Вот почему в разгар турсезона московские кладбища переполнены иностранными группами, внимательно разглядывающими могильные плиты знаменитостей... Кстати, недавно появился особенный повод для посещения Новодевичьего кладбища ➊ - там отреставрировали «до блеска» 57 надгробий, являющихся объектами культурного наследия.
Памятник сделал...танцор!
«Новодевичье кладбище наряду с Красной площадью — знаковый объект для захоронений, — комментирует Леонид Кондрашёв, главный археолог Москвы, — вот почему мы тщательно следим за состоянием его надгробных памятников (не только тут — внимательно мониторятся и более скромные московские кладбища). Здесь 26 тысяч захоронений, и 747 из них представляют культурную ценность. Мы в первую очередь отреставрировали те, что были на грани разрушения. Например, знаменитый памятник балерине Галине Улановой(его автор — Ф. Фивейский, ранее танцевавший с Улановой на одной сцене в... кордебалете!) был совершенно серого цвета. Многие туристы спрашивали: “Он что, из цемента?” После обновления стало видно, что он из редкого белоснежнейшего мрамора! Просто в мелкие трещинки забивалась грязь, вот он и выглядел плохо. В катастрофическом состоянии было надгробие писателя и журналиста Владимира Гиляровского(немногие знают, что он был ещё и выдающимся военным — имел массу наград за Русско-турецкую войну) — гигантская трещина грозила расколоть его надвое. Запломбировали!»
«При реставрации учитывали мнение родственников, — продолжает Алексей Кочанович, начальник отдела спецобъектов “Мосреставрации”, — например, возле памятникадрессировщику Дуровуразросся огромный куст шиповника, тень от которого вредит надгробию, создавая дополнительную влажность. Но родственники настояли: “Куст нам дорог”. Мы его не тронули... Под некоторые памятники заливали по 5 тонн цемента — чтобы укрепить основание. Ведь земля здесь рыхлая, раньше огороды были».
«Некоторые постаменты пришлось вообще... выдёргивать с привычного места, чтобы отреставрировать фундамент, — вспоминает Дмитрий Стадник, замгендиректора по работе на объектах общества «Реставрационная мастерская “Наследие”, — например, памятник литературоведу Павлу Сакулину, а он весит 6-7 тонн! В ближайших планах — реставрация надгробий на Ваганьковском и Рогожском кладбищах, там будем приводить в порядок захоронения, например, часовню-склеп купцов Морозовых».
«Рогожский погост ➋ - самое, пожалуй, оригинальное кладбище в Москве, — считает Анна Соколова, кандидат исторических наук, сотрудник Института этнологии и антропологии РАН.— Это главное старообрядческое кладбище на территории Москвы. Расширить его нельзя — оно “впечатано” в структуру города, поэтому там возможны только “дозахоронения”. Основали его в период эпидемии чумы — чтобы “вынести” заразу из города. В 1812 году священник Иван Ястребовспрятал всё церковное имущество кладбища в специально вырытых ямах, а после ухода французов вернул всё на свои места».
Не менее любопытно и не слишком «раскрученное» Донское кладбище ➌ - одно из старейших в Москве, появившееся в восемнадцатом веке в качестве дворянского некрополя. В 1771 году Екатерина Вторая издала указ, запрещающий хоронить покойников в городах. Кладбища при церквях подлежали закрытию... Монастыри типа Новодевичьего и Донского находились за чертой Москвы, поэтому они идеально подходили для дворянских некрополей — туда стали переводить усыпальницы Голицыных из Богоявленского монастыря в Китай-городе, Нарышкиных из Высоко-Петровского монастыря на Петровке.
Каренина — не Анна, а Мария?
Донское кладбище расширялось так быстро и стремительно, что уже к началу двадцатого века исчерпало свои возможности, так что за южной стороной монастыря открыли новое кладбище. На старом Донском похоронены представители «ещё тех самых дворянских родов»: там расположены усыпальницы князей Голицыных, покоятся Чаадаев, Одоевский, Василий Майков... На уже новом Донском кладбище упокоена старшая дочьПушкина Мария Гартунг, которая, как считает большинство исследователей, была прототипом Анны Карениной. Когда её представилиЛьву Толстому, он, несмотря на присутствие множества гостей, вскочил, задрожал, принялся что-то стремительно и страстно записывать в тетрадь... Потом оказалось — тщательно и взволнованно фиксировал внешность и образ Марии Александровны, черты которой мы до сих пор обнаруживаем на страницах знаменитого романа. Хотя ничего похожего в судьбе (детей, любовника и др.) у Марии Александровны не было.
В 1914-м на территории Донского кладбища построили церковьпреподобного Серафима Саровского и святой благовернойкнягини Анны Кашинской с крайне нелёгкой судьбой. В смысле — нелёгкая судьба была у церкви. Как ни «бился»архитектор Иванов, всё безрезультатно — её не освятили. В1927-м тут был оборудован первый в стране крематорий и массовый колумбарий. Днём крематорий использовали для статусных кремаций, а ночью, по слухам, — для массовых сожжений жертв террора. Говорят, тела туда свозили в грузовиках и все ночи печи работали «по максимуму».
В двадцатом веке уже за пределами Москвы были сооружены ещё два масштабных кладбища: Николо-Архангельское ➍ на востоке и Николо-Хованское ➎ на юго-западе. На обоих кладбищах есть крематории — благодаря усилиям советских пропагандистов, утверждавших, что «огненное погребение более гигиенично». Кроме того, «октябрьские идеологи» продвигали кремацию как «символ нового строя, противного старому». Ведь в начале 1930-х гг. считалось, что Россия перейдёт на «тотальную кремацию» в течение 10 лет. Но расчёт не оправдался...
На Николо-Архангельском кладбище был построен крупнейший в Европе крематорий, захоронены 40 героев СССР и России, моряки с затонувшего «Курска» и освободители школы в Беслане. На Николо-Хованском кладбище есть огромная мусульманская зона, плюс обычная православная, плюс территория для тех, кто «не определился». Оно, пожалуй, наиболее чётко структурированное из всех московских кладбищ: с понятными «улицами», «проспектами» и этническими зонами. Туристы не заблудятся...