Известный итальянский скульптор эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти всегда был глубоко верующим человеком. В 1498—1499 гг. в возрасте 24 лет Микеланджело изваял из мраморной глыбы знаменитую скульптурную группу «Пьета» («Оплакивание Христа»), выполненную по заказу аббата Сен-Деки — французского посланника при Ватикане. Изваяние находится в соборе Сан-Пьетро, Рим.
«Пьета» (Pieta) означает «сострадание», «милосердие», «оплакивание». Это название обычно носят изображения сцены, где Богородица, Мария Магдалина и другие библейские персонажи плачут над телом Христовым, снятым с креста. В этой скульптурной группе почивший Христос изображен на руках у Девы Марии.
Главное отличие «Пьеты» от сцены оплакивания Христа Его близкими в том, что здесь Он изображен на коленях скорбящей о Нем Девы Марии (и только ее) — остальные персонажи на картинах и скульптурах должны отсутствовать, чтобы сюжет по праву именовался «Пьета». (Имеются в виду персонажи евангельской истории, которые присутствуют в остальных сюжетах погребального цикла). Классическим и непревзойденным образцом «Пьеты» стала скульптурная группа Микеланджело. Мотив этой скульптурной группы исходил из давних традиций готического искусства. Готика знала два типа подобного оплакивания: либо с участием юной Марии, идеально прекрасного лика которой не способно омрачить постигшее ее горе, либо с пожилой Богоматерью, охваченной страшным, душераздирающим отчаянием. Микеланджело в своей работе решительно отошел от привычных установок. Он изобразил Марию молодой, но при этом она бесконечно далека от условной красоты и эмоциональной неподвижности готических мадонн этого типа. Ее чувство — живое человеческое переживание, воплощенное с такой глубиной и богатством оттенков, что здесь впервые можно говорить о внесении в образ психологического начала. 3а внешней сдержанностью молодой матери угадывается вся глубина ее горя; скорбный силуэт склоненной головы, жест руки, звучащий как трагическое вопрошение, — все складывается в образ просветленной скорби. Даже трудный композиционный мотив группы — сидящая Богоматерь держит тело своего сына на коленях — кажется здесь естественным.
Ирвинг Стоун в книге «Муки и радости» пишет: «Как ни старался Микеланджело, он не мог найти в Евангелии таких строк, где бы говорилось о минутах, когда Мария оставалась одна с Иисусом. По мысли же Микеланджело, в композиции никого, кроме Христа и Марии, не должно было быть. Он словно бы ощущал Марию рядом: так много он когда-то думал о начале ее рокового пути. Теперь она вся в нервном напряжении, в муках — ее сын простерт перед нею мертвый. Если он впоследствии и воскреснет, сейчас он мертв, воистину мертв, и следы томления на его лице говорят о том, что он испытал на кресте. И значит, в изваянии нельзя показать какие-либо чувства Иисуса по отношению к матери, можно лишь выразить чувства Марии к сыну. Тело Иисуса будет безжизненным, инертным, глаза его закрыты. Всю тяжесть горя примет на себя перед зрителем Мария. Это, казалось Микеланджело, будет верным решением темы».
Специалисты сходятся во мнении: в образе Мадонны, юной и прекрасной, с поразительной силой передано огромное человеческое чувство – великая скорбь матери по утраченному сыну. По тонкому наблюдению В. Н. Лазарева «ее пре-красное лицо дышит скорбью, но в нем нет и тени отчаяния. Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой. И горе ее столь безмерно и велико, что оно перерастает из личного горя в горе всего человечества».
Молодой скульптор не пошел по пути, указанному ему предшественниками, изображавшими Богоматерь измученной, увядшей, обезображенной страданием. Он сохранил ей прелесть неувядаемой юности. Красота здесь неотделима от страданий, изломанные складки ее пышного одеяния оттеняют наготу хрупкого тела Христа. Горе Богоматери светло и возвышенно, и лишь в жесте левой руки как будто выплескивается наружу ее душевное состояние — «в нем и сила ее скорбного чувства, и сознание трагической неизбежности случившегося, и безмолвный вопрос». Белый мрамор отполирован до блеска. В игре света и тени его поверхность кажется драгоценной. Всех поразило искусство скульптора, сумевшего победить холод и твердость камня… Мягкие переливы света создают ощущение, что от мраморных фигур исходит нежное сияние. И, созерцая «Пьету», мы чувствуем, что страдания жизни, великие потери, сердечная боль могут быть умерены и смягчены. Люди остро ощущают высокую плату своего спасения.
Микеланджеловская «Пьета» — это первое в скульптуре развернуто-программное произведение Высокого Ренессанса, представляющее собой действительно новое слово и в содержании своих образов, и в их пластическом воплощении. «Пьета» принадлежит к наиболее законченным работам Микеланджело, она завершена во всех своих мельчайших деталях. Римская «Пьета» сделала Микеланджело первым скульптором Италии. Она не только принесла ему славу — она помогла ему по-настоящему оценить свои творческие силы. Интересная деталь. Кормилицей маленького Микеланджело была жена простого каменотеса. Став прославленным скульптором, Микеланджело сказал: «Из молока моей кормилицы извлек я резец и молот, которым создаю свои скульптуры». Как известно, это одна из наиболее талантливых скульптур в истории мирового искусства. И это единственная работа Микеланджело, которую он подписал. Смерть и сопровождающая ее скорбь словно содержатся в мраморе, из которого изваяна скульптура. Соотношение фигур таково, что они образуют низкий треугольник, точнее, коническую структуру. Обнаженное тело Христа контрастирует с пышными, богатыми светотенью одеждами Богоматери. Микеланджело изобразил Богоматерь молодой, словно это не Мать и Сын, а сестра, оплакивающая безвременную смерть брата. Кроме того, Микеланджело был горячим по-клонником Данте. В начале молитвы св. Бернарда в последней канцоне «Божественной комедии» говорится: «Vergine Madre, figlia del tuo figlio» – «Богоматерь, дочь своего Сына». Скульптор нашел идеальный путь для выражения в камне этой глубокой богословской мысли.
Микеланджело обратился к теме, которая до той поры всегда связывалась с идеей страдания и искупления. Теперь художник, напротив, предложил невиданное ранее изображение Мадонны с мертвым Сыном. У нее юное лицо, но это не признак возраста, она дана как бы вне времени. Слова биографа и исследователя его творчества Джорджо Вазари о «божественной красоте» произведения должны быть поняты в возможно более буквальном смысле. Микеланджело убеждает самого себя и нас в божественной природе и божественном значении изображенных фигур, сообщая им совершенную красоту в соответствии с человеческими критериями прекрасного и именно поэтому красоту божественную. Здесь явлено не столько страдание как условие искупления, но, скорее, красота как последствие его обретения. И еще раз обратимся к оценке Джорджо Вазари: «Пьета» стала открытием всех потенциальных возможностей и сил искусства скульптуры. Среди многих красивых особенностей (включая драпировки) это особенно демонстрирует тело Христа. Было бы невозможно найти тело, показывающее большее мастерство искусства… Прекрасное выражение головы, гармония в соединениях: рук, ног, и туловища, и прекрасного узора вен — все настолько замечательно, что трудно полагать, что рука художника могла выполнить это так совершенно и за столь короткое время. Это чудо, что бесформенный блок камня мог превратиться в совершенство, которое природа едва способна создать из плоти».
«Пьета» Микеланджело находится за бронированным стеклом после того, как в мае 1972 года фанатично настроенный геолог Лацло Тот, с альпинистским молотком наперевес, бросился на изваяние-шедевр. С криком «Я Иисус, восставший из мертвых!» он принялся крошить статую, и, пока его смогли схватить, успел отбить Деве Марии руку по локоть, отбить кусочек носа и разбить лицо, попытался молотком отбить Христу голову. На место трагического происшествия сразу прибыл Папа Павел VI и плакал у разбитой статуи.
На вопрос, зачем он это сделал, преступник ответил, что такую красоту мог создать только дьявол и ей не место в храме. Его в чем-то можно понять. Поскольку в первую очередь это не Дева Мария держит на руках Христа. Это земная женщина держит на руках умершего, очень близкого ей человека. Это печаль такой нереальной силы и глубины, что закрывает собой ужас потери человечеством Иисуса Христа.
Полную версию статьи читайте в Журнале "Похоронный дом" (полиграфическая версия).
Продолжается подписка на Журнал "Похоронный дом" на 2011 год. До 1 февраля 2011 действует цена 2010 года.
По вопросам подписки и приобретения предыдущих номеров журнала обращайтесь по телефону: (383) 363-05-00, Суворова Людмила Валентиновна, e-mail: funeralportal@mail.ru