Предсмертные слова известных людей: вожди великой французской революции и жертвы революционного террора

16.08.2015
Предсмертные слова известных людей: вожди великой французской революции и жертвы революционного террора
Любая революция, переворачивающая все «с ног на голову», - потрясение как для страны, где она происходит, так и для народа, который в этой стране живет. Великая французская революция с ее якобинской диктатурой знаменита своим кровопролитием. Частенько людей казнили только из-за родственных связей с осужденными. Причем вожди революции впоследствии частенько тоже становились жертвами.
Что же говорили перед смертью те, кто организовал это потрясение, и его жертвы. Об этом ниже.

Антуан Фукье-Тенвиль (1746-1795) – общественный обвинитель Революционного трибунала
Существует две версии.
Версия первая. Когда его вели на казнь, он крикнул толпе, сопровождающей его проклятиями за те приговоры, которые он подписывал: «Гнусные канальи, пойдите, поищите хлеба!»
Версия вторая. Когда его вели на эшафот, кто-то крикнул: «Ты лишен слова!» - повторяя его излюбленную формулировку. На что Фукье-Тенвиль ответил: «А ты, бестолочь, не забудь получить свои три унции хлеба в секции! Я, по крайней мере, умираю сытым».

Гракх Бабеф (1760-1797) – французский коммунист-утопист
Перед казнью написал письмо семье, которое заканчивалось словами: «Прощайте же еще 2раз, мои горячо любимые, мои дорогие друзья. Я погружаюсь в сон честного человека».

Жан Поль Марат (1743-1793) – один из вождей якобинцев
Был убит заговорщицей Шарлоттой Корде. Перед смертью воскликнул: «A moi, ma cher amie».

Жорж Исак Дантон (1759-1794) – один из вождей якобинцев
Перед ним был гильотинирован его соратник. Когда палач предложил ему отвернуться и подождать пока уберут труп, Дантон презрительно пожал плечами и сказал: «Немного больше или меньше крови на твоей машине, что за важность; не забудь только показать мою голову народу; такие головы ему не всякий день удается видеть».

Камиль Демулен (1760-1794) – журналист, единомышленник Дантона
Перед казнью выкрикнул имя жены: «Люсиль!»
Kartinka.jpg

Луи Сен-Жюст (1767-1794) – один из организаторов побед революционной армии в период якобинской диктатуры
«Я презираю прах, из которого создан… Это несчастное тело можно терзать и убить. Но никому не дано лишить меня иной, независимой жизни, что обеспечена мне в веках и на небесах».

Люсиль Демулен (?-1794) – жена Камиля Демулена
Была арестована и казнена из-за деятельности мужа. Перед казнью написала прощальную записку матери: «Доброй ночи, моя милая мама, слеза падает из моих глаз: она для тебя. Я усну покоем невинности».

Максимилиан Робеспьер (1758-1794) – один из руководителей якобинцев
Один из любопытных, увидев, что раненый Робеспьер не может нагнуться, чтобы подтянуть чулки, предложил ему помощь. На что тот ответил: «Благодарю вас, сударь». Казалось бы, в этой фразе нет ничего необычного. Но во Франции того времени не принято было обращение на «вы» и употребление слова «сударь», поскольку это напоминало о времени монархии.

Манон Ролан (1754-1794) – французская революционерка
Была казнена вместе с Ламарком, который занимался печатанием денег. У эшафота она сказала ему: «Взойдите первым. У вас не хватит сил перенести зрелище моей казни».
Молва также приписывает ей слова: «О. свобода, сколько преступлений совершается во имя твое!»

Филипп Эгалите (1747-1793) – герцог Орлеанский, представитель младшей ветви Бурбонов, сторонник якобинцев
Несмотря на пристрастие к идеям якобинцев, был приговорен к смертной казни. В вину ему вменялось многое, но главным, конечно, было родство с королем. Перед казнью палач хотел снять с него сапоги, но герцог ответил: «Оставьте, они лучше снимутся потом, а теперь поспешим!»

Смотри также

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика