Гробницы - архитектурные памятники. Мавзолей в Галикарнасе

12.07.2011
Гробницы - архитектурные памятники. Мавзолей в Галикарнасе


Так уж повелось издревле, что великих мира сего, в отличие от простых смертных, хоронят с пышностью. И усыпальницы их также отличаются монументальностью. Одна из разновидностей таких усыпальниц - мавзолей - сооружение, состоящее из камеры с останками умершего и (иногда) поминального зала. 

Самыми древними мавзолеями могут считаться египетские пирамиды - места погребения фараонов. Свое же название это погребальное сооружение получило в честь древнего правителя Карии (сейчас территория Турции) - Мавзола. Итак, Галикарнаский мавзолей, входящий в список семи чудес света.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

В 352 г. до н.э. в городе Галикарнасе (Малая Азия) умер царь Мавзол. По обычаю тех времен труп царя был сожжен, пепел помещен в погребальную урну. В одной из дошедших до нас легенд говорится о том, что вдова царя Артемизия решила построить великолепную усыпальницу и тем самым увековечить память о муже (по другой исторической версии, строительство гробницы было начато еще при жизни Мавзола, Артемизия лишь продолжила его). По словам римского историка Авла Геллия, "царица 

питала к своему супругу необыкновенную любовь, не поддающуюся описанию".

СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА МАВЗОЛЕЯ

Для проектирования Мавзолея Артемизия пригласила греческих архитекторов Сатира и Пифея, и наиболее прославленных скульпторов того времени - Скопаса (работы которого украшали также и второго храма Артемиды Эфесской), Бриаксида, Тимофея.и Леохара. Последний служил придворным скульптором Александра Македонского, его творчество высоко ценил древнегреческий философ Платон.  В архитектуре Галикарнасского мавзолея впервые в греческой архитектуре нашли отражение три знаменитых стиля: дорический, ионический и коринфский. Нижний этаж поддерживался 15-ю дорическими колоннами, внутренние колонны верхнего этажа были коринфскими, а внешние - ионическими. В мавзолее сочеталась строгая геометрия, массивная простота, исполненная внутренней силой, и стремление к декоративности и легкости форм, плавности линий. Аналогов этому сооружению в греческой  архитектуре нет. Во многом сохраняя греческие традиции и строительные приемы, Галикарнасский мавзолей несет явное влияние восточной архитектуры. 

Гробница Мавзола, названная римлянами мавзолеем, представляла собой величественное и необычное по форме сооружение, построенное из кирпича и облицованное изнутри и снаружи белым мрамором. Высота его достигала 60 м. Первый этаж, где покоилась урна с прахом (сначала самого царя, а затем к нему прибавилась урна с прахом жены) имел вид громадного куба высотой 20 м и площадью 5 тыс.кв.м. Перед входом в гробницу располагался ряд львов, как бы защищавших покой праха царских особ. Второй этаж был обнесен с наружной стороны великолепной колоннадой. Здесь хранились жертвоприношения. Третий этаж был выполнен в виде многоступенчатой пирамиды, ее венчали фигуры Мавзола и Артемизии, управляющих квадригой лошадей, запряженных в колесницу.  

Вот как описывает это сооружение Плиний Старший: "С юга и севера протяжение его - по 63 фута, с лицевой и тыльной стороны - уже, общее протяжение - 440 футов, в высоту оно достигает 25 локтей, опоясано 36-ю колоннами. Этот охват называли птерон. С востока рельефы сделал Скопас, с севера - Бриаксид, с юга - Тимофей, с запада - Леохар. Ещё до того, как они закончили работу, царица умерла. ...над птероном возвышается пирамида, по высоте равная нижней части, суживаясь двадцатью четырьмя ступенями в остроконечность меты. На вершине находится мраморная квадрига, которую создал Пифей. Вместе с ней всё сооружение достигает в высоту 140 футов (46 м)".  

СУДЬБА МАВЗОЛЕЯ

Почти нетронутый мавзолей, переживший несколько землетрясений, простоял около 1800 лет посреди опустевшего города до XV века, когда был разобран крестоносцами, укрепившими его плитами свою опорную крепость на Эгейском море - замок св. Петра (современный Бодрум в Турции). Именно в стенах крепости и окрестных домов были обнаружены в 1857 г. английским археологом Чарлзом Томасом Ньютоном рельефные плиты с цоколя гробницы, статуи Мавзола, его жены Артемизии и колоссальная колесница, венчавшая все сооружение. Все эти детали мавзолея сейчас хранятся в Британском музее в Лондоне и в Археологическом музее в Стамбуле.

Дорический стиль отличается простотою, мощностью, даже тяжеловатостью своих форм, их строгою соразмерностью и полным соответствием механическим законам. Его колонна представляет в своем разрезе круг; вышина ее стержня (фуста) относится к диаметру разреза как 6 к 1; стержень с приближением к верху несколько утончается и немного ниже половины своей вышины имеет утолщение, так называемую "опухлость", вследствие чего профиль стержня - скорее криво -, чем  прямолинейный; но эта кривизна почти не заметна. В ионическом архитектурном стиле все формы легче, нежнее и грациознее, чем в дорическом. Колонна стоит не непосредственно на фундаменте здания, а на четырехугольном, довольно широком подножии (стилобанте) и имеет внизу базу, состоящую из нескольких круглых валов или "торов", отделенных один от другого впалыми желобками. Стержень колонны несколько расширен внизу и утончается по мере приближения к своей вершине. Ионическая колонна выше и стройнее дорической. Коринфский стиль еще легче и изящнее ионического рассматривается как вторичное образование, возникшее на почве ионической архитектуры.

Плиний Старший - под этим именем известен Гай Плиний Секунд - римский писатель-эрудит, автор "Естественной истории". Старшим он называется в отличие от своего племянника, Плиния Младшего.


Ольга Конюхова,  главный бухгалтер Муниципального предприятия коммунальных услуг, г. Новокузнецк

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика