Формирование концепции смерти в детстве

09.07.2014
Формирование концепции смерти в детстве

Автор: Ольга Герасименко

Человек начинает задумываться о смерти в очень раннем возрасте. Чаще всего размышления эти связаны со страхом. Это вполне объяснимо. Человек всегда боится неизвестности, а смерть – это, прежде всего, неизвестность.

Каким же образом у детей формируется концепция смерти? Ответ на этот вопрос пытается найти в своей книге английский автор Сильвия Энтони.


ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ПРИНЦИП

Очень интересен тот факт, что для многих маленьких детей слово «мертвый» тождественно слову «убитый». Для них состояние «мертвый» предполагает кого-то, – одушевленного агента, «виновника».

Для детей постарше характерна идея реинкарнации. Многие убеждены, что человек, лежащий в гробу, превращается в ребенка и начинает жизнь заново.

Естественно, что смерть, как и любое явление, ребенок пытается сам себе объяснить. Каковы же логические умозаключения детей по этому поводу?

Если в семье незадолго до рождения ребенка умирает отец, более старшим детям логично предположить, что он ушел из этого мира, освободив место для появившегося на свет ребенка. То же самое можно сказать и об умершей при родах матери.


ЗНАНИЕ

В сороковые годы прошлого столетия в Лондоне проводилось исследование развития концепции смерти с возрастом.

В зависимости от возраста ответы разделились на пять категорий:

  1. Явное непонимание значения слова «мертвый».

Главная характеристика этой категории – неведение. Однако сама по себе неспособность дать определение слова из словаря не является достаточным свидетельством того, что мышление ребенка находится на этом уровне. Отсутствие озабоченности или интереса по отношению к ситуациям, включающим смерть, может проявляться также невербально. Имитация ритуального поведения, ассоциированного со смертью, может указывать на отсутствие понимания происходящего.

  1. интерес к слову или факту; определение ошибочное или ограниченное;

На этой стадии поведение характеризуется:

а) интересом в соединении с

б) ограниченным пониманием, которое может быть

в) ошибочным.

Однако неспособность определить слово в словаре еще не означает, что мышление ребенка непременно находится на этом уровне.

  1. признаков непонимания значения слова «мертвый» нет, однако определение дается:

а) через сопутствующие феномены, ни биологически, ни логически не существенные,

б) только по отношению к человеку;

Ребенок не выказывает и не выражает неспособность понимать слово или наблюдаемый факт. Он упоминает:

а) только о людях или

б) о сопутствующих феноменах, которые не являются ни логически, ни биологически существенными.

4) использованы существенные признаки и дано правильное, но ограниченное определение.

Не обнаруживается явной неспособности понимания слова или события. Упоминание только о людях или конкретно о людях, как в категории 3, может соединяться с указанием логически или биологически существенных признаков или с обобщениями.

  1. достаточно объемлющее логическое или биологическое определение или описание.

Определение или описание через логически или биологические существенные феномены.


ВООБРАЖЕНИЕ

Каков же образ смерти в детских фантазиях?

В наиболее распространенных контекстах своего спонтанного появления в детских фантазиях смерть – это то, что приносит скорбь, и то, что приносит страх; она горестна, потому что ведет к расставанию родителя и ребенка или родителей друг с другом, и пугает как результат враждебности действий, собственных либо других людей.

При этом, в отличие от взрослых, они готовы говорить о своем горевании по поводу утраты близкого человека.

Границу между патологическим и непатологическим гореванием провести трудно. Если психика горюющего принимает крайние меры, чтобы избежать болезненных переживаний, связанных с утратой, это может быть патологическим симптомом. Одна из таких наиболее поразительных мер – избирательное забывание. Образ умершего исчезает из сознания или возвращается только в сновидениях, а во время бодрствования вспоминается лишь с огромным сопротивлением. Эта патологическая реакция диаметрально противоположна поведению, наблюдаемому у детей, испытавших утрату, при контакте с посторонними. Память утраты остается на переднем крае сознания, и в ходе серьезной беседы они с готовностью говорят о ней благожелательному взрослому. Однако фантазии о смерти покойного оказываются блокированы. Некоторые формы поведения в связи с утратой не могут сами по себе рассматриваться как аномальные в детстве, но указывают на патологические тенденции у взрослого.


НАУЧЕНИЕ

Детские концепции смерти обычно отражают представления общества, в котором они воспитываются. Дети усваивают много больше того, чему их учат намеренно.

Представление ребенка о смерти зависит преимущественно от его возраста и зрелости, а также от научения. Согласно нашим собственным исследованиям, возраст и уровень интеллекта, с одной стороны, и культура – с другой, являются относительно независимыми факторами в их влиянии на категорию определения понятия мертвый.

Исследования среди подростков и молодежи, проведенные в Америке, Австралии и Англии, позволяют сделать вывод, что большинству в детстве внушали представления о небесах и аде, чтобы стимулировать к хорошему поведению и удержать от плохого.


ТРЕВОГА И СТРЕСС

Перспектива вечного страдания или удовольствия, пусть отдаленная, должна вызывать эмоции. Даже те, кто думают не об умирающем животном, которое сбросит покровы плоти, освобождая некий вечный дух, а об умирающем животном, которое станет гниющим мясом и больше ничем», не кажутся абсолютно безразличными. Определенная тревога по поводу смерти нормальна и неизбежна для человека. Как и когда она появляется у индивида? Конкретнее: вызывает ли смерть тревогу у детей? Если да – при каких условиях эта тревога возникает? Каковы ее поведенческие формы? Каким образом она может облегчаться и использоваться для социальной адаптации?

Смерть типично выступает источником скорби как причина разлуки родителя и ребенка и источником страха – как результат агрессивной враждебности.

Утрата, случившаяся до возникновения концепции, едва ли приведет к тревоге; с другой стороны, тревога обычно развивается на основе регрессии, – которая сама по себе есть нормальная преходящая реакция на опыт, требующий личностной реадаптации, такой, как смерть члена семьи, – у ребенка, уже имеющего элементарное представление о смерти.

Что такое тревога? Для психолога и для психиатра это слово означает несколько разные вещи. Согласно психологическому определению, тревога – «гипотетическое состояние, связанное с ожиданием отрицательной стимуляции, такой как боль, ограничение функциональной свободы, снижение статуса или неспособность достичь цели». Функциональная свобода может быть ограничена тюремными стенами, ошейником, надеваемым на собаку в экспериментах по условным рефлексам, социальной или географической дистанцией, не позволяющей выразить любовь. Снижение статуса может иметь физическую или социальную причину. Цели преследуются для того, чтобы получить удовольствие от завершенности. Ожидание подразумевает связь между восприятием, служащим сигналом, и событием, о котором это восприятие должно сигнализировать. Тревога обусловлена неопределенностью сигнального отношения: может быть не известно точно, каков временной интервал до события, состоится ли оно или каков будет его характер.

По мере того, как ребенок взрослеет, его сепарационная тревога принимает рациональную или рационализированную форму. Психологические защитные операции могут ставить тревогу под контроль, но совершенно не обязательно устраняют ее.

Когда взрослые пытаются оградить ребенка от фактов, касающихся смерти, с которыми он иначе встретился бы, он может заподозрить обман, что приведет к развитию тревоги более устойчивой и патологической, чем та, которую вызвала бы укрываемая от него реальность. Иллюстрацией может послужить следующий случай . Бабушка Сэма умерла в доме Сэма, когда ему шел четвертый год. Хотя он мог видеть гроб, мама сказала ему, что бабушка ушла. У Сэма той ночью был эпилептиформный припадок, и его забрали в больницу для наблюдения. Через месяц после выхода из больницы он нашел мертвого крота и пришел в болезненное возбуждение. Он спрашивал о смерти, а ночью у него были судороги. Еще два месяца спустя у него был третий припадок, во время которого он случайно раздавил в руке бабочку. В случае Сэма психический стимул, идея смерти, спровоцировала проявление скрытой готовности к эпилептическим припадкам. Был сделан вывод, что «на самом деле ведущий патогенный психический стимул» – страх мальчика, что его мама может умереть, потому что за несколько дней до смерти бабушки он бросил в маму чемто и ушиб ее. Из этого сокращенного описания истории Сэма мы можем предположить также, что Сэм боялся и собственной смерти, – возможно, как воздаяния, – и болезненно идентифицировался с маленькими мертвыми животными, Родителям часто бывает трудно отвечать на вопросы о смерти, и их колебания порой подтверждают для детей, что в связи со смертью есть чего бояться… Болеющие часто дети иногда чувствуют тревогу родителей за их жизнь и в результате испытывают давящий смутный дискомфорт, не испытываемый здоровыми детьми вследствие чего их смерть оказывалась сильнейшим стимулом его страха за себя.


СМЕРТЬ И ВРЕМЯ

Мифология и литература свидетельствуют о тесной связи времени и смерти в человеческом мышлении. С другой стороны, время разных культур очень различается, а сущность смерти переживается взрослыми повсюду и всегда сходно. Время труднее для понимания, чем смерть: его физические проявления менее заметны. Утверждалось, что человек становится способен к восприятию времени благодаря осознанию смерти. Серьезное исследование связи этих двух концепций при развитии ребенка и в истории показывает, что это верно лишь отчасти. Повидимому, между концепцией смерти и концепцией времени имеется постоянное взаимовлияние, – это дорога с двусторонним движением.

Учитель Ньютона, Исаак Бэрроу, определял время как непрерывность всякой вещи в ее существовании. Святой Августин на вопрос «Что есть время?» сказал, что быстрого и легкого ответа быть не может, хотя не найти другого слова, столь привычного или столь знакомого.

Поначалу в своем мышлении о времени ребенок обычно смешивает время и бытие. Утверждения и вопросы о событиях, которые произошли, когда его еще не было, могут привести его в замешательство; он станет явно отрицать событие либо впадет в противоречия. Пример отрицания можно найти в размышлениях Бена, 3 г. 4 м., который не согласился с тем, что его нигде не было, прежде чем мама его зачала: он сказал, что находился у нее под ногами.

Часто, прежде чем признать, что он тоже умрет, маленький ребенок должен пройти этап, когда он проникается пониманием того, что каждый человек умрет. Это силлогизм, который не несет с собой убежденность в смерти. Признаваемая таким образом идея смерти не имеет характера универсальности или неизбежности. Она относится к случайным обстоятельствам и к индивидуальным случаям.


Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика