Похороны Королевы Маори Даме Те Ата
Когда первая “вака” - маорийская ладья – показалась на излучине реки на своем последнем пути к горе Таупири, гул толпы, ожидавшей похоронную процессию у подножия горы, сразу стих. Головы склонились, смех и громкие голоса смолкли, наступила почтительная тишина. С вершины горы послышался одинокий женский голос, громко возвестивший “каранага” - приветственный клич. Со стороны реки доносился стройный хор воинов-гребцов, поющих прощальную песню. Из-за поворота реки показались другие лодки, люди на берегу в молчании наблюдали за появившейся ладьей с гробом Первой Леди. По мере приближения ладьи, церковные лидеры, политические деятели и другие знатные особы спустились к причалу. Простые люди выстроились вдоль всего пути от причала до кладбища, организовав живой коридор, держа в руках срезанные ветви деревьев. Как только лодка с телом Дамы Те Атайрангикааху приблизилась к берегу, руки с ветвями взмыли вверх в знак приветствия.
За несколько часов до этого унылый стальной причал был преобразован в траурный помост. Бесчисленные добровольцы несколько часов без устали украшали причал пышными ветками растений и стеблями бамбука. По обеим сторонам причала выставлены огромные резные изваяния. Слева – скульптура воина, смотрящего на реку и приближающиеся ладьи. Справа – изваяние огромного угря (танивха), обвивающего шест.
Многие из присутствующих на похоронах провели под палящим солнцем более пяти часов, держа занятое место поближе к погребальному действу. Оно, без сомнения, войдет в историю, присутствовать на таком событии – честь для каждого. Ранним утром место погребения выглядело таинственно как и сотни лет назад во время похоронных ритуалов древних Маори. На гору опустился густой туман и окутал кладбище. Спустя два часа сквозь клочья тумана пробилось восходящее солнце, осветив последнее пристанище королей Маори. Легкий ветерок развеял туман, обнажив надгробия между зарослями кустарников. К 11 часам вокруг каждой могилы на склоне горы сидели родственники, как часовые, охраняющие покой своих предков. К полудню число живых на кладбище во много раз превысило число погребенных.
Тело Королевы Маори было торжественно перенесено от пристани к кладбищу на плечах восьми воинов. Как только они приблизились к приготовленной могиле, воздух разорвал пронзительный вой “путатары” - огромной морской раковины – раскатами отразился от окружающих скал. Вся процессия стала в унисон раскачивать ветвями - вверх, вниз. Вся толпа подхватила громкое скандирование “Те Вака” в ответ на одинокий плач “каранга”, вызывая мороз по коже у неискушенного зрителя. К пению и возгласам добавилась песня в сопровождении гитары – в честь великой Королевы. Проводив взглядом любимую правительницу, люди начинали спускаться с горы.
Около двух часов пополудни гроб с телом достиг вершины холма на высоту около 100 метров над толпой. У гроба остались лишь самые близкие, чтобы в тишине проститься и предать земле тело Те Арикинуи Даме Те Атайрангикааху – последней Королевы племени Маори.
Маорийское королевское движение
Движение племён маори в Новой Зеландии, возникшее в 1850-х. Инициатором создания движения был известный маорийский проповедник и просветитель Вирему Тамихана, получивший за это прозвище “делатель королей” (англ. kingmaker). Движение избирает “короля маори” как символ национальной идентичности. “Король маори” не имеет юридической власти и такая должность даже не предусмотрена в законодательстве Новой Зеландии, однако играет важную роль в общественной жизни страны и имеет высокий “мана” (престиж).
С 1850-х гг. годов королевские полномочия были переданы “иви” (клану) Таинуи. Официальная резиденция монарха находится в Туронго-Хаузе, город Нгаруавахиа. Если в момент возникновения движение “Кингитанга” пользовалось поддержкой лишь части маорийских племён Северного острова, со временем оно приобрело большой авторитет и признание среди маори в разных регионах страны. Большую роль сыграл в этом проповедник Вирему Тамихана (Уильям Томпсон), пропагандировавший идеи движения перед британскими властями и местным населением и создавший для этой цели газету на языке маори.
Тангароа (Тангалоа, Танаоа, Таароа, Кана-лоа) — у полинезийцев и микронезийцев (острова Гилберта) небесное божество
(в ряде мифов Западной и Центральной Полинезии Тангароа — само небо, а также радуга, дождь). Тангароа — бог морской стихии (со всеми обитателями океана — рыбами, пресмыкающимися, морскими животными и др.). Согласно некоторым мифам, Тангароа — нетварное существо, по другим — создаёт себя сам, пребывая во тьме в космической раковине (или в космическом яйце); в некоторых вариантах сюжета Тангароа в дальнейшем из створок раковины создаёт небо и землю.
Тангароа воплощается в угре, акуле, тюлене (в мифах острова Пасхи), различных морских птицах.
В мифах маори Тангароа — один из сыновей Ранги (отец-небо) и Папа (мать-земля). Согласно многим мифам, от соития Тангароа с Папа рождаются первые острова в океанах. По другим версиям, Тангароа создаёт сушу, скинув с неба в океан камни и глину, или творит земли из собственного тела; затем сбрасывает (или отправляет с порождённой им птицей) на них первые растения. Из остатков скопившихся на земле и сгнивших растений Тангароа делает первых людей (или лепит их из глины и земли). Согласно ряду мифов, первые люди появляются от союза Тангароа с Папа; в мифах маори Тангароа и Вакеа оспаривают отцовство по отношению к сыну Папа; Папа разрешает спор, разрубив ребёнка пополам: из полученной половины Тангароа создаёт луну, а его соперник — солнце. Тангароа обучает первых людей ремёслам, даёт им орудия труда (отсюда распространяются представления о Тангароа как покровителе рыболовства, плотничества, плетения).
Список королей и королев Маори:
Тафиао (1860—1894)
Махута Тафиао (1894—1912)
Те Рата Махута (1912—1933)
Короки Махута (1933—1966)
Те Атаирангикааху (королева), (1966—2006)
Тухеитиа Паки (2006—по настоящее время)
Вака (маори Waka) — тип каноэ, в прошлом широко распространённый среди представителей новозеландского народа маори. Вака занимает важную роль в истории и культуре маори. Согласно представлениям этого полинезийского народа, именно на таких каноэ в Новую Зеландию прибыли их предки из мифической прародины Гаваики. В результате каждое маорийское племя, или иви, идентифицирует себя с конкретной вака, на которой приплыли их прародители. Новозеландская вака имела ряд отличий, например маорийские каноэ представляли собой преимущественно однокорпусные суда, которые отличались размерами, формой и предназначением. Ввиду обилия древесины на островах каноэ сооружались с поднятым верхним поясом (обшивкой от носа до кормы), прикреплённым к планширям.