RSS Распечатать

Исследовательский проект тенденций развития Музей мировой погребальной культуры

Цель проекта: изучить тенденцию развития культурно-образовательного центра в г. Новосибирске и стране в целом. Задачи: установить причины популярности погребальной культуры на сегодняшний день; осветить важнейшие аспекты развития погребальной культуры в целом; провести социологический опрос, отображающий в себе отношение людей к подобному виду искусства.<br />

Направление: гуманитарный проект

Музей мировой погребальной культуры г. Новосибирска

Автор: Лунина Софья Андреевна

Гимназия №4, 10 класс.

Железнодорожный район г. Новосибирска

Консультант проекта: Нечитайлова

Римма Викторовна,

учитель МХК высшей категории





I. Общие сведения о проекте

Цель проекта: изучить тенденцию развития культурно-образовательного центра в г. Новосибирске и стране в целом.

Задачи:

Ø установить причины популярности погребальной культуры на сегодняшний день;

Ø осветить важнейшие аспекты развития погребальной культуры в целом;

Ø провести социологический опрос, отображающий в себе отношение людей к подобному виду искусства

Тип проекта (по виду деятельности): исследовательский.

Используемые технологии: мультимедиа.

Форма продукта проекта: реферат и мультимедийная презентация

Исследование:

· изучение истории возникновения музея погребальной культуры в Новосибирске

· беседы с людьми различных возрастных групп и выявление их отношения к данному культурно-образовательному центру и к этому искусству в целом

· выявление роли погребального искусства в современном мире

· анализ и систематизация собранного материала

Область применения результата проекта:

- учебная (классные часы, уроки МХК)

- внеклассная работа (повышение мотивации к познавательной деятельности школьников и получения новых знаний о Музее)

- социальная (сотрудничество, презентация материала об истории нашего города)

Результативность: автор изучила историю вопроса, выступила на школьной научно-практической конференции.

II. Описание работы над проектом

Введение

Актуальность проблемы.

Смерть – великий вдохновитель искусства во все времена. Это часть постоянного процесса существования человеческого сообщества, а потому, как и жизнь, она многогранна и неоднозначна.

В последние годы в России идет процесс возрождения духовности, а также повышается интерес к историческим традициям. Ведь погребальная культура является неотъемлемым элементом и духовным наследием любого цивилизованного общества. Так, на новом качественном уровне формируется собственная российская погребальная культура, которой долгое время не уделялось должного внимания ни на государственном, ни на бытовом уровне.

Сегодня расширить свои знания в данной сфере люди могут, посетив единственный в России Музей погребальной культуры, расположенный в г. Новосибирске. Как оказалось, людей не пугает и не отталкивает тематика этого центра, а скорее наоборот – привлекает своими поистине новаторскими веяниями и нестандартным подходом к изучению искусства погребения. Именно поэтому автору этот факт показался интересным в качестве исследования, и она обратилась к этой теме.

Проблема

Выяснить причины популяризации Музея погребальной культуры среди людей различных возрастных групп

Объект и предмет исследования

ü Объект – отношение жителей города к Музею, почему он так их привлек

ü Предмет – непосредственно Музей

Методы исследования:

· Анализ литературных источников

· Реферирование

· Социальный опрос

· Цитирование.

III. Основная часть

О МУЗЕЕ

В Новосибирске имеется музей, совершенно неожиданный для мегаполиса, который большую часть биографии прожил в праведном советском образе «города-кузницы». Это «Музей смерти». Или, как он официально именуется, «Музей мировой погребальной культуры». Рунет всегда был равнодушен к классическим музеям российской провинции – ко всем достижениям краеведения, к нюансам почитания знаменитых земляков. Но судьба «Музея смерти» в этом смысле радикально отличается от всех остальных: он стал объектом пристального внимания, едва открывшись в мае 2012-го. Музей превратился объект межрегионального туризма: за весомой дозой готичности сюда приезжает гото-молодёжь со всей России. Да и партикулярные граждане относятся к экспозиции заинтересовано.

Хронологическое поле музея очерчено рамками от XIX до первого десятилетия XX века. Такой выбор не случаен: эта эпоха отличалась наибольшей проработанностью мемориальной культуры. В ней было вровень и эстетики, и гуманизма.

В коллекции музея – несколько тысяч экспонатов. Среди них более 200 траурных платьев XIX века, разномасштабные модели катафалков, 10 000 старинных гравюр на тему погребения и траура, около тысяч живописных полотен и скульптур, старинных и современных. 9 000 фотографий на тему смерти и похорон, более 11 000 открыток. Собрана впечатляющая коллекция медальерного искусства памяти великих сражений и побед. Особенно интересна коллекция медалей, посвященных дням памяти матерей и отцов.

Музей примечателен уровнем визуализации – редким для российской музейной практики, но популярным в Европе и США. Многие аспекты старинной погребальной культуры представлены в виде сюжетных инсталляций-диорам. Опознание в старинной прозекторской, прием заказа в погребальной конторе, пошив траурного платья, прощание родных с умершим ребенком – все сюжеты в детально воспроизведенных интерьерах разыгрывают реалистичные манекены, облаченные в одежду XIX века. Есть в этом ряду и сцены, совершенно удивительные для современного зрителя. Например, фотоателье, где совершается фотографический сеанс post mortem – съемка покойника в «живой» позе и обстановке, вместе с родственниками. Этот необычный фото-жанр, возникший в викторианской Англии, покорил несколько стран Европы, восточное побережье CША и просуществовал до конца 1920-х годов, оставив довольно большое визуальное наследство. Самые выразительные и знаменитые из таких портретов тоже представлены в экспозиции.

Помимо стационарной экспозиции музей будет устраивать и выездные выставки различных коллекций в городах России и за рубежом.

Музейный комплекс расположен в Парке Памяти новосибирского крематория. «Концепция нашего музея – это не воспитание интереса к смерти и не любование ей. Это - музей культуры жизни наших предков, потому, что если бы не было таких музеев, мы бы не знали как жили люди в разные эпохи, как оценивали друг друга, к каким целям стремились в течение жизни. Ведь последний день на земле – оценка всей достоинств и достижений человека,» - поясняет директор музея Татьяна Якушина.

Новосибирский музей мировой погребальной культуры входит в международную ассоциацию музеев смерти и включен в программу сохранения культурного наследия похоронной культуры при UNESCO.

КОЛЛЕКЦИИ МУЗЕЯ

Траурная мода XVIII — начала XX веков.

(((Траурное платье XIX века)))

Внешнее выражение скорби по ушедшему из жизни человеку во все времена диктовало особые правила поведения и ношения траурной одежды. Траурный костюм несет в себе «скорбную печать», он определяет поведение и внутренне состояние того, кто его носит.

Траур (от немецкого der Trauer – «печаль») — сдержанное, не бьющее в глаза выражение скорби по усопшему. В XIX- начале XX веков в России было принято подолгу носить траур. По смерти близкого родственника – супруга, родителя, брата – в течение года. Поэтому существовала определенная мода на черное, траурные детали, аксессуары, платья. Траур подразделялся на глубокий траур полутраур, и трехмесячный траур, во время которого допускалось вместо черного носить серое и лиловое. Краткий траур соблюдался по родственнику не очень близкому. Но вдова, в соответствии с правилами приличия, должна была носить черное в течение года без малейших послаблений. Траур выражался тканью, отсутствием драгоценностей, что указывало на уход близкого человека.

Посмертные фотографии

Посмертная фотография (англ. Post-mortem photography) — обычай фотографирования недавно умерших людей, появившийся в XIX веке с изобретением дагерротипа. Такие снимки были привычным делом в конце позапрошлого века, а в настоящее время являются объектом изучения и коллекционирования.

(((Посмертная фотография)))

Такие фотографии служили не столько напоминанием о смертности, сколько своеобразным напоминанием об усопшем. Особенную популярность получило фотографирование умерших детей и новорождённых, ведь уровень детской смертности во времена Викторианской эпохи был весьма высок.

Пик популярности посмертной фотографии пришёлся на конец XIX века, однако, позднее пошёл на убыль и вскоре был полностью вытеснен изобретением моментальной фотографии, получившей большее распространение и популярность, хотя некоторое продолжение традиции прослеживалось и в XX веке.

Коллекция катафалков

Конные упряжи еще довольно долго после появления специализированных автомобилей пытались с ними конкурировать, и порой вполне успешно, поскольку выглядит запряженный лошадьми катафалк-карета, действительно, очень эстетично, роскошно и благородно. Но прогресс постепенно брал свое, и конным катафалкам пришлось уступить место более технологичному средству передвижения.

(((Модель катафалка)))

Произошло это в начале 20 века. Сначала это были обычные автомобили. Их оборудовали направляющими для гроба и небольшими откидными скамейками для сопровождающих, украшали резьбой и венками. Конструкторские решения в создании катафалков все чаще склонялись к лимузинам, сразу после середины 30-х годов прошлого века они прочно заняли лидирующие позиции на рынке ритуальных услуг и удерживают их до сих пор. Но следует отметить, что уровень европейских катафалков, в том числе и лимузинов, всегда несколько отставал от американских по многим параметрам.

Гравюры XIX века

(((Гравюра XIX века)))

Уникальность коллекции, прежде всего, в ее тематическом единстве. Тема Смерти, связанная с одним из неотъемлемых аспектов существования человека, одна из самых древних и распространенных в изобразительном искусстве. Ее иконография обширна и включает в себя целый ряд отдельных тем, объединяющих сходные сюжеты. Многие из них воплощены в произведениях, собранных в коллекции: некоторые библейские и евангельские сцены; смерть в разных ее видах; трагические моменты, когда человек ощущает ее приближение, и когда душа покидает тело и т.д.. Гравюры, запечатлевшие эти мотивы, имеют не только художественное значение, но являются также историческими документами, отражающими религиозные взгляды, социальные отношения.

IV.Опрос на тему «Ваше отношение к музею Смерти г. Новосибирска»

Была осуществлена рассылка анкет посетителей сайтов Новосибирского музея погребальной культуры, а также были проведены опросы-голосования в социальной сети «ВКонтакте». Анкетирование проводилось в октябре 2014 года.

Результаты представлены ниже.

1) Как Вы думаете, привлекает ли посетителей нестандартный и оригинальный подход Музея к культуре погребения ?

Да, конечно, ведь теперь люди могут взглянуть совершенно по-новому на тему смерти

93.4%

Думаю, что это не имеет значения

4.1%

Нет, стоит придерживаться традиций, новаторство в данной сфере неприемлемо

2.5%

2) Считаете ли Вы необходимым расширение своего кругозора в данной сфере?

Да, ведь это не только интересно, но также полезно для повышения уровня эрудиции и осведомленности в данной сфере искусства.

81.6%

Думаю, это просто увлечение, и оно не сильно отражается на моих искусствоведческих знаниях. Я не придаю этому значения

18.4%

Не стоит интересоваться в подобном вопросе, вообще не считаю, что кого-то может всерьез это заинтересовать

0%

3)Советовали ли Вы своим родственникам/друзьям посетить музей?

Да, им определенно стоит увидеть Музей! Я уже советовал(а) своим близким посетить его

91.9%

Да, как-то обмолвился(ась) парой слов об этом, но без особого энтузиазма.

6.8%

Нет, думаю, им не стоит посещать Музей, они зря потратят время

1.4%

4)Изменилось ли Ваше отношение к жизни и к смерти после посещения музея?

Да, я точно стал по-другому видеть Жизнь и Смерть человека

51.7%

На меня это не повлияло

48.3%

5) На последний вопрос, заключавшемся в оценке Музея по 10-балльной шкале более 56% респондентов проголосовало за оценку «10»;

ВЫВОД:

Таким образом, можно говорить о том, что, несомненно, существует заинтересованность горожан в посещении Музея; можно также сказать, что Музей оказал значительное влияние на посетителей; большинство из опрошенных рекомендовали данный центр в посещении. Помимо этого стало известно, что большинство опрошенных считают времяпровождение в Музее отличным способом расширить кругозор, повысить уровень эрудиции.

V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

За незначительный промежуток времени Музей смерти перевоплотился в один из популярнейших туристических брендов Новосибирска. Сегодняшние постояльцы города не могут устоять перед соблазном приехать в столь необыкновенное место. Равнодушным здесь и впрямь остаться невозможно – гости испытывают восторг перед спонтанными гранями темы. Точно можно сказать: задача Музея была помочь посетителям преодолеть устоявшиеся стереотипы о Смерти, помочь расширить грани мышления в этой области, да и просто впечатлить великолепием экспозиции. И Музей с этой задачей справился более чем успешно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

· Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. - М., 1992. - 197с.

· Альмедер Р. Реинкарнация. Жизнь после смерти. - М.:, 1991. - С. 230-248.

ИИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ

· http://musei-smerti.ru/

· http://funeralportal.ru/


Тематики: музейпогребальная культура

10.01.2015


Делясь ссылкой на статьи и новости Полемики в соцсетях, вы помогаете нашему сайту. Спасибо!

Источник: http://polemika.com.ua/article-140548.html

Ваше имя*
Ваш E-mail*
Сообщение*
 

Для профессионалов похоронной отрасли

НИКА

Опрос дня

Хотели бы вы заключить прижизненный договор?






  


События в мире

cae?uou
Яндекс.Метрика
Ni?aai?iee ?eooaeuiuo oneoa ?in?eooae