Анатомические пожертвования.

13.01.2010

ФГУ «Федеральный научный центр трансплантологии и искусственных органов им. академика В.?И. Шумакова» Министерства здравоохранения и социального развития РФ продолжает развивать традиционные направления деятельности, заложенные бывшим его руководителем академиком Валерием Ивановичем Шумаковым. Приоритетным направлением работы  Центра трансплантологии и искусственных органов остается пересадка сердца. Полностью используются возможности по трансплантации трупной печени и почки, разрабатываются вопросы трансплантации тонкой кишки, легких, комплекса сердце - легкие, мультиорганной трансплантации.
С момента назначения директором Центра С. В. Готье начато выполнение принципиально новой, уникальной для отечественной практики программы – родственной трансплантации печени. Особую социальную значимость имеют операции у детей, в том числе первого года жизни. В настоящее время  Центр является единственным учреждением в стране, оказывающим этот вид высокотехнологичной медицинской помощи.  В Центре развивались и продолжают развиваться научные направления – создание искусственного сердца, систем вспомогательного кровообращения, изучение тонких иммунологических и биохимических механизмов взаимодействия организма реципиента и трансплантата, создание биосистем и многие другие. Однако дальнейшее развитие отечественной трансплантологии по-прежнему связано в первую очередь с донорством трупных органов. Публикуем статью на эту тему руководителя отдела координации органного донорства ФГУ «Федеральный научный центр трансплантологии и искусственных органов им. академика В. И. Шумакова» И. В. Погребниченко.

Появление трансплантологии является одним из важнейших достижений современной медицинской науки за прошедший век. Этому способствовали фундаментальные исследования в области иммунологии, физиологии, успешные экспериментальные исследования как у нас в стране, так и за рубежом, а также успехи современной анестезиологии и реаниматологии.  В настоящее время трансплантология заняла достойное место в современной медицине и позволяет эффективно лечить чрезвычайно тяжёлую категорию больных, которые раннее считались бесперспективными. Трансплантация органов стала обоснованным рутинным методом выбора лечения широкого круга заболеваний с необратимой или полной утратой функции того или иного органа.
Однако с ростом показаний к трансплантации и ростом числа больных, которым данная операция показана, отмечается постоянное увеличение разрыва между наличием пригодных донорских органов и количеством нуждающихся в спасительных операциях.
Проблемой трансплантологии в нашей стране на сегодняшний день является крайне низкий уровень органного донорства. Спецификой органного донорства является то, что оно находится на границе жизни и смерти, затрагивая интересы умерших и живых, и требует решения ряда сложных проблем морально-этического и юридического характера. Решение нравственных проблем, касающихся прав донора и реципиента, является одной из наиболее сложных задач, стоящих перед сегодняшним обществом.
Одной из основных причин, сдерживающих развитие трансплантации в России, является искусственно созданный дефицит донорских органов, который часто обусловлен непониманием и незнанием основ трансплантации и органного донорства, а зачастую и простым нежеланием их решать. Указанные проблемы в большинстве случаев вызваны незнанием правовой базы и игнорированием должностных обязанностей. Подобное бездействие лишает многих пациентов единственного шанса на спасение, поскольку альтернативные методы лечения лишь продлевают жизнь, не приводя к выздоровлению.
К сожалению, крайне отрицательную роль в этом тонком вопросе играют и средства массовой информации, которые освещают вопросы донорства однобоко, формируя отрицательное общественное мнение об этой области медицины.
В соответствии с основными принципами Стамбульской декларации, принятой участниками Стамбульского Саммита (30 апреля – 2 мая 2008 года), Трансплантационным Обществом (TTS) и Международным обществом нефрологии (ISN), ключевыми моментами эффективной программы трансплантации органов и тканей являются просвещение общественности и образование. Поэтому чрезвычайно важны публикации объективных материалов, способствующих преодолению недоверия и неправильных представлений, мешающих эффективному развитию посмертного донорства.                                                                                                         В такой комплексной области медицины, как трансплантология, всегда было и остается много проблем  медицинского, этического, правового, социального характера. Пересадка органов — это крайняя мера, на которую врачи идут лишь в тех случаях, когда медикаментозное или хирургическое лечение уже не помогает, а больной встает перед неизбежноcтью:  либо трансплантация, либо смерть. Согласно статистике, на сегодняшний день только в экономически развитых странах пересадка органов нужна не менее чем ста пятидесяти тысячам человек. Они включены в так называемые листы ожидания трансплантации органов. В мировом масштабе эта цифра неизмеримо больше. И лишь у десяти процентов пациентов есть шанс дождаться «своего», то есть подходящего им по комплексу иммуно-биологических критериев органа. Остальные, как это ни грустно, обречены на гибель.
Донорских органов всегда не хватает. Тому есть ряд причин. Во-первых, для пересадки необходимы абсолютно здоровые органы, количество которых объективно мало для того, чтобы покрыть существующие потребности. Во-вторых, и в этом кроется главная, на наш взгляд, причина, в обществе отсутствует должное понимание проблемы донорства, что выражается в нежелании родственников потенциального донора согласиться на изъятие у него органов для пересадки нуждающемуся реципиенту. И здесь заложено глубокое гражданское заблуждение. Ведь трансплантология нужна не только тем, кто ждет операции сегодня, но и тем из ныне здравствующих граждан, кому (не дай Бог, конечно!) судьба может в любой момент нанести подобный удар. То есть донорство нужно каждому из нас, как нужны другие средства и методы лечения, к арсеналу которых мы прибегаем по мере необходимости. Весь цивилизованный мир давно по заслугам оценил широкие возможности применения пересадки органов и тканей для лечения ряда заболеваний и причислил этот метод к разряду операций ежедневной практики.
В России, по действующему законодательству, осуществлять изъятие органов для пересадки можно только при условии, если родственники умершего активно не заявили о своем несогласии, либо о том, что при жизни потенциальный донор высказывался против изъятия у него органов после смерти. В том случае, если таких заявлений не поступило, сами врачи спрашивать разрешения не обязаны. На юридическом языке это называется «презумпция согласия», то есть «предполагаемое согласие». Данная правовая норма наряду с другими принципами законодательного регулирования в области трансплантологии одобрена Всемирной организацией здравоохранения в 1991 году.
Однако в последнее время в больницы все чаще поступают возражения со стороны родственников по самым различным причинам, начиная от запретов религиозного толка и заканчивая различными предрассудками, например о том, что при изятии органов тело будет изуродовано. Но главное опасение родственников заключается в предположении, что, получив их согласие на изъятие, врачи не будут бороться за жизнь потенциального донора.
Ни одно из этих заблуждений не соответствует истине. Прежде всего, никакой врач из соображений этики и следуя клятве Гиппократа не станет жертвовать жизнью одного пациента ради спасения другого. К тому же специфика получения годных органов такова, что требует непрерывного проведения потенциальному донору стандартных реанимационных мероприятий в полном объеме, даже если его состояние определено как безнадежное и врачи вынуждены расписаться в своем бессилии. «Не лечить» больного в такой ситуации — значит, наоборот, сделать его непригодным для донорства, так как без реанимационной поддержки в умирающем организме погибают в первую очередь внутренние органы. То есть цели и средства реаниматологов и трансплантологов здесь полностью совпадают: бороться за жизнь в организме до последнего. И только когда смерть оказывается доказанно необратимой, трансплантологи используют эту ситуацию для получения еще сохранивших жизнь органов и пересадки их людям, спасти которых другим способом невозможно. Такова их работа. Благородная и благодарная, если понимать ее суть.
Здесь же следует отметить, что эксплантация, т.е. изъятие органов — это стандартная хирургическая операция, после которой на теле остается лишь небольшой шрам (как после аппендэктомии). Внешний вид тела не меняется, и похоронные мероприятия могут осуществляться в традиционном порядке. Что же касается религии, то в большинстве развитых стран духовенство с пониманием относится к проблеме анатомических пожертвований и формирует правильное отношение к этому у прихожан. Когда этот вопрос обсуждался с Папой Римским, он сказал такую фразу: «Люди, которые хотят отдать свои органы, повторяют подвиг Христа».
Главное назначение человеческой жизни — ее полезность. Но ведь полезным можно стать даже после смерти, спасая чью-то жизнь. В пересадке органов в первую очередь нуждаются тридцати-сорокалетние, то есть молодые люди самого продуктивного, социально активного возраста. Пересадка органов возвращает их в строй, делает из инвалидов, обреченных на смерть, жизнеспособных людей, в которых продолжает жить частичка донора. Пациенты с пересаженным сердцем через некоторое время после выздоровления даже в футбол играют. Семьдесят наших пациенток, которым пересадили почки, благополучно родили детей.
Донорство — гуманный акт. Но пока это не объяснят нашим согражданам, законодателям, юристам, российская трансплантология будет катастрофически отставать от мировой практики — не по качеству операций, но по их количеству. А это значит, что множество людей трудоспособного возраста вместо того, чтобы вернуться к нормальной жизни, проведут оставшиеся, а порой считанные дни на больничной койке.
Еще одна проблема российской трансплантологии в том, что в нашей стране до сих пор не разрешено детское донорство, хотя во всем мире оно существует. Из-за этого много детей, страдающих врожденными пороками, умирают в младенчестве. Ведь пересадить орган взрослого человека мы можем только ребенку в возрасте одиннадцати-двенадцати лет, не раньше. В этом смысле показателен такой случай. В одной из стран, где для изъятия органов необходимо согласие родственников, по телевидению неоднократно был показан сюжет о том, как мать погибшего ребенка, давшая такое согласие, говорит: «Частичка моего ребенка будет жить. Его смерть поможет спасти жизнь другого человека».
Конечно, вне зависимости от законов и общественного отношения к донорству, органов для пересадки все равно будет не хватать. Есть три направления решения этой проблемы. Первое из них — пересадка органов от животных, так называемая ксенотрансплантация. Реальный кандидат в доноры —  свинья, строение органов которой наиболее близко к человеческому. Для этого, скорее всего, придется создавать трансгенных животных, в зародыш которых будут вводиться несколько человеческих генов. Организм таких животных в иммунологическом смысле будет ближе к человеку, чем обычному животному. Исследования на эту тему уже проводятся, но у некоторых ученых еще остаются сомнения. Они считают, что в организме свиней есть дремлющие вирусы, которые могут проснуться после попадания в организм человека. Скорее всего, ответ на вопрос «так ли это?» будет найден в ближайшие годы.
Второе направление — создание искусственных органов. Уже существует искусственная почка. Конечно же, она — не полный аналог живой, но выполняет ту же функцию, продляя жизнь человеку. Искусственного сердца мы пока еще не создали. Американцы объявили, что они с этой задачей справились и даже сделали несколько операций по вживлению, которые, однако, закончились неудачей. Мы используем устройство, напоминающее насос для перекачки крови, которое поддерживает работу сердца и позволяет человеку, нуждающемуся в пересадке, дождаться подходящего трансплантата. Такие насосы созданы в нашем институте и успешно применяются в клинической практике. Кроме того, у нас есть два проекта искусственного сердца.
Третье направление — клонирование человеческих органов (не человека!). Дело в том, что в костном мозге человека есть недифференцированные, так называемые стволовые клетки. Это как бы зародыш всех остальных клеток. Их можно трансформировать в специализированные, из которых состоят те или иные органы. Пока это только прогнозы. Но сейчас уже реальна пересадка клеток вместо целого органа. Около двадцати лет мы пересаживаем культивированные клетки поджелудочной железы, вырабатывающие инсулин. За это время сделано более двух тысяч таких операций.
Таким образом, наука не стоит на месте. И в обозримом будущем станут доступными новые методы трансплантации. Но на сегодняшний день главным источником органов для пересадки продолжают оставаться анатомические пожертвования. Жертвуя после смерти свои органы, мы спасаем жизни других людей.
19 мая 2009 года в Федеральном научном центре трансплантологии и искусственных органов им. академика В. И. Шумакова открылась II-ая Всероссийская конференция «Донорство органов — ключевая проблема трансплантологии». 
Президент России Дмитрий Медведев обратился к  участникам и гостям конференции с приветствием:
«Приветствую участников и гостей конференции.
Ваш форум, объединивший специалистов в области трансплантологии из многих регионов страны, представителей профильных министерств и ведомств, Русской православной церкви, призван обсудить такую важную тему, как донорство органов.
Сегодня трансплантология является одной из высокотехнологичных и многопрофильных областей современной медицины. Ее дальнейшее развитие напрямую зависит от эффективной работы лечебных центров, координации усилий отечественных и зарубежных ученых и врачей, создания единого организационного механизма обеспечения донорскими органами и, конечно, — от совершенствования законодательной базы, включающей организационно-правовые и этические аспекты донорства.
Рассчитываю, что все эти вопросы будут подробно проанализированы в ходе вашей встречи, а ее итогом станут конкретные, востребованные на практике рекомендации.
Желаю вам плодотворного общения, успехов в вашем благородном деле и всего самого доброго».

Игорь ПОГРЕБНИЧЕНКО, руководитель отдела координации органного донорства ФГУ «Федеральный научный центр трансплантологии и искусственных органов им. академика В. И. Шумакова» Министерства здравоохранения и социального развития РФ

#GALLERY#
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика