Мы в двух словах поговорили о том, как и зачем рисовали черепа художники, начиная с древних времен.
Изображения черепов и скелетов в первую очередь связана с темой смерти, тщеты земного существования и прочих моменто мори. Особенно преуспели в вопросах устрашения своих сограждан художники Средневековья. Именно в это время сложился набор «канонических» сюжетов (или даже жанров), связанных со смертью.
Почетное место в их числе занимают изображения так называемых «плясок смерти» — хороводов, которых смерть (в виде многочисленных весело настроенных скелетов) водит с сильными и слабыми мира сего (тут и короли, и епископы, и купцы, и простые крестьяне).
Перед смертью все равны, и власть, богатство и почет не спасут от могилы. Такие символические пляски с переодетыми актерами в Средние века устраивали на площадях в праздники, позже они получили широкое распространение в виде стихов, гравюр (такова известная серия работы Гольбейна), также росписей и отдельных работ (одна из лучших хранится в соборе Олевисте в Таллинне, Эстония). Во французском языке для этих сюжетов возник свой термин – «данс макабр» (танцы Маккавеев). Братья Маккавеи – библейские персонажи, жестоко убитые вместе со своим отцом и матерью. Они и были представлены танцующими со смертью. Кстати, есть версия, что такое название связано с тем, что символические пляски проходили в день памяти переноса мощей Маккавеев из Италии в Германию.
Тема танцев со смертью, пардон за каламбур, оказалась очень живучей. В 19 веке к ней постоянно обращались композиторы и поэты (Гете, Рильке, Сен-Санс, Лист, Мусоргский), а в 20-м Уолт Дисней снял мультфильм «Пляска скелетов».
Другим излюбленным сюжетом Средневековья с участием черепов был «Триумф Смерти» и его многочисленные варианты. Тут уже скелеты не весело пляшут, а громят, избивают и мучают. Тема несомненно связана с Апокалипсисом, но не с ним одним – ужасы бесконечных воин, болезней и бедности несомненно служили художникам своеобразными вдохновителями и давали массу материала. Непревзойденные образцы «Триумфов Смерти» — это, конечно, одноименная картина Брейгеля и фреска неизвестного художника в Сицилии, прославившаяся на весь мир совсем недавно благодаря фильму Вима Вендерса «Съемки в Палермо».
Тема смерти вообще получила неплохое продолжение именно в кинематографе. Вспомним хотя бы «Седьмую печать» Ингмара Бергмана.
Сюжет игр со смертью (особенно почему-то в фаворе были шахматы) – тоже позаимствован из Средневековья. Любопытно, что одна из самых старых фресок на этот сюжет находится именно в Швеции.
Не обошли своим вниманием черепа и кости художники, работавшие и в более «низких» жанрах. Возник аж целый тип натюрмортов, получивший название «венитис» (от слова «суета», «тщета», связано со знаменитым «Все суета сует, и все суета» из Экклезиаста). Здесь, среди атрибутов хорошей и счастливой жизни – сочных фруктов, вина и сластей, среди символов плодотворной деятельности в науке и искусствах, словом, среди всего, что окружает человека, ненавязчиво затаивался и череп. Впрочем, зачастую весь натюрморт целиком состоял лишь из этого символа тщеты и конца всего.
Такие работы есть не только у художников XVI-XVII вв., но и у Пикассо и Сезанна. В фотографии к подобными сюжетами неоднократно обращался Джоель-Питер Уиткин (вообще скандально известный своим пристрастием к эстетизированию смерти).
Любили художники рисовать и всевозможных святых, держащих в руках или рядом с собой, где-нибудь на столе, заваленном свитками, череп. Чемпионом по подобным изображениям был Св. Иероним, следом – св. Франциск. Разумеется, это был не случайный, а связанный с житием каждого конкретного подвижника, сюжет.
Впрочем, позже портреты с черепами стали популярны и у отнюдь не легендарных, а вполне обычных людей. Самым знаменитым, пожалуй, таким портретом стали «Послы» Гольбейна-младшего. Художник ловко запрятал символ смерти в странное искаженное пятно между ног портретируемых. Впрочем, пытливый зритель сразу угадает, где там что.
Черепа всякого рода, надо сказать, очень популярны и в современном искусстве. Шелкографии с их изображением делал Энди Уорхолл. Самым дорогим произведением недавно был объявлен объект «За любовь Господа»- бриллиантовый череп авторства британца Демиана Херста. Нельзя не вспомнить тут и ироническую работу нашего соотечественника Игоря Макаревича – «Череп Буратино».