При расследовании преступлений против жизни человека очень часто возникает необходимость в судебно-медицинском установлении срока давности наступления смерти, что оказывает большую помощь органам дознания, следствия и суда и нередко имеет решающее значение для выявления конкретного лица, совершившего преступление.
Изучение проблемы давности наступления смерти, предпринимаемое для решения специальных судебно-медицинских вопросов, имеет также немаловажное значение и для органов здравоохранения. Давность смерти, определяемая на ранних сроках посмертного периода, устанавливается прежде всего на основании изменений, связанных с переживаемостью тканей и органов. Получаемые судебными медиками результаты исследований ранних посмертных изменений с помощью современных лабораторных методов могут быть полезными для трансплантологов, реаниматологов, патофизиологов, биохимиков и представителей других медицинских специальностей. Отмечено, что в большинстве тканей явления аутолиза заметны к 12—18 ч посмертного периода и резко выражены к 36—48 ч. Гликоген в печени практически не определяется к 24 ч, к этому же времени резко снижается содержание ДНК и РНК. Отмечена определенная динамика изменений активности ферментов в зависимости от сроков с момента наступления смерти с выраженной тенденцией снижения к 48 ч. Активность АТФ в мышечной ткани исчезает к 12 ч посмертного периода.
Устойчивые показатели для ранних сроков смерти были получены при использовании ряда физико-химических и биофизических методов. К ним прежде всего относятся метод регистрации изменения сверхслабого свечения (хемилюминесценция) гомогенатов различных тканей и определение концентрации ионов калия в крови.
Получены данные, указывающие на определенные закономерности в повышении в жидких средах организма содержания отдельных элементов (калий, фосфор) и, наоборот, некоторое их снижение (натрий) в зависимости от давности наступления смерти.
При осмотрах трупов на месте обнаружения и при исследовании их в условиях морга широко используются методы определения давности смерти, основанные на динамике формирования и развития ранних и поздних изменений трупа.
Трупные пятна в стадии гипостаза появляются спустя 2—4 ч после смерти, в период с 2—4 до 12—14 ч трупные пятна при надавливании на них полностью исчезают и через некоторое время восстанавливают свой первоначальный цвет. В стадии диффузии, которая ориентировочно продолжается с 14 до 24 ч, трупные пятна бледнеют при надавливании и значительно медленнее восстанавливают свою окраску и, наконец, после 24 ч трупные пятна не изменяют свой цвет. Эта закономерность изменений характера трупных пятен и позволяет ориентировочно определять давность смерти. Однако указанный прием носит выраженный субъективный характер.
В таблице приведены усредненные показатели. Цвет трупных пятен и время, необходимое для восстановления их окраски, зависят от причин смерти. Например, при смерти от механической асфиксии, для которой характерны обильные синюшно-фиолетовые трупные пятна, время, необходимое для восстановления их первоначального цвета, меньше, чем при смерти, обусловленной большой потерей крови, когда цвет трупных пятен восстанавливается медленнее. Таким образом, в ряде случаев необходима определенная коррекция в оценке изменений трупных пятен с учетом их выраженности и причины смерти.
Мышечное окоченение в скелетной мускулатуре обычно определяется через 2—4 ч после наступления смерти и окончательно формируется к 24 ч. Начиная с 3 суток наступает его разрешение. Следовательно, отсутствие мышечного окоченения указывает, что смерть наступила в пределах первых 2—4 ч или после 3 суток. Этот вид ранних трупных изменений имеет весьма относительное значение для определения давности смерти, так как в настоящее время не существует методов количественной регистрации развития мышечного окоченения, которые могли бы определять интенсивность окоченения во временном аспекте, тем более, что при некоторых причинах смерти (механическая травма головного мозга, отравление некоторыми ядами) окоченение развивается очень быстро и, наоборот, при других видах смерти (длительная агония, септический процесс) оно может быть очень слабовыраженным или не проявляться вообще.
Интенсивность охлаждения трупа зависит от многих причин, к которым относятся масса трупа, выраженность подкожного жирового слоя, наличие или отсутствие одежды, ее сезонность, а также температура окружающей среды и др.
Наиболее интенсивные изменения температуры начинаются через 6 ч после остановки сердца. До этого периода она оказывается весьма близкой к обычной температуре тела живого человека. После 24 ч температура тела трупа приближается к температуре окружающей среды, в связи с чем показатели температуры в прямой кишке также целесообразно измерять наиболее тщательно. Для измерения температуры в трупе рекомендуется пользоваться электротермометрами с высокой разрешающей способностью (десятые и сотые доли градуса С), замеры следует производить неоднократно в течение 1 — 1,5 ч. В настоящее время разработана и предложена программа для калькулятора, позволяющая по процессу изменения температуры тела с достаточно высокой степенью достоверности устанавливать давность наступления смерти в течение двух суток посмертного периода.
Наиболее ранним признаком начинающегося высыхания трупа, по которому можно судить о времени наступления смерти, являются пятна Лярше, которые четко определяются в среднем через 4—5 ч после смерти, следовательно, отсутствие пятен Лярше свидетельствует о том, что смерть наступила не более 4—5 ч тому назад.
Ряд признаков, способствующих установлению сроков наступления смерти, можно выявить, применяя фармакологические средства или используя электрические, механические и другие воздействия.
В экспертной практике используется метод, основанный на определении реакции зрачка при воздействии на него ряда фармакологических веществ. При введении 1 % раствора атропина эффект расширения зрачка в среднем наблюдается до 24 ч посмертного периода, эффект сужения зрачков в те же сроки определяется при введении 1 % раствора пилокарпина. Более точная диагностика сроков смерти возможна при введении этих растворов непосредственно в переднюю камеру глаз (используя иглу и шприц).
С целью установления давности смерти используется также методика, основанная на регистрации явлений электровозбудимости мышечной ткани. Для этого используют приборы с источником тока (батарейки карманного фонаря). Игольчатые электроды вводятся в мышцы глаз, мимические мышцы лица или сгибатели конечностей. Наибольший эффект в сократительной способности мышечной ткани наблюдается при раздражении мышц глаза, затем мимических мышц лица и, наконец, конечностей.
Для суждения о давности наступления смерти используется ответная реакция мышечной ткани на механические раздражения. При достаточно сильных и резких ударах по сгибателям и разгибателям твердым предметом (неврологический молоточек и другие твердые предметы с ограниченной поверхностью) наблюдается так называемый феномен возникновения идиомускулярной опухоли в виде мышечного валика, хорошо определяемого под кожей. Подобная ответная реакция мышечной ткани на механическое раздражение происходит в первые 4—8 ч после наступления смерти.
Такие признаки, как охлаждение, изменение характера трупных пятен и мышечного окоченения, электровозбудимость и некоторые другие, желательно исследовать в динамике, начиная с момента осмотра трупа на месте происшествия и в морге (через 1—2 ч) в начале и конце исследования трупа.
Судебно-медицинское значение имеет исследование содержимого желудочно-кишечного тракта. Из желудка в двенадцатиперстную кишку пищевое содержимое растительного происхождения перемещается через 2—4 ч, жирная пища — через 6—10 ч. По тонкой кишке пищевые массы перемещаются в час на 180— 200 см. Через тонкую кишку пищевое содержимое проходит за 3—4 ч. Наличие содержимого в восходящем отделе толстой кишки обнаруживается через 6 ч после приема пищи, в поперечной ободочной кишке — через 12 ч, в нисходящем отделе толстой кишки — через 18 ч. Указанные данные носят условный характер, но в общем комплексе признаков имеют определенное значение.
Определение давности смерти в случаях, когда в трупе развиваются поздние изменения в виде гниения или консервации, представляет в судебно-медицинской практике еще более трудную задачу.
Определение давности смерти по степени гнилостных изменений трупа имеет весьма относительное значение, так как процесс гниения связан с разрушением тканей, интенсивность которого зависит от многообразия влияний эндогенных и экзогенных факторов. Однако по некоторым усредненным данным можно сделать предположительные заключения. Так, трупная зелень в подвздошных областях появляется приблизительно через 24—36 ч, начальные признаки гнилостной эмфиземы можно заметить по истечении 3 сут, выраженная эмфизема и окрашивание в зеленоватый цвет всей кожи живота определяются к 5 сут, появление гнилостных пузырей и грязно-зеленый цвет всего трупа с отторжением эпидермиса наблюдаются через 1,5—2 нед, выраженное гнилостное размягчение тканей трупа определяется к 3—4 мес. Естественное скелетирование трупа (без участия животных) с сохранившимися соединениями костей связочным аппаратом можно видеть не ранее чем по истечении одного года, для полного скелетирования с распадом костного скелета на составляющие фрагменты требуется времени не менее 5 лет, что зависит от условий, в которых находился труп.
При установлении сроков смерти определенное значение имеют энтомологические исследования, основанные на знании закономерностей появления на трупе различных насекомых, отдельные виды которых последовательно участвуют в уничтожении тканей трупа. Наибольшее значение в определении давности смерти имеет обнаружение на трупе различных стадий развития комнатной мухи. Обычный биологический цикл развития мух при температуре 18—20 °С составляет 3—4 нед. При названном цикле развития давность наступления смерти может быть ориентировочно определена по следующим признакам: наличие на трупе только яиц служит указанием, что смерть наступила около двух суток тому назад, при обнаружении яиц и личинок — более двух суток, при большом количестве личинок можно предположить, что смерть наступила около недели, появление куколок свидетельствует о том, что с момента смерти прошло более недели. Все эти признаки весьма условны, так как циклы развития мух могут укорачиваться и удлиняться в зависимости от температуры окружающей среды, а также наслаиваться друг на друга и в этом случае невозможно делать вообще какие-либо конкретные выводы.
Некоторые данные для вывода о давности наступления смерти можно получить и при исследовании трупа, находящегося в состоянии мумификации или жировоска. Частичная мумификация трупа взрослого человека в зависимости от условий, в которых он находился, наступает через 2—3 мес, полная мумификация обычно может сформироваться не ранее чем через 6—12 мес. Полная мумификация трупа новорожденного может завершиться за 3 мес.
Жировоск также в зависимости от условий окружающей среды частично начинает формироваться через 2—3 мес. При благоприятных условиях (температура воды около 30 °С) первоначальные признаки развития жировоска микроскопически регистрируются уже через 2 нед. Полное превращение трупа взрослого человека в жировоск обычно заканчивается по истечении года. Ткани трупа новорожденного могут полностью перейти в состояние жировоска через 4—5 мес после смерти, а видимые начальные признаки перехода в это состояние могут быть обнаружены уже через 3—4 нед.
Большинство вышеприведенных признаков лишь ориентировочно указывает на давность наступления смерти, в сравнительно больших диапазонах времени, при этом необходимо учитывать, что экспертная оценка тех или иных ранних, а тем более поздних изменений трупа может приобрести субъективный характер.