RSS Распечатать

Жизнь на ощупь

«Русская планета» пообщалась с незрячими екатеринбуржцами и узнала, как им удается жить активнее, чем людям без проблем со здоровьем

«Русская планета» пообщалась с незрячими екатеринбуржцами и узнала, как им удается жить активнее, чем людям без проблем со здоровьем

Когда перестаешь видеть, полностью меняется физиология мышления и прочих бытовых вещей – спишь по-другому, пишешь по-другому, еду готовишь по-другому, — все это можно считать новыми навыками, рассказывают участники екатеринбургского социального движения «Белая трость» (Белая трость — символ слепоты. — Примеч. авт.) Однажды потеряв зрение, они нашли в себе силы и способности, о которых и не подозревали. Сегодня все они живут активной жизнью, путешествуют по морю под парусом и помогают другим найти в себе то, что называют силой духа. Подробностями участники движения поделились с корреспондентом «Русской планеты».

Олег Колпащиков, бизнес-тренер, основатель движения «Белая трость» в Екатеринбурге: «Вслепую я могу спокойно сесть в самолет и улететь в Рио-де-Жанейро на чемпионат мира по футболу»

Я потерял зрение 20 лет назад в результате несчастного случая. Сначала, естественно, воспринял это как трагедию, очень переживал, но потом адаптировался, продолжал работать, держался за любую деятельность, и это позволило мне вести активную и полноценную жизнь. Со временем стал даже находить в этом состоянии плюсы, один из них — победа над своим страхом. По-настоящему счастливым человеком я почувствовал себя 7 лет назад, когда сам научился ходить с белой тростью. Это настоящая свобода! На самом деле для того чтобы незрячему человеку самостоятельно выйти в город, надо первое — решиться и второе — чтобы было куда ходить. Особых хитрых знаний для хождения с тростью не требуется, я учился полчаса, прошелся с мастером, который любит и может это делать, а потом сам «расхаживался» в течение года. Учился различать все нюансы звука трости, то, как она стучит, дает человеку понять, на чем он стоит — на плитке, земле или на асфальте. В первый раз было жутко страшно. Я вышел, меня всего трясло, дошел до первой улочки, ее не переходил, повернул назад и понял, что потерял дорогу обратно! Первые секунды паника, конечно, но как-то справился, нашел свой подъезд, домой забежал счастливый. В последующие разы тоже было страшно: это ведь как идти в никуда, но потихоньку учился находить себя во время этого страха. Ничего плохого в страхе нет, плохо, когда ты цепенеешь, и от этого не можешь дальше двигаться. Продолжать искать выход — это главное, что дает передвижение с белой тростью. Я, например, сейчас могу спокойно сесть в самолет, улететь в Рио-де-Жанейро на чемпионат мира по футболу и дойти до стадиона. Самое главное правило: когда идешь с белой тростью по городу, надо быть доброжелательным, если будешь обижаться и злиться, начнешь спотыкаться, падать и никуда не придешь. По-другому ходить невозможно, нужна особая концентрация, особая внимательность, а это может быть только при позитивном настрое. Я когда на кого-нибудь обижусь или разозлюсь, беру трость и иду гулять в незнакомые районы: сначала спотыкаюсь, но пока не достигну внутри состояния доброжелательности, домой не прихожу.

Сейчас я бизнес-тренер, консультирую индивидуальных предпринимателей — и зрячих, и незрячих — как активизировать свои внутренние силы в работе. Технологию прогулки с завязанными глазами, кстати, часто использую в своей методике. В одной цепочке идут незрячие и зрячие люди с завязанными глазами. На таком тренинге они учатся общаться, опираясь на свое внутреннее состояние, в буквальном смысле слова невзирая на лица.

В моей работе меня очень поддерживает жена, и планы на жизнь грандиозные — проводить подобные тренинги по всей стране. В мире много мест, где обучают слепых людей. Мы мотивируем их к тому, чтобы они шли учиться, чтобы не стеснялись реализовывать свои таланты. Например, инвалиды могут быть хорошими психологами, ведь среди них есть люди, реально преодолевшие себя, и таким больше верят. Представьте, или вас консультирует 22-хетняя девочка, вчера окончившая психфак, или перед вами человек на инвалидной коляске, слепой, за плечами которого не только университет, но и бесценный жизненный опыт решения, казалось бы, непреодолимых проблем и выхода из безвыходных ситуаций.

На днях мы отправляемся в новое путешествие, на этот раз в Крым. Сначала из Екатеринбурга самолетом в Таганрог, оттуда морем на яхтах пройдем до Севастополя и обратно - это больше пятисот километров. В команде трое участников движения «Белая трость» и четверо профессиональных яхтсменов. В путь идем не с пустыми руками. В Реабилитационный центр Севастополя передадим несколько десятков книг для слепых. Это уже не первое наше водное путешествие смешанной команды. На яхте мы уже выходили в Средиземное, Балтийское и Адриатическое моря, теперь очередь Азовского и Черного. Во всех городах, где останавливаемся, встречаемся с русскими диаспорами, с социальными организациями, устраиваем различные акции, званые обеды, приглашаем гостей на яхту (готовим для них вслепую), в школах проводим мастер-классы, рассказываем о наших проектах. В следующем году у нас запланирована большая экспедиция вокруг Европы на яхте в рамках проекта «Паруса духа» — это кругосветное путешествие вокруг Старого света. Яхты инклюзивные, то есть в командах инвалиды взаимодействуют со здоровыми людьми.

Владимир Васкевич, студент: «Во сне я точно знаю, что сверху светит солнце, справа стоит задние, в нем окошко, но все это на самом деле я не вижу, это так мозг работает. Может, все люди видят сны одинаково – каким-то одним, внутренним зрением?»

Мне относительно других очень повезло, я потерял зрение почти с рождения, и мне не нужно было так адаптироваться к новой жизни, как тем, кто стал незрячим взрослым. Еще будучи ребенком я благодаря родителям научился сам себя обслуживать и поэтому переносить и принимать свою инвалидность мне было проще, в детстве я вообще не жалел, что не могу видеть. Когда подрос, конечно, возникали сложности, но благодаря мастер-классам Олега, которого я встретил 3 года назад, я понял, что из этого состояния можно извлекать много пользы.

Я видел мир до двух лет, но мало что помню, понятия цвета как такового в памяти нет. Образы полностью складываются либо из воспоминаний, которых также мало, но в основном — это обсуждения, которые я слышу, плюс мое очень хорошее воображение — благодаря ему у меня в голове складывается 70% образов.

Во сне мне всегда кажется, что я вижу, на самом деле это образное представление. Я когда во сне куда-нибудь бегу или иду, точно знаю, что сверху светит солнце, справа стоит здание, в нем на определенном уровне расположено окно, но на самом деле я этого не вижу, это так мозг работает. По-моему, зрячие люди видят сны точно так же. Может, все люди видят сны одинаково, — каким-то одним, внутренним зрением?

Сейчас я студент Уральского Федерального университета по специальности бизнес-информатика – это Высшая школа экономики и менеджмента, в этом году окончил первый курс. Кроме учебы у меня много проектов, один из них помогает людям с помощью различных мастер-классов найти свое дело в жизни. Оказывается, эта проблема всего мира — определиться со своим призванием сложно как инвалидам, так и здоровым людям. Благодаря нашим проектам они начинают верить в себя, доверять друг другу, поступают в ведущие вузы страны. Причем нередко здоровые берут пример с инвалидов: вот он без рук, без ног, а учится в Гарварде, а я с руками, ногами, почему сижу?

В свободное время я люблю встречаться с друзьями, заниматься спортом, музыку слушаю, все — от классики до тяжелого рока, по охотке.

Помню, как сам начинал ходить с белой тростью… Вышел, коленки трясутся, а кровь-то молодая играет, экстрима требует! Вот я и отправился сначала из Верхней Пышмы (30 км от Екатеринбурга. — Примеч. авт.) на автобусе, потом на метро, один, вслепую, но добрался до нужного места и обратно, а вечером, когда лег в постель, понял, что целый день мы гуляли одни с Олегом, что это настоящая свобода, что, даже будучи слепым, можно жить очень интересно и круто.

В нашей стране 95% слепых сидят дома. И не потому, что чего-то не знают, не умеют, денег не платят, а потому что в голове страх и лень, обычно сначала страх, который превращается в лень: ой, сегодня дождь, грязно, ой, сегодня не подсохло, послезавтра опять дождь, потом жарко, всегда отговорки и жалобы на государство.

Мои ближайшие планы — через 10 дней с друзьями улетаем в Прагу в автостоп, команда смешанная, из зрячих и незрячих людей, будем делать круг по Европе. У нас запланировано несколько остановок, где я поеду сам от города до города вслепую, причем у меня английский ниже среднего, но главное в общении с народом сохранять доброжелательность, тогда любой «язык до Киева доведет». Когда окончу институт, буду продолжать заниматься социальной работой и развивать наши проекты.

Сергей Уймин, сотрудник библиотеки для слепых: «Мы разбиваем стереотипы. У нас слепой может вести слепого, а точнее, тот, кто знает, ведет того, кто не знает».

Я занимаюсь электроникой, чиню компьютеры, мобильные устройства, помогаю инвалидам по зрению выбрать и освоить новую технику с помощью говорящих программ. По сути, своей деятельностью я разбиваю стереотип о том, что слепой не может вести слепого. У меня так: тот, кто знает, ведет того, кто не знает. Незрячие люди, выучившись чему-то, могут сами потом учить других незрячих и даже зрячих, это нормально.

У меня с детства не очень здоровое зрение, но «подгляд» был хороший, даже на велосипедах гонял, окончил школу для слепых. А год назад произошло отслоение сетчатки, зрение упало, врачи не говорят точно, что можно сделать. Тогда и начал ходить с белой тростью — на работу-то надо ездить и дома по хозяйству все приходится самому делать, я один живу в частном доме: кошки, собаки, огород, стирка, готовка, уборка — все на мне. Машину стиральную покупал уже незрячим, один раз показали, где какая кнопка, теперь разбираюсь на ощупь, где включать, где температуру ставить, все кнопки можно отличить по форме. А если сенсорная техника, так она вообще разговаривает, никаких проблем.

В свободное время занимаюсь плетением из ивы, делаю вазы, кашпо, корзинки, хлебницы, все идет на подарки, мастерству плетения специально ездил учиться в Волоколамск. Читаю аудиокниги, работаю за компьютером, смотрю фильмы с тифлокомментариями (это когда зрячий комментирует, что происходит на экране), в общем, живу в полную силу. При этом я, конечно же, испытываю дискомфорт на незнакомых маршрутах, вдруг яму вырыли и не огородили, но это все внешние страхи, главное, что от меня ушли страхи внутренние, поэтому я верю, что впереди все будет хорошо.

Алексей Филатов, преподаватель истории искусств в Уральском Федеральном университете: «Студенты, наверно, испытывают шок, когда в аудиторию заходит слепой преподаватель по предмету, который как раз требует, прежде всего, видеть, но я читаю лекции по памяти».

Я потерял зрение почти четыре года назад, в результате несчастного случая. И как любой человек, который теряет зрение в возрасте, конечно, пережил сначала шок, потом была депрессия, но рядом были близкие люди — жена, сын, друзья, они меня поддерживали, помогали. Я долго боролся, но когда понял, что это бесполезно, пришлось привыкать жить по-иному. Мои коллеги по университету меня не бросили, дали возможность продолжать педагогическую практику, я и сейчас преподаю, читаю лекции студентам. Они, наверно, испытывают шок, когда в аудиторию заходит слепой преподаватель по предмету, который как раз требует, прежде всего, видеть, но я читаю лекции по памяти. И хорошо помню и представляю полотна, которые я описываю, архитектурные памятники, скульптуры, ведь когда-то я очень подробно их изучал. Когда только начинал работать вслепую, сын Александр ездил со мной на лекции, помогал, показывал иллюстративный материал, попутно сам так приобщался к искусству, мы и экзамены с ним вместе принимаем. Студент берет билет, готовится, я спрашиваю сына: «Ну что, списывает?» Он: «Ага, списывает»… Так что на моих экзаменах воспользоваться шпаргалками вообще невозможно. Сейчас, конечно, есть разные гаджеты, готовые ответы в интернете, но все статьи по моему предмету, которые есть в интернете, я знаю наизусть. И когда студент начинает все это мне зачитывать, я говорю: «Спасибо, давайте своими словами». За шесть лет преподавательского стажа я хорошо изучил, что студенты читают и по каким материалам готовятся.

Планы у меня обычные, не открою Америку, если скажу, что потеряв зрение, все равно мечтаю его вернуть. Я очень этого хочу, потому что у меня и профессия такая, которая требует зрения, надеюсь, что технический прогресс шагнет вперед, очень хочется вновь увидеть солнце, лица близких людей, это нормально, это естественное человеческое желание. Мне кажется, любой слепой в глубине души об этом мечтает. Может быть, не говорит, но потаенно мечтает.

Валентина Мужикова, детский массажист, певица: «Слепой музыкант менее замотан бытовыми делами и жизненными проблемами, от этого душа больше открыта миру, и это тоже помогает в творчестве».

По профессии я детский массажист, работаю в отделении неврологии. С детства увлекаюсь эстрадным вокалом, петь начала еще в школе, теперь состою в ансамбле, с которым мы участвуем в областных и всероссийских конкурсах и концертах. Не вижу я с рождения, но различаю цвета, так что мне доступны все краски этого мира, может, далеко не в тех масштабах, что зрячим людям, но творческий настрой дает мне почувствовать всю наполненность жизни. Часто говорят, что у слепых людей обостряется слух и восприятие звуков. Мне кажется, это от того, что слепые менее замотаны бытовыми делами и жизненными проблемами, от этого душа становится более открытой миру, и это тоже помогает в творчестве.

Сейчас я получаю высшее образование, в планах стать психологом-консультантом и продолжать заниматься пением, повышать технику вокала, участвовать в интересных музыкальных проект

Источник


Тематики: здоровье

15.08.2014


Делясь ссылкой на статьи и новости Полемики в соцсетях, вы помогаете нашему сайту. Спасибо!

Источник: http://polemika.com.ua/article-140548.html

Ваше имя*
Ваш E-mail*
Сообщение*
 
Голубов

Для профессионалов похоронной отрасли

Опрос дня

Хотели бы вы заключить прижизненный договор?






  


События в мире

cae?uou
Яндекс.Метрика
Ni?aai?iee ?eooaeuiuo oneoa ?in?eooae