Алюминиевые венки. Как это было 100 лет назад. Татьяна Якушина, Новосибирск

05.06.2009

ИЗ ИСТОРИИ ПОХОРОН

Спешу познакомить читателей журнала «Похоронный дом» с экспонатом, который нашему музею удалось приобрести на аукционе в Париже. Париж давно славится как центр, где вот уже век циркулируют художественные и культурные ценности, вывезенные эмигрантами после революции. Недавно музею повезло. Через интернет удалось сделать ставки и приобрести несколько ценных экспонатов. Среди них небольшая книжечка – рекламный проспект Санкт-Петербургского Торгового Дома Беккер и Михелес по продаже алюминия. Предлагаю его содержание вашему вниманию.
Как оказалось, в начале XX века алюминиевые похоронные принадлежности были чрезвычайно популярны. Из-за простоты использования, легкости и доступной цены траурные венки из алюминия быстро пришли на смену более дорогим традиционным памятным серебряным венкам, бронзовым и чугунным барельефам. В XIX веке венок из серебра был непременным атрибутом известных людей, клириков церкви и представителей высшего сословия. Поскольку венки из чистого серебра стоили дорого, часто, особенно во время похорон писателей, поэтов, врачей, ученых, профессуры, общественность собирала пожертвования на отливку памятного венка на могилу. Разумеется, никто,  ввиду опасения кражи, серебряный венок не  оставлял на могиле на ночь. После торжественного возложения в день похорон венок уносили с кладбища. Дальнейшая судьба венков складывалась по-разному. Кто-то закладывал венок в ломбард, кто-то в банк. Чаще всего венок отдавали ювелирам на переплавку, сдавали серебро, а вырученные средства использовали на благотворительность в память об усопшем или на увековечивание его памяти.
После открытия алюминия его стали применять повсеместно, в том числе в похоронной сфере. Особенно новшество понравилось бедным слоям населения. Теперь и у них была возможность использовать на могиле венки и лампады серебристого цвета, что ранее было доступно лишь привилегированным классам.
Можно сказать, алюминий совершил настоящую революцию в похоронном деле России. Новые, небывалые свойства легкосплавного материала были с большим мастерством применены в мемориальном творчестве благодаря дешевизне. За короткое время алюминий нашел широкое применение. Из него отливали гирлянды, венки, траурные ленты, пальмовые ветки, фонари, лампады, распятия, мемориальный багет под таблички и фото на памятники, бюсты, буквы, мемориальные таблички и, конечно, множество барельефов.
Удивительные свойства алюминия позволили освоить производство практически всей основной растительности, которая использовалась на похоронах – цветы, розы, плющ, клен, пальма, дуб, лавр, калы.
Средние и бедные слои были особенно рады новшествам. Теперь на могилы их родственников появилась возможность возлагать то, что раньше было недоступно. В похоронных конторах продавалась исключительно дорогая, помпезная похоронная символика из бронзы, в т.ч. с позолотой. Уделом среднего класса была дешевая ковка. Поскольку кузнецом мог стать каждый, кованая ограда, кресты, цветники, цветы, венки стоили недорого и были доступны даже беднякам.
Вот как рекламировали венки в начеле XX века похоронные конторы.
Среди многочисленных применений алюминия, изготовление из него венков может быть несомненно признано одним из наиболее удачных.
Алюминиевые венки не изменяются и совершенно не портятся ни от действия воздуха ни от дождя и вполне свободны от тех недостатков, которые имеют венки из других металлов, быстро разрушающихся на воздухе, ржавеющих и портящих этим и самые памятники.
Цвет алюминиевых венков прекрасный серебристо-белый.
Жидкая готовая алюминиевая краска.
В отличие от алюминиевых красок других заводов эта краска накладывается не на грунтовку, а прямо на окрашиваемый предмет и образует чрезвычайно прочный кислото- и жароупорный слой. Алюминиевая краска дает блестящую серовато-серебристую окраску и отличается от бронзовых красок, скоро теряющих свой цвет и трескающихся, тем, что не изменяется даже на сильно нагретом металле, не окисляется в воде и совершенно не отпадаете; состав этот не подвергается действию кислот, щелочей и их паров.
Краска не имеет запаха, накладывается мягкой кистью на металлы, дерево, кирпич и камень в холодном виде и сохнет чрезвычайно быстро.
По своей жаросопротивляемости краска годится для окраски печей, паровых двигателей, печных труб и экранов, стенок котлов и пр., а вследствие того, что наша краска прекрасно переносит жар и сырость, она применяется с успехом для окраски резервуаров для горячей воды, холодильников, двигателей, паровых машин, газовых труб, насосов и аппаратов, а равно и вместо лужения и оцинковывания.
Благодаря своему красивому внешнему виду состав этот употребляется для окраски газовых и электрических канделябров, решеток, заборов, перил, надгробных памятников, гробов и вообще для всякого производства механического и слесарного.
Потребление жидкого алюминия весьма незначительно, так как одним фунтом можно окрасить два раза 6 кв. метр., кроме того состав может при желании быть разведен бензолом или тяжелым бензином, вследствие чего краска ложится особенно гладко и равномерно. 
Ц е н а    
Банка в  1/2 фунта                      80 коп.
Банка в  1 фунт                1 руб. 50 коп.  
Банка в 2 1/2 фунта       3 руб. 60 коп.
Банка в 5 фунтов           7 руб.
Банка в 12 1/2 фунта 16 руб. 90 коп.
Банка в 25 фунтов     32 руб. 50 коп.
Пробный флакон                      50 коп.

Алюминий позволил совершить мировоззренческую революцию. Теперь могилы украшались изделиями с потаенными смыслами. На кладбищах начался настоящий бум символизма. Теперь каждый, кто приносил что-либо на могилу, стремился выбрать такое изделие, которое содержало в себе символ, в наилучшей степени характеризующий жизнь умершего или отражающий отношение друзей, родственников к усопшему, их пожелания душе на небесах. Могилы стали превращаться в оазисы с символическими посланиями, а кладбища были сравнимы со своеобразными читальными залами, где, переходя от одной могилы к другой, человек легко расшифровывал смыслы, заложенные в траурном могильном убранстве. Язык похоронных символов, ранее считавшихся уделом высшего класса, теперь стал понятен каждому.
Приведу лишь несколько примеров, которые наглядно показывают, как алюминий во многом обогатил символику похоронного обряда.
РОЗА
Символично то, что в венках использовался только один вид цветка – роза. Из алюминиевых цветков роз составляли не только венки, но и крест-голгофу. Для христиан роза – это цветок Богоматери, символизирующий ее небесное покровительство и любовь. Роза с острыми шипами символизировала не только пролитую Иисусом кровь и многие его испытания, но и краткость  радостей  жизни,  кончающихся так же быстро, как опадают лепестки розы.
ТЕРНОВЫЙ ВЕНЕЦ
Большие продажи в начале века были у такого сакрального изделия, как терновый венец Иисуса. Его навешивали на памятник, клали на могильную плиту, обрамляли им портрет усопшего. Тем самым родственники подчеркивали многие мучения и испытания, которые выпали на долю умершего. Поскольку у каждого в жизни случается немало испытаний, то терновый венец воспринимался многими как универсальный символ мученичества, страданий, наиболее точно венчающий оборвавшуюся жизнь. История такого восприятия берет начало от венка из шипов терна, надетого на голову Иисуса в час его казни.
ГИРЛЯНДА
Как такое же напоминание об этом, на памятниках использовались алюминиевые гирлянды из цветов, вазы, наполненные розами.
ЛАМПАДА
Лампада – погребальный светильник – светильник душ. Их зажигали, чтобы защитить умерших от злых духов и облегчить страдания душ усопших. Как известно, вечный свет лампады указывает на присутствие Христа во время таинства в церкви. Горящие лампады, светильники служили символом водительства Божия. Свет проникал из церкви через круглые отверстия, которые архитекторы, начиная со средневековья, специально предусматривали, чтобы ярким церковным свечением защитить ночью могилы от демонов. Этот свет, как правило, освещал весь церковный погост. А в дальних темных уголках кладбища дополнительно на могилах свет зажигали в погребальных светильниках – лампадах. Лампаду зажигали на могиле в знак своей пламенной молитвы к Богу, просьбы о снисхождении к умершему, об упокоении его души в загробном мире, когда хотели замолить грехи или прибегнуть к помощи Божией, Богородицы и Святых угодников.
ПАЛЬМОВАЯ ВЕТВЬ
  Особенно русские люди любили пальмовые ветви из алюминия. Поскольку пальмы в России не произрастают, вместо них на кладбищах использовали ветки. Как только появилась возможность отливать пальмовые ветки из легкого материала, новый похоронный атрибут получил повсеместное распространение. Первоначально ветки были серебряными, затем их стали красить под золото. Но чаще всего ветка на могиле была зеленого цвета.
В христианской культуре они символизировали вечность и победу над смертью. Римляне украшали пальмовыми ветвями надгробия героев в память об их победах. Христиане восприняли пальмовую ветвь в качестве символа, относимого к Пасхе, победы Христа над смертью.
ВЕНОК ЖИЗНИ
В древности победителей увенчивали венками; в нашем случае это венец жизни праведника, символ вечного спасения. Форма венка объединяет небесную символику круга (совершенство) и кольца (вечность). В античной, иудейской и христианской традициях венки были царскими атрибутами и имели защитную силу (носители олицетворяли себя с божествами). Позже венки стали применяться в похоронах.
Венец жизни праведника – его кончина. Смерть – конец только земной жизни, разлучение души с телом, умирание, состояние отжившего. И важно воспринимать ее как переход к воскресению, к вечной, духовной жизни. Например, поминальные венки – признание смертности, однако их форма в виде кольца предполагает вечность и долгие воспоминания. Поэтому покойного отправляют в последний путь с венками (как правило, хвойными, что подчеркивает общую символику бессмертия), которые украсят его могилу.
В христианской символике венок – награда достигшим Царствия Небесного, знак победы над тьмой и грехом, как венец Девы Марии, мученичества. Впоследствии венок стал важнейшей деталью декорации христианских погребальных памятников.
В христианской традиции, закрепившейся в веках, венец является символом подвига веры и духовной чистоты. Поэтому естественным является украшение усопшего цветами: тем самым живущие свидетельствуют о своем молитвенном уповании на то, что Господь сподобит покойного стать сопричастником Царствия Небесного.
КРУГ
Круг – главный символ вечности, поэтому венки в основном были круглые или овальные. Овал использовали исключительно в тех случаях, когда в центре венка размещался крест. Когда в советские времена по идеологическим причинам из овала удалили крест, остался лишь перевернутый узким концом овал, напоминающий каплю. Тогда и появилась надуманная интерпретация капли как слезы скорби. Таких венков в виде слез сегодня производят в огромном количестве. Извращенная суть главного похоронного символа – круга вечности, стала доминантой в траурной флористике и продолжает разрушать вековой похоронный символизм.
Но вернемся к круглому венку XIX – начала XX веков. У таких венков было самое разнообразное применение. Его надевали на голову покойного, возлагали на траурный постамент, могилу, украшали флагштоки, пики могильной ограды, клали к подножью могильной стелы, обелиска. Редкая крышка гроба была без круглого алюминиевого венка. Причем венков на крышку укладывали столько, сколько могло уместиться.
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕНОК ПИСАТЕЛЮ ОТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Каждый год почитатели таланта Гоголя собирают денежные средства, на которые покупают серебряный венок. В день смерти писателя венок торжественно возлагают на могилу, где он лежит несколько часов. Затем его забирают и распродают по листочку. Вырученные деньги идут на издание произведений Гоголя и в помощь нуждающимся. Таким образом, этот серебряный венок напоминает о том, лавровом, надетом на голову писателя после положения во гроб, а члены клуба продолжают добрую традицию использования денег от продажи знаков памяти на благие дела. Такой неординарный способ чтить память любимого писателя, скорее всего, понравился бы ему самому.
Надеюсь, эта информация о традиции использования алюминия в культуре погребения начала XX века будет не только интересной, но и полезной читателям журнала.

Татьяна ЯКУШИНА, директор Новосибирского музея мировой погребальной культуры

#GALLERY#
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика