Кристиан Экманн – выдающийся германский реставратор, специализирующий на спасении древних памятников, выполненных из металлов. Много лет работал как специальный эксперт Германского археологического института в Каире. В 2000 году он прославился тем, что спас от гибельной коррозии поразительные медные статуи фараона Пепи I и его сына Меренра (24-23 века до новой эры), которые хранились в Каирском музее. Результат тогда превзошел все ожидания; Экманна стали приглашать в музей, когда речь шла о самых сложных случаях, требовавших вмешательства эксперта-реставратора по металлам. В настоящее время, помимо маски Тутанхамона, Экманн также работает над консервацией отделанной золотом колесницы Тутанхамона, найденной в гробнице фараона, однако забытой потом в ящике в подвале Каирского музея, где она и пролежала с 20-х годов XX века. Ранее Экманн, общаясь с арабской прессой, однозначно признал, что «маску отреставрировали неправильно».
– Впрочем, – продолжает ученый, – больше опасность ей не грозит. Маске нужна правильная, тщательная реставрация. Понятно, что первоначальная картина – с клеем между подбородком и бородой царя, – это никуда не годится. Но это вторая часть нашей задачи. Первая – провести все исследования, тщательно изучить маску, материалы из которых она создана. Надо понять конструкцию бороды и тот механизм, которым она изначально крепилась к золотому подбородку. Вот для этого и нужен томограф. Когда все станет понятно, бесценный шедевр можно будет спасти.
Маска Тутанхамона до падения.
– Процесс одной только подготовки к полноценной реставрации маски занял все эти месяцы, начиная с января. – Сообщил доктор Кристиан Экманн. – Нужно было определить, какие вмешательства не нанесут маске еще больший вред. Я давно занимаюсь реставрацией древнего металла, работал и в Каирском музее. Однако такая сложная задача стоит передо мною впервые. Я подхожу к ней очень медленно, чтобы не умножить ущерб, а действительно помочь. Когда в начале августа исследования будут завершены, я с этими результатами вернусь в Германию, чтобы сделать дополнительные анализы. После моего возвращения в Каир, маска будет снята из экспозиции и начнется полноценная реставрация. Перед началом работ будет собрана международная пресс-конференция, на которой будут обнародованы методы предстоящей реставрации и вообще все то, что ждет маску на рубеже лета и осени.