В истории мировых флотов вряд ли сыщется еще одна такая подлодка, на чей век выпало так много несчастий, как советской АПЛ "К-19", прозванной откровенно зловеще — "Хиросимой". Традиционно в конце февраля ветераны-подводники отмечают годовщину одной из самых громких аварий в истории нашего подводного флота, которая унесла жизни 28 человек." />

RSS Распечатать

К-19. Забравшая жизни, чтобы жить...

<font face='Tahoma'>В истории мировых флотов вряд ли сыщется еще одна такая подлодка, на чей век выпало так много несчастий, как советской АПЛ "К-19", прозванной откровенно зловеще — "Хиросимой". Традиционно в конце февраля ветераны-подводники отмечают годовщину одной из самых громких аварий в истории нашего подводного флота, которая унесла жизни 28 человек.</font>
В истории мировых флотов вряд ли сыщется еще одна такая подлодка, на чей век выпало так много несчастий, как советской АПЛ "К-19", прозванной откровенно зловеще — "Хиросимой". Традиционно в конце февраля ветераны-подводники отмечают годовщину одной из самых громких аварий в истории нашего подводного флота, которая унесла жизни 28 человек.

Этой страшной аварии посвящена песня, без сомнения, известная всем советским и российским подводникам, авторство которой часто приписывают Владимиру Высоцкому. Несмотря на то что никто никогда не слышал, чтобы поэт сам ее исполнял, все-таки греет мысль: в принципе, теоретически он мог это написать, это же его тема:

… Те, кто спал, кто мечтал и кто вахту держал,
По постам боевым разбежались.
А в "девятом", кто встал, кто услышал сигнал,
За себя и за лодку сражались…
Отзывается сердце на каждый удар,
Рядом гибнут свои же ребята.
И открыть бы, да нет, смерть войдет и сюда,
И седеют от криков в "десятом"…

В конце февраля 1972-го "К-19" возвращалась из трудной дальней автономки в Атлантике на Север, в базу подводников на Кольском полуострове. В 10 часов 35 минут по корабельной трансляции прозвучал сигнал аварийной тревоги. В трюме 9-го отсека лопнул трубопровод. Масло попало на фильтр очистки воздуха, в котором рабочая температура элемента (ускорителя химической реакции) была свыше 120 градусов.

Заплясало пламя, повалил дым. Огнем выплавило фторопластовые прокладки в трубопроводах воздуха высокого давления, и пожар, раздуваемый струей в 200 атмосфер, загудел яростным ураганом. Представьте себе мартен на металлургическом предприятии — и все поймете…

Самый надежный способ тушения пожара на подводной лодке — герметизация отсека. После объявления тревоги все отсеки на субмарине наглухо замкнули свои двери. И в том же соседнем 8-м услышат душераздирающие крики погибающих в 9-м товарищей. Но помочь им нет никакой возможности! И впустить в 8-й их нельзя. В 10-м то же самое: через переборку слышны крики погибающих товарищей, но впустить их к себе в отсек нельзя, категорически запрещено инструкциями!

Дым все-таки проник из горящего 9-го в 8-й, пришлось его покинуть. Потом подводники покинули 7-й, реакторный отсек, потом и 6-й… К-19 всплыла с момента объявления аварийной тревоги с глубины океана на поверхность за 24 минуты. Но за эти минуты экипаж атомохода недосчитался 28 человек. Ничего не было известно о судьбе 12 подводников, отрезанных пожаром в кормовом 10-м отсеке. Телефонная связь с ними оборвалась.

Океан встретил всплывшую без хода, без электричества, без тепла и дальней связи субмарину жестоким штормом. Судьба как бы испытывала на прочность советских моряков. Первым к ним подошел корабль береговой охраны США. Но подводники от помощи американцев отказались. Затем подоспели сухогруз "Ангарлес", большой противолодочный корабль "Вице-адмирал Дрозд", началась уникальная спасательная операция.

С великими трудами (это, по-видимому, тема отдельной статьи) "К-19" на буксире вместе с погибшими привели в Полярный, где тела подводников были преданы земле. Но для двоих моряков могилой стала Атлантика. 8 марта 1972 года была проведена церемония погребения в океане старшего матроса Казимира Марача. Через четыре минуты океанские волны приняли тело лейтенанта-инженера Вячеслава Хрычикова.

Стоит отдать дань мужеству и 12 подводникам, которые 23 дня жили в концевом, 10-м отсеке АПЛ, зная, что рядом, в 9-м, покоятся их погибшие товарищи… Та песня про эту страшную аварию конца февраля 1972 года, которую до сих пор поют подводники, заканчивается так:

Встаньте все, кто сейчас
Водку пьет и поет,
Замолчите и выпейте стоя!
Наш подводный, ракетный,
Наш атомный флот
Отдает честь погибшим героям….

Напомним, что "К-19" была первой в СССР атомной подводной лодкой, способной нести на борту три баллистические ракеты в ядерном снаряжении. Этим атомоходом, построенным по проекту ЦКБ "Рубин" в рекордно короткие сроки, Советский Союз отвечал на вызов США, уже имевших на вооружении атомную подлодку "Джордж Вашингтон".

Однако не из-за этой аварии АПЛ "К-19" назвали "Хиросимой". Беды преследовали лодку еще во время постройки на Севмашпредприятии в Северодвинске. Еще до спуска лодки на воду в 1959 году при окраске трюмов вспыхнул пожар, два человека погибло. После возобновления покрасочных работ задохнулась женщина-маляр. Когда "К-19" вывели из стапельного цеха, о ее борт с первого раза не разбилась бутылка шампанского, что считается у моряков очень плохой приметой.

Примета, что называется, не подвела. В начале 1961 года при погрузке ракет в шахты матрос был придавлен крышкой люка ракетной шахты и погиб на месте.

12 апреля 1961 года "К-19" чудом избежала столкновения с американской атомной субмариной "Наутилус", но при этом врезалась в дно. Значительных повреждений, к счастью, не было.

15 ноября 1969 года при отработке задач боевой подготовки в Баренцевом море "К-19" столкнулась с американской субмариной "Гэтоу" и, получив повреждения, вернулась к месту базирования, в базу Западная Лица на Кольском полуострове. Получив значительные повреждения носовой части, лодка все же смогла самостоятельно вернуться в базу в надводном положении. Пострадавших на борту не было. Много позже появилась даже легенда, что командир торпедного отсека американской лодки, приняв столкновение за намеренный таран, якобы пытался торпедировать "К-19", но капитан "Гэтоу" вовремя отменил его приказ.

Про аварию 1972-го года мы уже написали выше. 15 августа 1982 года при ремонте в аккумуляторном отсеке "К-19" возникла электрическая дуга. Были обожжены несколько человек, один из них 20 августа в госпитале скончался.

Но, пожалуй, самая громкая катастрофа на "К-19" произошла 4 июля 1961 года. Именно этим событиям посвящен нашумевший голливудский блокбастер "К-19. Оставляющая вдов" режиссера Кэтрин Бигелоу с Харрисоном Фордом в главной роли, вышедший в 2002 году. Пожалуй, не только американцы, но и многие россияне впервые узнали подробности трагедии. Правда, многие эпизоды голливудского "шедевра" исторической правде, мягко говоря, не соответствуют. Но это уже совсем другая история…


Андрей Михайлов

Pravda.ru


01.03.2012


Делясь ссылкой на статьи и новости в соцсетях, вы помогаете нашему сайту. Спасибо!
Ваше имя*
Ваш E-mail*
Сообщение*
 

Для профессионалов похоронной отрасли

Эпитафии

Опрос дня

  1. Хотели бы вы заключить прижизненный договор?
    1. А что это?
      139 (44%)
    2. Да, если бы мне предложили
      96 (31%)
    3. Никогда не задумывался об этом
      43 (14%)
    4. Ни в коем случае
      35 (11%)


События в мире

Уход за памятниками и захоронениями в Беларуси

cae?uou
Яндекс.Метрика
Ni?aai?iee ?eooaeuiuo oneoa ?in?eooae