Скорбные хлопоты

31.03.2011
Скорбные хлопоты


В ближайшем будущем наши города могут оказаться в окружении не лесов, а кладбищ


При желании из праха умершего можно не только заказать алмаз, но и запустить несколько граммов на космическую орбиту. Но, увы, многие родственники и близкие отошедших в мир иной вынуждены мириться с отсутствием элементарных стандартов в этой сфере.

Что необходимо сделать, чтобы поднять уровень этих деликатных услуг, которые оказывают в стране более 10 тысяч похоронных организаций? На эти вопросы пытались найти ответы собравшиеся за "круглым столом" в Совете Федерации.

Проводить в мир иной на достойном уровне все сложнее. В качестве максимальной компенсации ритуальным службам за безвозмездно предоставляемые гражданам услуги с 1 января 2009 года установлено 4 тысячи рублей. Но такой размер социального пособия во многих регионах страны не покрывает даже минимальных затрат на погребение. По официальным данным, годовой оборот в сфере ритуальных услуг в РФ составляет более 30 миллиардов рублей. Профессионалы утверждают: в реальности на половину больше. Мимо государевой казны проплывают миллиардные налоги. Криминализация рынка печальных услуг обострилась в начале 2000-х, когда отменили лицензирование компаний. В эту сферу прихлынуло немало дельцов в надежде нажиться на чужом горе, без понимания своей социальной миссии. Закон "О погребении и похоронном деле", принятый еще 15 лет назад, давно не в состоянии регулировать рынок. Некоторые субъекты, например Москва, пытаются навести порядок. На столичном рынке работают 19 аккредитованных при правительстве города организаций.

Но помимо них действуют еще около 150 коммерческих фирм, не имеющих статуса городской специализированной службы по вопросам похоронного дела. На их долю приходится свыше трети всех заказов. В погоне за наживой они бьются за каждый заказ и в цену своих услуг вбивают "благодарность" должностным лицам, сообщающим им данные об умершем, которая сейчас доходит до 10 тысяч рублей. Но при этом умалчивают о льготах, на какие вправе рассчитывать родственники усопшего. Но это столица. В остальной части страны этот рынок нуждается в конкуренции, убежден Михаил Федоренко, замначальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС. По его оценкам, в большинстве городов рынок смещается к монополизации со стороны МУПов и ГУПов. Они ограничивают доступ других компаний на кладбища и постепенно стали завладевать всем рынком похоронных услуг. "Захоронить без их согласия во многих городах стало невозможно", - отметил он. Отсюда - рост цен на них и падение качества. "По результатам проверок в 61 субъекте на территории 390 муниципиях выявлены нарушения антимонопольного законодательства, - отметил он. - Возбуждено свыше 240 дел о его нарушении".

Между тем государство возложило полномочия по организации похоронного дела в полном объеме на органы местного самоуправления. При этом, правда, "забыв" о выделении средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации на содержание мест захоронения. И что в итоге? По данным Александра Сидоркина, замначальника отдела анализа и планирования департамента ЖКХ Минрегиона России, в маленьких городах кладбища - "это заросший бурьяном и кустарником участок земли, на котором в хаотическом порядке находятся захоронения различных размеров". Могилы зачастую подтапливает паводок, к ним нет подъездных дорог. Когда же резервы погостов исчерпываются, под захоронения открываются ранее закрытые кладбища, что грозит "масштабными эпидемиями". Сидоркин также констатировал: кадастр нынешних, ранее существовавших и древних (незарегистрированных кладбищ) в стране не ведется. Под новые кладбища нередко отводятся участки в лесфонде. "Если так будет продолжаться и дальше, в ближайшем будущем наши города окажутся окруженными не лесами, а кладбищами", - с похоронным настроением предрек Сидоркин. Озабочены власти и тем, что захоронение умерших от особо опасных инфекционных заболеваний осуществляется на обычных, а не на специализированных кладбищах. Эксперты настаивают, что есть только один цивилизованный подход к сложившейся ситуации: строительство кремационных комплексов многофункционального назначения для обслуживания населения сразу нескольких населенных пунктов. Пока же кремация в России не превышает 7-8 процентов (в девяти городах построено 13 крематориев), тогда как в зарубежных странах это показатель составляет около 80-90 процентов. Так, в Германии работает 114 крематориев, в Великобритании - 243, США - 1468, Японии - 1625. Здесь помогло бы государственно-частное партнерство, но пока оно еще трудно приживается в траурной сфере.

Какой же выход возможен из этой "траурной" ситуации? По мнению президента Союза похоронных организаций и крематориев Павла Кодыша, необходимо закрепить функции единого координатора основных направлений развития похоронного дела за одним федеральным органом. Для этого, как считают собравшиеся, лучшим выбором стал бы Минрегион развития РФ, который на протяжении нескольких лет пытается наладить такую работу. Кодыш считает, скорейших изменений требует и федеральный закон о погребении. Но работа над этим потребует времени, однако необходимо уже сейчас, считает эксперт, обеспечить выход на рынок "проверенных компаний", готовых достойно выполнять деликатные функции. "От идеи лицензирования, видимо, придется отказаться, - пояснил Кодыш корреспонденту "РГ". - Но этот институт должны заменить саморегулируемые организации (СРО). Тогда компетенцию похоронных фирм будет оценивать профессиональное сообщество, это поможет оградить жителей от встречи с недобросовестными компаниями. Но надо еще выработать критерии для кандидатов вступления в СРО". Подводя итог, Сергей Катанандов, первый зампред Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления высказал надежду, что предложения, высказанные на "круглом столе", найдут отражение в обновленном законе о погребении.


Источник: Mosritual.ru 
31.03.11
Автор: Ирина Пуля,  Российская газета 

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика