Череп в искусстве

06.04.2015
Череп в искусстве

Мы в двух словах поговорили о том, как и зачем рисовали черепа художники, начиная с древних времен.

Ганс Гольбейн. Образы смерти. 1524-1526

Ганс Гольбейн. Образы смерти. 1524-1526

Изображения черепов и скелетов в первую очередь связана с темой смерти, тщеты земного существования и прочих моменто мори. Особенно преуспели в вопросах устрашения своих сограждан художники Средневековья. Именно в это время сложился набор «канонических» сюжетов (или даже жанров), связанных со смертью.

Неизвестный автор. Пляска смерти. 1486

Неизвестный автор. Пляска смерти. 1486

Почетное место в их числе занимают изображения так называемых «плясок смерти» — хороводов, которых смерть (в виде многочисленных весело настроенных скелетов) водит с сильными и слабыми мира сего (тут и короли, и епископы, и купцы, и простые крестьяне).

Перед смертью все равны, и власть, богатство и почет не спасут от могилы. Такие символические пляски с переодетыми актерами в Средние века устраивали на площадях в праздники, позже они получили широкое распространение в виде стихов, гравюр (такова известная серия работы Гольбейна), также росписей и отдельных работ (одна из лучших хранится в соборе Олевисте в Таллинне, Эстония). Во французском языке для этих сюжетов возник свой термин – «данс макабр» (танцы Маккавеев). Братья Маккавеи – библейские персонажи, жестоко убитые вместе со своим отцом и матерью. Они и были представлены танцующими со смертью. Кстати, есть версия, что такое название связано с тем, что символические пляски проходили в день памяти переноса мощей Маккавеев из Италии в Германию.

Макс Слефогт. Пляска смерти. 1896

Макс Слефогт. Пляска смерти. 1896

Тема танцев со смертью, пардон за каламбур, оказалась очень живучей. В 19 веке к ней постоянно обращались композиторы и поэты (Гете, Рильке, Сен-Санс, Лист, Мусоргский), а в 20-м Уолт Дисней снял мультфильм «Пляска скелетов».

Афиша «Танца скелетов» Уолта Диснея. 1929

Афиша «Танца скелетов» Уолта Диснея. 1929

Другим излюбленным сюжетом Средневековья с участием черепов был «Триумф Смерти» и его многочисленные варианты. Тут уже скелеты не весело пляшут, а громят, избивают и мучают. Тема несомненно связана с Апокалипсисом, но не с ним одним – ужасы бесконечных воин, болезней и бедности несомненно служили художникам своеобразными вдохновителями и давали массу материала. Непревзойденные образцы «Триумфов Смерти» — это, конечно, одноименная картина Брейгеля и фреска неизвестного художника в Сицилии, прославившаяся на весь мир совсем недавно благодаря фильму Вима Вендерса «Съемки в Палермо».

Питер Брейгель. Триумф смерти. 1562

Питер Брейгель. Триумф смерти. 1562

Неизвестный автор. Триумф смерти.  Палермо. 1446

Неизвестный автор. Триумф смерти. Палермо. 1446

Тема смерти вообще получила неплохое продолжение именно в кинематографе. Вспомним хотя бы «Седьмую печать» Ингмара Бергмана.

Кадр из фильма «Седьмая печать» И. Бергмана. 1956

Кадр из фильма «Седьмая печать» И. Бергмана. 1956

Сюжет игр со смертью (особенно почему-то в фаворе были шахматы) – тоже позаимствован из Средневековья. Любопытно, что одна из самых старых фресок на этот сюжет находится именно в Швеции.

Игра со Смертью. Конец XV в

Игра со Смертью. Конец XV в

Не обошли своим вниманием черепа и кости художники, работавшие и в более «низких» жанрах. Возник аж целый тип натюрмортов, получивший название «венитис» (от слова «суета», «тщета», связано со знаменитым «Все суета сует, и все суета» из Экклезиаста). Здесь, среди атрибутов хорошей и счастливой жизни – сочных фруктов, вина и сластей, среди символов плодотворной деятельности в науке и искусствах, словом, среди всего, что окружает человека, ненавязчиво затаивался и череп. Впрочем, зачастую весь натюрморт целиком состоял лишь из этого символа тщеты и конца всего.

Виллем Клас Хеда. Суета сует. 1628

Виллем Клас Хеда. Суета сует. 1628

Такие работы есть не только у художников XVI-XVII вв., но и у Пикассо и Сезанна. В фотографии к подобными сюжетами неоднократно обращался Джоель-Питер Уиткин (вообще скандально известный своим пристрастием к эстетизированию смерти).

Поль Сезанн. Натюрморт с черепами. 1900

Поль Сезанн. Натюрморт с черепами. 1900

Пабло Пикассо. Композиция с черепом. 1908

Пабло Пикассо. Композиция с черепом. 1908

Джоель-Питер Уиткин. Красный стол, череп Болдини. 2006

Джоель-Питер Уиткин. Красный стол, череп Болдини. 2006

Любили художники рисовать и всевозможных святых, держащих в руках или рядом с собой, где-нибудь на столе, заваленном свитками, череп. Чемпионом по подобным изображениям был Св. Иероним, следом – св. Франциск. Разумеется, это был не случайный, а связанный с житием каждого конкретного подвижника, сюжет.

Эль Греко. Св. Франциск и брат Лео.  1596-1601

Эль Греко. Св. Франциск и брат Лео. 1596-1601

Впрочем, позже портреты с черепами стали популярны и у отнюдь не легендарных, а вполне обычных людей. Самым знаменитым, пожалуй, таким портретом стали «Послы» Гольбейна-младшего. Художник ловко запрятал символ смерти в странное искаженное пятно между ног портретируемых. Впрочем, пытливый зритель сразу угадает, где там что.

Ганс Гольбейн. Послы. 1533

Ганс Гольбейн. Послы. 1533

Черепа всякого рода, надо сказать, очень популярны и в современном искусстве. Шелкографии с их изображением делал Энди Уорхолл. Самым дорогим произведением недавно был объявлен объект «За любовь Господа»- бриллиантовый череп авторства британца Демиана Херста. Нельзя не вспомнить тут и ироническую работу нашего соотечественника Игоря Макаревича – «Череп Буратино».

Энди Уорхолл. Черепа. 1976

Энди Уорхолл. Черепа. 1976

Герхард Рихтер. Череп. 1983

Герхард Рихтер. Череп. 1983

Демиан Херст. За любовь Господа. 2007

Демиан Херст. За любовь Господа. 2007

Игорь Макаревич. Череп Буратино. 1998

Игорь Макаревич. Череп Буратино. 1998

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика