Недавно проведенные исследования доказывают, что международная война с наркотиками не отразилась на их доступности и объемах производства. Согласно концепции «войны», запрещение и изъятие психоактивного вещества из свободной продажи, а также уничтожение инфраструктуры его сбыта и распространения делает наркотик более дорогим и менее чистым, что снижает его привлекательность для конечного потребителя.
В понедельник на сайте журнала British Medical Journal Open были опубликованы результаты исследования, проведенного учеными из Международного центра научных исследований в области наркополитики. Специалисты сделали вывод, что война с наркотиками потерпела сокрушительное поражение, так как за последние 20 лет запрещенные вещества стали чище, а цены на них снизились.
Ученые изучили данные семи международных государственных организаций по контролю за наркооборотом, собранные за период с 1990 по 2010 год. По результатам исследования, снижение цен на наркотики и улучшение их качества является общемировой тенденцией. Так, в США между 1990 и 2007 годом цены на героин, кокаин и марихуану сократились в среднем на 20 % (с учетом инфляции).
Чистота героина возросла на 40 %, кокаина — на 11 %, каннабиса — на 161 %. В Европе за этот же период с учетом инфляции цены на опиаты снизились на 74 %, а на кокаин — на 51 %. В Австралии кокаин упал в цене на 14 %, в то время как героин и марихуана подешевели на 49 % в период с 2000 по 2010 год.
Поставка опиатов и гашиша за 20-летний период незначительно увеличилась по всему миру. Подобное снижение цен происходило на фоне активизации политики как отдельных государств, так и международного сообщества в целом по борьбе с производством и торговлей наркотиками — показатели спецслужб, рапортовавших о конфискации запрещенных веществ и «накрытию» наркопритонов, за тот же период существенно возросли.
За редким исключением и несмотря на увеличение финансирования программ по противодействию мировому наркотрафику, борьба с наркоторговлей не дала должных результатов, делают вывод авторы исследования.
Ученые также предлагают частично передать функции контроля за распространением наркотиков органам здравоохранения.
В субботу аналогичное предложение высказал в письме, опубликованном газетой The Observer, шеф полиции английского города Дарем Майк Бартон. По его мнению, «тяжелые наркотики должны быть декриминализованы, а наркозависимые — проходить лечение в спецучреждениях, а не сидеть за решеткой». Он считает, что запрет на наркотики приносит многомилионные доходы преступным организациям и его отмена сведет на нет деятельность наркокартелей.
Активист Фонда преобразования наркополитики (TDPF, The Transform Drug Policy Foundation) Дэнни Кушлик полностью поддерживает инициативу Майка Бартона.
«Нам просто необходим переход к правовому регулированию в вопросах наркополитики.
Запрет на наркотики был ужасной ошибкой, который превратил наркоторговлю в одну из самых прибыльных товарных отраслей для организованной преступности», —
цитирует Кушлика «Би-би-си».
Впрочем, в ответ на заявления Бартона в Министерстве внутренних дел Великобритании сообщили, что наркотики не легализованы, поскольку представляют опасность для человека.
«Мы должны помогать наркозависимым гражданам и лечить их, в то время как правоохранительные органы защищают общество, контролируя распространение наркотиков и деятельность организованной преступности», — сказал представитель хоум-офис.
В России ФСКН утверждает, что усилия службы по борьбе с трафиком афганского героина повлекли сокращение его рынка и, как следствие, значительное удорожание вещества.
Об этом глава ФСКН Виктор Иванов говорил 27 сентября на заседании Координационного совещания руководителей правоохранительных органов. При этом Иванов признал, что война с наркотиками никак не влияет на спрос, а эпизодическое отсутствие героина вынуждает наркопотребителей принимать кустарный дезоморфин или отвар маковой соломки.
Несмотря на то что в последнее время изготовление дезоморфина затруднено из-за труднодоступности рецептурных компонентов наркотика, количество потребителей инъекционных наркотиков в стране не падает, а в ФСКН признают, что запрещенные препараты заменяются либо синтетическими аналогами, либо пока еще легальными лекарствами.
«В 2011 году было синтезировано 48 новых наркотиков... в 2012 году — 75 новых психоактивных веществ. В текущем году прогнозируется вброс свыше 100 новых наркотиков», —
говорил Иванов.
О провале войны с наркотиками ранее говорилось в докладе Глобальной комиссии по наркотической политике (Global Commission on Drug Policy), в состав которой, в том числе, входят бывшие и действующие высокопоставленные представители ООН. Доклад организации от 2011 года рекомендовал странам экспериментировать с правовым регулированием некоторых видов наркотиков, допустимых к возможной легализации, в целях борьбы с наркотрафиком.
В частности, в документе говорилось, что война с наркотиками не смогла помешать существенному росту глобальных рынков распространения наркотиков, которые попали под контроль криминальных структур.
В частности, объемы продаж кокаина в мире с 1998 по 2008 год выросли на 27%. За этот же период объем продаж опиума увеличился на 34,5%, а конопли — на 8,5 %.
Борьба с наркотиками на международном уровне ведется с 1961 года, когда ООН ратифицировала Единую конвенцию по наркотическим веществам, призывавшую страны — члены ООН к запрещению их свободного оборота. Многие эксперты связывают запретительную политику с криминализацией рынка наркотиков. Само словосочетание «война с наркотиками» появилось спустя десять лет, после того как о переходе к соответствующей наркополитике объявил президент США республиканец Ричард Никсон.