«Тем самым наш народ хотел бы выразить благодарность вашей стране. Первым учителем Шопена был чех, Ян Живны. В жизни каждого гения это бывает очень важный человек. Кроме того, Шопен, уже после своей эмиграции во Францию, когда ему нельзя было возвращаться в Польшу, в Чешских землях встречался со своими друзьями, родственниками и родителями».
Существовало две посмертные маски композитора. Первый слепок был снят непосредственно после смерти Шопена французским скульптором Жан-Батистом Клезенже, мужем Соланж, дочери писательница Жорж-Санд. Однако на этой маске отразились предсмертные муки композитора, и спустя 40 дней Клезенже сделал второй слепок, на котором следы страданий были не столь отчетливы. С оного слепка была отлита бронзовая маска, хранившаяся в Варшаве в Королевском дворце. В годы Второй мировой войны польские патриоты спрятали национальную реликвию от нацистов в подземелье, благодаря чему вопреки бомбардировке и взрыву здания, считавшегося символом польской государственности, маска Шопена сохранилась и практически не была повреждена. Позже она была обнаружена под грудой обломков и, через руки реставраторов, передана Музею Шопена в Варшаве, где она до сих пор является составной частью постоянной экспозиции.
«Эта маска является символом возрождения Польши. В том числе, с учетом символического значения этой реликвии она никогда до сих пор границы нашей страны не покидала».
Пражане и гости чешской столицы смогли увидеть реликвию в кафедральном соборе святого Вита. Спустя некоторе время под сводами храма в исполнении пражских солистов и специально созданного по данному случаю Симфонического оркестра и хора имени Шопена под руководством лучшего современного дирижера Польши Лукаша Боровича прозвучало одно из самых грандиозных произведений Моцарта – «Реквием».
В 2010 году, в год Шопена, в честь 200-летия дня рождения композитора, в Чехии прошла серия мероприятий и концертов, посвященных этой знаменательной дате, с участием лучших симфонических оркестров страны.