В истории мировых флотов вряд ли сыщется еще одна такая подлодка, на чей век выпало так много несчастий, как советской АПЛ "К-19", прозванной откровенно зловеще — "Хиросимой". Традиционно в конце февраля ветераны-подводники отмечают годовщину одной из самых громких аварий в истории нашего подводного флота, которая унесла жизни 28 человек." />

RSS Распечатать

К-19. Забравшая жизни, чтобы жить...

<font face='Tahoma'>В истории мировых флотов вряд ли сыщется еще одна такая подлодка, на чей век выпало так много несчастий, как советской АПЛ "К-19", прозванной откровенно зловеще — "Хиросимой". Традиционно в конце февраля ветераны-подводники отмечают годовщину одной из самых громких аварий в истории нашего подводного флота, которая унесла жизни 28 человек.</font>
В истории мировых флотов вряд ли сыщется еще одна такая подлодка, на чей век выпало так много несчастий, как советской АПЛ "К-19", прозванной откровенно зловеще — "Хиросимой". Традиционно в конце февраля ветераны-подводники отмечают годовщину одной из самых громких аварий в истории нашего подводного флота, которая унесла жизни 28 человек.

Этой страшной аварии посвящена песня, без сомнения, известная всем советским и российским подводникам, авторство которой часто приписывают Владимиру Высоцкому. Несмотря на то что никто никогда не слышал, чтобы поэт сам ее исполнял, все-таки греет мысль: в принципе, теоретически он мог это написать, это же его тема:

… Те, кто спал, кто мечтал и кто вахту держал,
По постам боевым разбежались.
А в "девятом", кто встал, кто услышал сигнал,
За себя и за лодку сражались…
Отзывается сердце на каждый удар,
Рядом гибнут свои же ребята.
И открыть бы, да нет, смерть войдет и сюда,
И седеют от криков в "десятом"…

В конце февраля 1972-го "К-19" возвращалась из трудной дальней автономки в Атлантике на Север, в базу подводников на Кольском полуострове. В 10 часов 35 минут по корабельной трансляции прозвучал сигнал аварийной тревоги. В трюме 9-го отсека лопнул трубопровод. Масло попало на фильтр очистки воздуха, в котором рабочая температура элемента (ускорителя химической реакции) была свыше 120 градусов.

Заплясало пламя, повалил дым. Огнем выплавило фторопластовые прокладки в трубопроводах воздуха высокого давления, и пожар, раздуваемый струей в 200 атмосфер, загудел яростным ураганом. Представьте себе мартен на металлургическом предприятии — и все поймете…

Самый надежный способ тушения пожара на подводной лодке — герметизация отсека. После объявления тревоги все отсеки на субмарине наглухо замкнули свои двери. И в том же соседнем 8-м услышат душераздирающие крики погибающих в 9-м товарищей. Но помочь им нет никакой возможности! И впустить в 8-й их нельзя. В 10-м то же самое: через переборку слышны крики погибающих товарищей, но впустить их к себе в отсек нельзя, категорически запрещено инструкциями!

Дым все-таки проник из горящего 9-го в 8-й, пришлось его покинуть. Потом подводники покинули 7-й, реакторный отсек, потом и 6-й… К-19 всплыла с момента объявления аварийной тревоги с глубины океана на поверхность за 24 минуты. Но за эти минуты экипаж атомохода недосчитался 28 человек. Ничего не было известно о судьбе 12 подводников, отрезанных пожаром в кормовом 10-м отсеке. Телефонная связь с ними оборвалась.

Океан встретил всплывшую без хода, без электричества, без тепла и дальней связи субмарину жестоким штормом. Судьба как бы испытывала на прочность советских моряков. Первым к ним подошел корабль береговой охраны США. Но подводники от помощи американцев отказались. Затем подоспели сухогруз "Ангарлес", большой противолодочный корабль "Вице-адмирал Дрозд", началась уникальная спасательная операция.

С великими трудами (это, по-видимому, тема отдельной статьи) "К-19" на буксире вместе с погибшими привели в Полярный, где тела подводников были преданы земле. Но для двоих моряков могилой стала Атлантика. 8 марта 1972 года была проведена церемония погребения в океане старшего матроса Казимира Марача. Через четыре минуты океанские волны приняли тело лейтенанта-инженера Вячеслава Хрычикова.

Стоит отдать дань мужеству и 12 подводникам, которые 23 дня жили в концевом, 10-м отсеке АПЛ, зная, что рядом, в 9-м, покоятся их погибшие товарищи… Та песня про эту страшную аварию конца февраля 1972 года, которую до сих пор поют подводники, заканчивается так:

Встаньте все, кто сейчас
Водку пьет и поет,
Замолчите и выпейте стоя!
Наш подводный, ракетный,
Наш атомный флот
Отдает честь погибшим героям….

Напомним, что "К-19" была первой в СССР атомной подводной лодкой, способной нести на борту три баллистические ракеты в ядерном снаряжении. Этим атомоходом, построенным по проекту ЦКБ "Рубин" в рекордно короткие сроки, Советский Союз отвечал на вызов США, уже имевших на вооружении атомную подлодку "Джордж Вашингтон".

Однако не из-за этой аварии АПЛ "К-19" назвали "Хиросимой". Беды преследовали лодку еще во время постройки на Севмашпредприятии в Северодвинске. Еще до спуска лодки на воду в 1959 году при окраске трюмов вспыхнул пожар, два человека погибло. После возобновления покрасочных работ задохнулась женщина-маляр. Когда "К-19" вывели из стапельного цеха, о ее борт с первого раза не разбилась бутылка шампанского, что считается у моряков очень плохой приметой.

Примета, что называется, не подвела. В начале 1961 года при погрузке ракет в шахты матрос был придавлен крышкой люка ракетной шахты и погиб на месте.

12 апреля 1961 года "К-19" чудом избежала столкновения с американской атомной субмариной "Наутилус", но при этом врезалась в дно. Значительных повреждений, к счастью, не было.

15 ноября 1969 года при отработке задач боевой подготовки в Баренцевом море "К-19" столкнулась с американской субмариной "Гэтоу" и, получив повреждения, вернулась к месту базирования, в базу Западная Лица на Кольском полуострове. Получив значительные повреждения носовой части, лодка все же смогла самостоятельно вернуться в базу в надводном положении. Пострадавших на борту не было. Много позже появилась даже легенда, что командир торпедного отсека американской лодки, приняв столкновение за намеренный таран, якобы пытался торпедировать "К-19", но капитан "Гэтоу" вовремя отменил его приказ.

Про аварию 1972-го года мы уже написали выше. 15 августа 1982 года при ремонте в аккумуляторном отсеке "К-19" возникла электрическая дуга. Были обожжены несколько человек, один из них 20 августа в госпитале скончался.

Но, пожалуй, самая громкая катастрофа на "К-19" произошла 4 июля 1961 года. Именно этим событиям посвящен нашумевший голливудский блокбастер "К-19. Оставляющая вдов" режиссера Кэтрин Бигелоу с Харрисоном Фордом в главной роли, вышедший в 2002 году. Пожалуй, не только американцы, но и многие россияне впервые узнали подробности трагедии. Правда, многие эпизоды голливудского "шедевра" исторической правде, мягко говоря, не соответствуют. Но это уже совсем другая история…


Андрей Михайлов

Pravda.ru


Тематики: к-19подводная лодкакатастрофааварияХиросимаподводникиветераныаварийная тревогавзрыв

01.03.2012


Делясь ссылкой на статьи и новости Полемики в соцсетях, вы помогаете нашему сайту. Спасибо!

Источник: http://polemika.com.ua/article-140548.html

Ваше имя*
Ваш E-mail*
Сообщение*
 
Миртелс

Для профессионалов похоронной отрасли

Эпитафии

Опрос дня

Хотели бы вы заключить прижизненный договор?






  


События в мире

necropolist.narod.ru

cae?uou
Яндекс.Метрика
Ni?aai?iee ?eooaeuiuo oneoa ?in?eooae