптура Будды Сакямуни (Корея) - сидящий Будда, в правой руке держит пальмовую ветвь над коленом, а иногда указывает одним пальцем, но обычно всей рукой, к земле. Эта поза и положение рук, которые чаще всего ассоциируются с Буддой Сакямони, означают призыв земли к засвидетельствованию.
Ислам В шиитский праздник «День Гадир» черными и красными флагами, пальмовыми ветвями и начертанными на полотнищах изречениями из Корана украшены дома шиитов.
#GALLERY#