Москве 867 лет - за девять веков город превратился в гигантский мегаполис-спрут, соединяющий в едином потоке людей, деньги и идеи. Здесь есть древние стены старого города и динамичный Москва-Сити, промзоны и огромные парки, музеи и клубы. Оазисами тишины и спокойствия стали московские кладбища, которые могут многое рассказать об истории города и людях, в нем живших. «МИР 24» начинает серию репортажей о столичных некрополях с Ваганьковского кладбища - одного из старейших в столице.
Ваганьковское кладбище занимает 50 гектаров на северо-востоке города, сюда можно добраться пешком за 10 минут от станции метро «Улица 1905 года». Этому некрополю 235 лет, здесь расположены не только индивидуальные могилы, но и братские - отражающие историю войн последних двух с половиной столетий. Некоторые надгробия можно назвать настоящими произведениями искусства, как, например, выполненный в духе конструктивизма памятник актеру Александру Адбулову, скончавшемуся от тяжелой болезни в 2008 году.
Зайдя на территорию кладбища, справа вы увидите церковь, а слева - административные помещения. На видном месте висит карта кладбища, разделенная по секторам, и список могил, привлекающих сюда поток туристов. В случае чего местные работники подробно расскажут о достопримечательностях. Нас сразу направили к захоронению протоиерея Валентина Амфитеатрова, бывшего настоятеля Архангельского собора, умершего в 1908 году. Могила священника слывет чудотворной, из-за большого числа паломников объявление призывает не трогать ограду. Тут же установлен большой деревянный крест, около которого постоянно кто-то молится - на фотокамеру паломники реагируют нервно, поэтому мы решили оставить эту могилу без фотографии.
В 20-х годах прошлого века останки отца Валентина пытались уничтожить, но могилу просто не нашли. Повторную попытку предприняли в 1941 году, но уже не нашли останков. Как выяснилось позже, перед смертью священник завещал похоронить себя не на два метра в глубину, а на четыре.
Отправной точкой для осмотра «знаменитых» могил можно считать колумбарий. За аккуратным белым строением, а также вдоль аллеи начинающейся прямо от входа, вереницей идут захоронения поэтов, актеров, музыкантов и спортсменов. Самые «популярные» у туристов места - могилы Сергея Есенина и Владимира Высоцкого, о которых здесь ходят легенды. Говорят, что на могиле Есенина периодически появляется призрак некой девушки.
Дело в том, что примерно через год после смерти поэта на его могиле покончила с собой молодая женщина Галина Бениславская, оставившая послание следующего характера: «Самоубилась здесь, хотя знаю, что после этого еще больше собак будут вешать на Есенина. Но и ему, и мне все равно. В этой могиле для меня все самое дорогое». Выстрелив в себе в голову, она целую ночь пролежала на могиле. Женщину похоронили рядом с ее кумиром. После этого началась своеобразная мода отправляться на тот свет именно на месте упокоения Сергея Есенина, самоубийц насчитали около 12.
А вот поэта и барда Владимира Высоцкого положили в чужую могилу. Власти дали указание похоронить его в самом дальнем углу, но директор, который был большим поклонником Владимира Семеновича, выделил место прямо у входа, за что и поплатился работой. Незадолго до смерти артиста мать мальчика, похороненного в нынешней могиле Высоцкого, забрала оттуда останки своего сына, чтобы перевезти на малую родину - в Сибирь. После этого на могиле для вида установили табличку «майор Петров», пригодилось место совсем скоро. Кстати сказать, на похороны пришло столько людей, что огромное кладбище не смогло вместить всех, поклонники Высоцкого забирались на ограды и деревья.
Считается, что памятник дарует вдохновение поэтам и музыкантам. А еще говорят, что за полученное творческое признание потом приходится расплачиваться ранней смертью.
Надгробие другого великого барда - Булата Окуджавы - тоже можно найти на Ваганьковском кладбище.
Надгробие Игоря Талькова сделано в нарочито славянском стиле: внимание привлекает огромный крест с надписью в основании: «И поверженный в бою, в воскресну и спою...», а в изголовье установлена фотография певца под деревянным козырьком. Могила Талькова одна из немногих здесь буквально завалена цветами.
Вот так выглядит памятник Леониду Филатову, актеру, режиссеру и телеведущему, автору остроумной сказки «Про Федота-стрельца, удалого молодца».
Оригинальный памятник посвятили актеру Михаилу Пуговкину, он представляет из себя подобие кинопленки с кадрами из знаменитых фильмов с участием актера, а их было немало: «12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию», «Варвара-краса, длинная коса», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Солдат Иван Бровкин» и многие-многие другие.
Неподалеку располагается могила Виталия Соломина, исполнителя роли доктора Ватсона из знаменитой советской экранизации приключений Шерлока Холмса.
Не выделяется особым шиком место захоронения режиссера Станислава Ростоцкого, благодаря которому отечественный кинематограф пополнился такими шедеврами, как «А зори здесь тихие», «Доживем до понедельника», «Белый Бим Черное Ухо», «Эскадрон гусар летучих». Рядом похоронен его сын режиссер Андрей Ростоцкий. Пережить мужа и сына пришлось актрисе Нине Меньшиковой, которая скончалась в 2007 году в возрасте 79 лет.
На могиле легенды российского телевидения Владислава Листьева плачет бронзовый ангел. Напомним, что Листьев стал первым гендиректором ОРТ, был ведущим передач «Взгляд», «Поле Чудес», «Тема», «Час Пик» и других. Журналиста застрелили 1 марта 1995 года в центре Москвы, убийство до сих пор не раскрыто.
На Ваганьковском кладбище нашли последнее пристанище легендарный советский футболист Лев Яшин, капитан «Спартака» и сборной СССР по футболу Игорь Нетто и заслуженный футбольный тренер Константин Бесков. Могила последнего состоит из целой скульптурной композиции: два мальчика смотрят на установленный на постаменте крест, вокруг которого вьются птицы.
Здесь же покоятся актер Андрей Миронов, драматург Григорий Горин, актер Олег Даль с женой Елизаветой, основоположник отечественной транспланталогии Владимир Петрович Демихов, академик Климент Аркадьевич Тимирязев, в честь которого названа одна из станций метрополитена, художники Василий Иванович Суриков и Александр Кондратьевич Саврасов, революционер Николай Эрнестович Бауман, режиссер Григорий Чухрай.
На Ваганьковском кладбище расположено множество братских захоронений: воинов, погибших под Бородино в 1812 г.; жертв давки после коронации Николая II на Ходынке; жертв сталинских репрессий 1930-х гг.; защитников Москвы периода 1941-1942 гг.; жертв путча 1991 г.; детей-актеров мюзикла «Норд-Ост», погибших во время теракта на Дубровке в 2002 г; жертв декабрьского восстания 1905 года.
Посетить этот некрополь стоит как музей, причем интерес представляют не только могилы известных людей, но надгробия «простых смертных», чьи родные постарались сделать место погребения необычным и интересным. Где-то находятся целые семейные склепы, огороженные решетчатой «клеткой», где-то целые скульптурные зарисовки, зафиксировавшие момент из жизни, есть богатые резные кресты и маленькие, украшенные лишь ландышами и незабудками, надгробия.
Официальным годом основания Ваганьковского кладбища принято считать 1771-й, в этом году здесь похоронили тысячу москвичей, ставших жертвами чумы. До XIX века в некрополе хоронили в основном небогатых людей, крестьянского и мещанского сословий, мелких чиновников и отставных военных. Между тем, есть данные о более древних захоронениях. По преданию, в начале XVII века на погосте села Новые Ваганьки похоронили царевича Дмитрия, брата царя Василия Шуйского.
Происхождение названия некрополя до сих пор точно не установлено. Согласно одной из версий, ваганами называли псарей, живших на Государственном Псаревом дворе на территории нынешней Библиотеки им. В.И. Ленина в XV веке, поселение назвалось Старое Ваганьково. Это соседство отразилось в названии Староваганьковского переулка. В XVII веке поселение перевели в район пресненских Трех гор и переименовали в Новое Ваганьково.
По второй версии, слово «ваганиться» означало «шутить, баловаться» - в XVII веке в районе кладбища жили шуты и скоморохи.