Академик Владимир Скулачёв: старость надо отменить

23.03.2015
Академик Владимир Скулачёв: старость надо отменить
Для этого надо понять, как стареют клетки, и отключить этот механизм. Именно это и пытается сделать академик Владимир Скулачёв, которому 21 февраля исполняется 80 лет.

Экзамен в США

Индира Кодзасова, «АиФ»: Владимир Петрович, вы стали ближе к вашей мечте - созданию лекарства от старости? Или плодами вашей д­еятельности смогут воспользоваться только внуки?

Владимир Скулачёв: Мы завершили серию опытов на мышах, крысах и других животных разработанного нами в лабораториях Института физико-химической биологии им. Белозерского МГУ вещества SkQ (это так называемые «ионы Скулачёва», они участвуют в сложном биохимическом процессе, замедляющем окисление в клетках и в конечном итоге старение организма. - Ред.). Причём опыты и эксперименты велись не только в России, но и в Швеции, Германии, США. Я веду список признаков старения, развитие которых в разных экспериментах замедляется или даже останавливается. Среди них, например, трудности с заживлением ран у стариков или возрастные глазные болезни. Последнее наблюдение мы сделали ещё в 2007 г. Но, чтобы лечить глаза, совсем необязательно накачивать веществом весь организм - можно просто использовать его как капли. Мы разработали такие капли с SkQ, проверили на животных - работает отлично. И начали клинические исследования уже на людях. Всё подтвердилось. Министерство здравоохранения разрешило нам выпускать эти капли как лекарство, и уже пару лет их прописывают офтальмологи. К нам из-за рубежа посыпались просьбы прислать капли. Но, например, американцы никогда не разрешат вывести на свой рынок препарат, который не испытывался в США.

В результате нам пришлось за океаном повторить большую часть исследований. И в прошлом году всемогущее Агентство по контролю за лекар­ствами США (FDA) выдало разрешение на проведение клинических исследований действия наших капель на американ­ских пациентах. И, несмотря на то что это стоило колоссальных денег, мы эти исследования провели. Мы ещё анализируем результаты, но уже понятно, что этот э­кзамен мы сдали.

Коллаж АиФ/ Андрей Дорофеев

Но наш проект не о­граничивается только глазными каплями. Мы сделали ещё несколько препаратов с SkQ. Один из них довольно курьёзный - мы узнали, что некоторые дамы покупают в аптеке наши глазные капли, чтобы намазывать их на лицо и таким образом замедлить старение кожи. Вообще-то так лучше не делать. В первую очередь потому, что в каплях совсем мало действующего вещества. Чтобы остановить это безобразие, мы разработали специальное косметическое сред­ство. Оно также было разрешено к применени­ю и продаётся в аптеках.

Главная же цель проекта - препарат, как говорит Жванецкий, «для внутреннего употребления». Его прототип уже создан. Это концентрированный раствор SkQ для приёма внутрь. Начинаем первые клинические исследования будущего лекарства на добровольцах. Нужно время, но я лично собираюсь увидеть результаты своей работы.

- Рабочие будни учёных проходят в основном в скрытых от посторонних глаз л­абораториях? Что сегодня происходит в вашем микро­мире?

- Мой микромир - мой Институт физико-химической биологии. В прошлом году наши сотрудники о­публиковали статьи в самых престижных и цитируемых научных журналах мира: Дмитрий Зоров - в Physiological Reviews, Сергей Недоспасов - в Science, Янис Калайдзидис - в Nature. Они все профессора МГУ, выдающиеся биологи. На Западе и вообще во всём мире для большинства учёных такие публикации - мечта всей жизни, как правило, несбыточная. Так что, несмотря на все сложности, наш микромир активно работает. Часть этих работ посвящена изучению механизмов появления болезней в преклонном возрасте. И потому, я уверен, в нашей стране возможен прорыв в борьбе не только со старением, но и с внезапной смертью человека.

Что это такое? Вот когда говорят, что человек умер от шока - что происходит с организмом? Как будто биологические часы сходят с ума и бегут в 100 раз быстрее, чем обычно, и человек уходит из жизни за считаные дни. П­охоже, что те же веще­ства, с помощью которых мы собираемся замедлять старение, могут спасать жизни и в таких острых случаях. Это новый подход в медицине, эксперименты на животных наши предположения подтвердили. Что особенно важно - пока наша страна сохраняет за собой приоритет в этой области в мире.

- Много раз учёные публично просили первых лиц страны: упростите правила ввоза нужных реагентов и приборов для экспериментов. Что-нибудь изменилось?

- Нет.

Тайны мозга

- Недавно один из богатейших людей в мире Билл Гейтс сказал, что ему непонятно, почему состоятельные бизнесмены поддерживают проекты по продлению жизни, в то время как ещё не побеждены малярия и туберкулёз. Что бы вы ему ответили?

- Билл Гейтс не в курсе нашей гипотезы, согласно которой заболеваемость инфекционными болезнями в существенной мере объясняется именно старением организма, его иммунной системы. Конечно, заболевают этими инфекциями и молодые, но стариков вылечить гораздо сложнее. Так что вложение в продление жизни - это и вложение в борьбу с малярией и туберкулёзом.

Ещё один американец, руководитель компании по производству электромобилей Элон Маск, вкладывает деньги в изучение искусственного интеллекта. Он боится, что роботы вытеснят человека и уничтожат нас. Что человек может противопоставить такому будущему?

- Пока я вижу главную опасность в том, что человек может уничтожить самого себя вместе с компьютерами, электромобилями и роботами. И так и не дождаться создания искусственного интеллекта.

Помню, как в течение нескольких дней умирала моя бабушка. Она как будто сама отключила все защитные системы организма. Человек может отключить себя, как компьютер?

- Есть все основания полагать, что это правда. Наш мозг, сознание, психологическое состояние - называйте как хотите - действительно могут принципиальным образом влиять на продолжительность нашей жизни. Это совершенно не­изученная часть биологии, но я уверен, что эта регуляция существует. Мы ещё очень и очень далеки от понимания того, как работает наш мозг, что такое сознание и интеллект с биологической точки зрения.

- Зачем улучшать жизнь в старости, если в молодости масса людей себя травят наркотиками, алкоголем, плохой едой?

- Увы, таблеток от глупости, к сожалению, пока не изобрели.

- Вы столько лет занимаетесь продлением жизни... Зачем мы вообще живём, Владимир Петрович?

- Чтобы пытаться ответить на этот вопрос. И на многие другие.