Жертвенник, плакальщица, всевидящее око: как менялась эстетика тульских надгробий

08.05.2019
Жертвенник, плакальщица, всевидящее око: как менялась эстетика тульских надгробий

Фото: Тульский некрополь с сайта https://tula.mk.ru/social/2019/05/08/zhertvennik-plakalshhica-vsevidyashhee-oko-kak-menyalas-estetika-tulskikh-nadgrobiy.html


Архитектурные решения тульских надгробий менялись на протяжении веков. Тип монумента, образы-символы и даже ограждения являются источником сведений о культуре туляков. Современный дизайн кладбищенских надгробий с их портретными тенденциями выглядит скромнее на фоне светских саркофагов XIX столетия.

Некрополь тульской провинции

Одним из самых распространенных типов надгробий XIX столетия был алтарь, так называемый жертвенник, который был популярен среди дворянства. В первой трети девятнадцатого века была эпоха резьбы по белому камню. Кстати, сведений о географической принадлежности резчиков исследователи так и не обнаружили. Предположительно, именно тульские мастера с помощью техники насечки создавали декоративные орнаменты, символические букеты и библейские сюжеты на надгробиях.

Как правило, кладбищенские артефакты на Всехсвятском кладбище имели две стороны – западную и восточную. С востока изображались символы и образы, посвященные первородному греху Адама и Евы, а с запада – сюжеты искупления. Например, евангельские символы изображались в виде Распятия, Воскресения или в виде Троицы.



Также встречались виноградные лозы, ангелы, а также плакальщицы с символами смерти и атрибутами скорби. На восточной стороне изображалась «Адамова голова», либо фигура плакальщицы, на южном фасаде текст с именем и датой жизни, на северном – эпитафии, а на западе было отведено место христианской теме, например молитва или икона. Подобный тип надгробия установлен на могиле туляка Васильева. Символом смерти служила плакальщица. Религиозные же символы были представлены в виде песочных часов и всевидящего ока. 



В середине девятнадцатого столетия жертвенники исчезают, а на их смену приходят более простые по декору саркофаги. Вместо плакальщиц возникают рельефные розетки в виде цветков подсолнухов – цветков света. В 20-х годах XX столетия христианская тематика была запрещена, поэтому об особых надгробиях говорить не приходилось. После Великой Отечественной войны появились Обелиски и Стелы. А XXI век в кладбищенской истории ознаменован эпохой портретной галереи.



Кладбище: рождение частного человека

Ограждение как кладбищенский атрибут появилось в середине XIX века. На тот момент «оградки» устанавливались низкие, а ближе к концу двадцатого века они стали выше. Например, на Всехсвятском кладбище есть подобное ограждение, которое смыкается наверху и превращается в гигантскую птичью клетку. 

В советское время, ограда – это обязательный элемент на любом кладбище. Искусствовед Ирина Ковшарь полагает, что этому есть два обоснования.

«На мой взгляд, власть привела народ к деморализации общества. Раньше кладбище было священной землей, и уважение к мертвым было обязательным правилом поведения. До сих пор есть в законе статья об осквернении могилы. Честно говоря, я не знаю ни одного случая, чтобы она работала. А в 1912 году в Туле двоих осудили за подобное преступление. Советская власть «заставила» людей ограждать могилы и вешать замки на калитку кладбищенской ограды», - отмечает Ирина Ковшарь.

Кроме того, искусствовед утверждает, что советскому человеку не полагалось иметь частную собственность. Это чувство и вынудило людей ставить оградки.

На данный момент благоустройством и реставрацией могильных участков Всехсвятского кладбища занимается Тульский историко-архитектурный музей. Исследованию тайн и закономерностей памятника культуры уделено недостаточное внимание. По словам Ирины Ковшарь, молодежь в кладбищенской тематике ищет лишь источник адреналина.


Автор Екатерина Баланина 

                                                                                mk.ru : Московский комсомолец


Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика