Искусство памяти в архитектуре и эпитафии

18.04.2014
Искусство памяти в архитектуре и эпитафии

Дорогой друг!

Меня зовут Алла. Я работаю в сфере ритуальных услуг уже 13 лет. За этот, согласитесь, немалый период времени я пришла к выводу, что большинство мастерских по изготовлению памятников предлагают неизменно стандартный набор избитых фраз и давно знакомых эпитафий. Поэтому я и решила собирать для себя интересные и новые стихи, которые всегда привлекали мое внимание, стала переписывать их в блокнот.

С годами количество блокнотов и всевозможных записок увеличилось. Что-то родственники усопших придумывали сами, т. к. найти что-либо действительно уникальное, идеально подходящее к конкретному случаю и человеку, очень сложно, как сложно в нескольких строках выразить всю свою любовь и признание. Что-то мною было переписано с памятников различных кладбищ России и Казахстана. Что-то было взято из «всемогущего» интернета, из специализированных изданий и журналов, что-то придумано лично мною или выкуплено в качестве коллекций в нескольких мастерских России. Со временем это всё оформилось в сборник «Коллекция эпитафий» для личной работы и с 2005 года готовилось для широкой аудитории. В настоящее время стихи разделились по разделам. Каждый раздел сформировался по возрастанию строчек и каждое возрастание - разделилось по алфавиту.

Создавая подобный сборник, нельзя было не прибегнуть к истории развития эпитафии и самого надгробного памятника. Не скажу, что это было обязанностью моей работы – это было просто интересно.

Слово сопровождает весь похоронный процесс: это и церковная служба, и прощальные речи, и стихи «на смерть», и некрологи, и надписи, высеченные на камне - эпитафии.

Зарождение эпитафий. Захоронения античного мира

Эпитафия (от греч. Epitaphios надгробный), (греч. epi- над и taphos- могила) –

стихотворение, написанное по поводу чьей-нибудь смерти, надгробная поэтическая надпись в честь покойного, которая обычно включает в себя краткие биографические сведения о погребённом.

Родоначальником жанра считается Симонид Кеосский (556 – 467 гг. до н. э.), воспевший победу греков в войне с персами. Сохранилось большое количество надписей, в которых он увековечил славу героев и память о погибших. Элегия в честь павших на марафонском поле была признана лучше всех, сложенных его соперниками. Симонид впервые обработал жанр эпиграммы — вид стихотворений, который у греков первоначально был простой надгробной надписью, обычно в форме элегического двустишия. Наблюдались и эпиграммы сатирического характера. Эпитафии, предназначавшиеся для публичных и частных захоронений, отличались теплотой чувства и некоторой эпичностью. Элегии же - изящными образами, глубиной мысли, характерным оттенком грусти. Высоко ценились его френы (плачи), которым был характерен спокойный величественный пафос в выражении горя. Во френах проходила мысль и о превратностях жизни, и о страданиях, что считалось уделом не только людей, но и богов. Симонид настолько выразительно сумел показать остроту постигшего человека горя, что выражение «симонидовы слезы» стало афоризмом. Наиболее известно его высказывание: «Поэзия — это поющая живопись, так же как живопись — молчащая поэзия». Любопытно, что некоторые источники упоминают факт написания им эпитафий, элегий и плачей на заказ, за денежное вознаграждение.

Археологи-элинисты подразделяют древнегречекие захоронения на четыре типа. Первый - это самые простые, примитивные и грубые гробницы, сложенные, как минимум, из четырёх, а чаще из шести - восьми необработанных больших продолговатых и плоских известняковых камней и плит. Они представляли подобие ящика. Вместе с тем, стены их были неровными, большей частью не сплошными, ибо камни не пригнаны друг к другу. Гробницы выглядели как своего рода загородки, возвышавшиеся над землёй на 0,5-0,6 м. Захоронения совершались в них на очень небольшой глубине (не ниже основания камней стен) и засыпались небольшим слоем грунта, щебня и мелких камней. Гробницы были окружены круглыми обкладками из «дикого» камня различного размера, причём самые крупные укладывались по краю кольца. Плоские камни ставились на ребро, но, как правило, камни сплошной кладки не образовывали. Внутреннее пространство между ними заполнялось, в той или иной степени, щебнем, мелкими камнями. Иногда обкладка состояла из одного, внешнего, ряда камней.

Ко второму типу относят каменные гробницы, сложенные из нескольких больших преимущественно плоских или даже тесаных плит или из большого числа мелких и средних камней. Их отличительная особенность, по сравнению с первым, - полная заглубленность стен в грунт и наличие перекрытий из плит либо известняковых глыб. Щели между ними заделывались щебнем и зеленовато - серой глиной. Дно, как правило представляло собой выход материковой скалы либо слой плотной известняковой крошки, но иногда он был выложен плоскими камнями. Гробницы также окружались кольцевыми выкладками, были глубже (до 1 м) и рассчитывались как на большее число захоронений, так и на их лучшую сохранность.

Тип третий - протосклепы. Эти гробницы, в сущности, прямое развитие второго типа, прежде всего за счёт увеличения размеров. Рассчитанные на большое число захоронений, они стали и глубже, и шире. Стены сложены из множества средних и мелких необработанных известняковых камней и целиком заглублены в землю. Щели часто замазаны зеленовато-серой глиной. Перекрытия состояли из трёх - четырёх очень крупных плит и сверху почти всегда присыпались мелкими камнями. В отличие от прочих восточная стена могил этого типа всегда состояла из одного большого камня или плиты. Во многих случаях невертикальное положение этой плиты наводило на мысль о её периодическом смещении, причём всегда верхний её край был наклонен наружу. Это свидетельствует о том, что перед нами уже не каменный ящик, а скорее примитивный склеп.

И, наконец, четвёртый тип – склепы. Гробницы, которые относятся к данному типу, имеют несколько отличительных особенностей. Наиболее яркая - наличие специально оформленных входов - дромосов. Они вели к камере гробницы с востока либо юго-востока. Поскольку сами камеры были целиком заглублены в землю, дно дромоса было наклонным. Дромос, вероятно, засыпался, но, по всей вероятности, не полностью.

Сами камеры также строились из средних и мелких камней. Перекрытие же состояло из двух - трёх очень массивных плит и навала щебня. Вход из камеры в дромос закрывался двумя довольно большими плитами, одна из которых по мере надобности отодвигалась, вернее опрокидывалась наружу. В результате образовывалось подобие порога между дном камеры и полом дромоса.

Вторая особенность – невысокие и относительно набольшие насыпи над гробницами, в основном из грунта и щебня. Все склепы расположены практически под центром этих насыпей и являются центральными погребениями.

Однако археологи находят не только выкладку вкруг из камней, кучи камней, земляные курганы, шахтовые могилы или мавзолеи, но и мраморные надгробия с изображением умершего и надписью в его честь. Иногда над могилой ставилось очень примитивно высеченное из известняка изображение человеческой фигуры в виде четырехугольной плиты, увенчанной диском-головой.

Средние века. Возрождение

Средневековье продолжило традицию античных эпитафий, сохранив те же формы и стиль, однако с развитием христианства подготовление к уходу в мир иной становится культом. Жанр развивался и в эпоху Возрождения. Ярким примером эпитафий того времени становятся эпитафии великого Микеланджело Буонарроти, талант которого проявился и в этой области искусства.


Мне красоту пожаловал Господь,

Родитель же мне передал лишь тело;
Но если Богом данное истлело,
Что ж смертная от смерти примет плоть?

****

Вот этот прах, остатки бытия,
Где лика нет, где очи уж истлели, -
Урок тому, кого пленять умели,
В какой тюрьме жила душа моя.

Эпоха Возрождения стала расцветом творческого духа. Многие гении творили сразу в нескольких областях искусства.

Как пример можно рассмотреть несколько надгробных комплексов, выполненных Микеланджело Буонарроти.

Усыпальница семейства Медичи (1520 -1534 гг.), известная как Капелла Медичи. Она выражает драму противопоставления вечного и тленного, что присуще человеку. Здесь можно наблюдать не только высокое мастерство исполнения, гармонию скульптуры и архитектуры, безупречность композиций, огромное место выделено - символике. Джулиано мастер изобразил с непокрытой головой, мужественным, энергичным, но безучастным - как олицетворение действенного начала. Непринужденным изящным жестом он опирается на жезл командующего, символизируя мир, добытый войной. Лоренцо в шлеме, напоминающем маску, затеняющем лицо, сидит погруженный в глубокое раздумье. Рукой он подпирает голову, а локтем опирается на шкатулку, украшенную звериной мордой, символизирует мудрость и деловые качества. Капеллу Медичи дополняют статуи, лежащие на покатых крышках саркофагов в мучительно-неудобных позах. Как бы готовы соскользнуть с них фигуры «Утро», «Вечер», «День», «Ночь» - символы быстротекущего времени, говорящие о тягостном бремени жизни. Но основное, что по мнению автора спасает человека от неумолимого бега времени, – это вера: взгляды обоих герцогов устремлены на Мадонну. Печально-задумчивая Мадонна с Младенцем – образ мощной силы, как бы впавшей в оцепенение.

Классицизм. Первая половина XlX века

В начале XVlll в. эпитафии составлялись по определённому канону, с указанием времени кончины и числа лет, месяцев и дней, прожитых покойным. С середины XVlll в. появляются стихотворные эпитафии, ставшие своеобразным поэтическим жанром, замечательные образцы которого в Российской империи создали Г. Р. Державин, В. А. Жуковский, И. А. Крылов, М. Ю. Лермонтов.

Сия гробница той ковчегом мрачным стала,
Которыя венец, как солнца луч, горел,
‎Души — Россия не вмещала,
‎А славе — вечность лишь предел.

(1796 г. Г.Р.Державин. Эпитафия Екатерине II )

Здесь пепел юноши в сырой земле сокрыли.

Прохожий, удались! во гробе сон священный;

Судьба почивших в нем покрыта грозной тьмой.

Надежда робкая живит их пепел тленный...

Кто знает, что нас ждет за гробовой доской!

(В. А. Жуковский)

Как утром на цветах весенняя роса.

Едва она на сей земле блеснула,

С улыбкою на здешний мир взглянула,

И вознеслась на небеса.

( И. А. Крылов)

Он верил темным предсказаньям,
И талисманам, и любви,
И неестественным желаньям
Он отдал в жертву дни свои.

И в нем душа запас хранила

Блаженства, муки и страстей.

Он умер. Здесь его могила.

Он не был создан для людей.

(М.Ю. Лермонтов. 1830г.)

Памятники 19 века можно наблюдать как в виде каменных надгробных плит, так и в виде каменных массивных стел – многогранных, простых и с резьбой, бюстами, достигающими портретного сходства с умершим. Вот лишь краткое описание некоторых видов надгробных памятников и элементов мемориальной скульптуры, распространённых в девятнадцатом веке.

Алтарь, или жертвенник мемориальной архитектуре тип надгробного памятника в стиле классицизма. Вертикальный объем, в сечении близкий к квадрату, с прямыми или суживающимися кверху боковыми гранями, завершенный карнизной плитой с фронтонами и акротериями. Основной объем, как правило, монолитный.

Грот - тип надгробного памятника, характерный для эпохи романтизма (1820-1830-е гг.), в виде стилизованной пещеры из глыб необработанного камня; иногда внутри грота помещалась икона.

Жертвенник - часто служил постаментом для скульптурного завершения в виде вазы - светильника или урны, иногда увенчаных крестом. Сравнительно редко встречаются жертвенники треугольные в сечении или многогранные.

Капличка - тип надгробного памятника, появившийся в середине XIX в. в виде вертикального, прямоугольного в сечении объема с килевидными завершениями боковых граней, напоминающий миниатюрную часовенку ("капличку") в готическом стиле.

Киот - по-гречески, "ящик" - футляр для хранения иконы. В мемориальной пластике обычно представляет собой пристенную доску с углублением для иконы (обычно застекленным), в орнаментированной или скульптурной раме. Материал - дерево, медь, бронза, позолота. Икона, вкладываемая в киот над местом погребения, обычно изображает святого, одноименного похороненному, либо Спасителя или Богоматерь.

Колонна - в мемориальной архитектуре тип надгробного памятника, появившийся в эпоху классицизма (с 1800-х гг.). Памятники в виде колонны полного ордера (с базой, фустом, капителью и карнизом) встречаются сравнительно редко. Более распространен тип памятника в виде небольшой колонки на постаменте, увенчанной, как правило, урной или вазой-светильником. Часто встречаются "сломанные" или "обрубленные" колонны - как символ рано прервавшейся жизни. Материал - мрамор, гранит, реже чугун.

Мемориальная плита - в мемориальной архитектуре вид пристенного надгробного памятника. При погребении под полом церкви-усыпальницы место склепа обычно не обозначалось, а на стене укрепляли доску с текстом, сообщавшим о факте захоронения. В поле доски, изготовленной из чугуна или бронзы (реже камня) размещался текст эпитафии, обычно в орнаментальной раме, часто с изображением дворянского герба и различных символических знаков. Встречаются мемориальные доски с барельефным портретом погребенного.

Памятник в "русском стиле" - форма надгробия, появившаяся во 2-й половине XIX в. Обычные элементы такого памятника: килевидное завершение, орнаменты в скульптуре или мозаике, стилизующие мотивы древнерусских лицевых рукописей или декор архитектурных памятников XII-XVII вв.

Пилон, или постамент - в мемориальной архитектуре тип надгробия в виде вертикального объема, прямоугольного в сечении, не имеющий карнизного завершения (в отличие от жертвенников). Обычно выступает не как самостоятельная форма, а служит постаментом для скульптуры или креста.

Пирамида - в мемориальной архитектуре тип надгробия, появившийся в эпоху классицизма, как символ Вечности. Пирамиды существовали как самостоятельные архитектурные объемы, сложенные из каменных плит и монолитные, или изображались силуэтом в порталах монументальных надгробий.

Плакальщица - в мемориальной скульптуре эпохи классицизма (1800-1820-е гг.) изображалась, как символ тоскующей души, в виде женской фигуры в длинном облачении, с покрытой головой, склоненной к урне и держащей в руке венок или опущенный факел.

Портал - в мемориальной архитектуре тип пристенного надгробного памятника в виде ниши, фланкированной пилястрами или колоннами, поддерживающими карниз.

Портик - тип памятника в виде миниатюрного перистила или колоннады, с архитравом и перекрытием. Характерен для позднего классицизма.

Портрет - элемент надгробного памятника, принятый в мемориальной пластике с XVIII века. В самом начале века в церквях-усыпальницах помещались стяги-парусы со стилизованными портретами погребенных, выполненными в манере, близкой к иконописной. Постепенно портреты на надгробиях приобретали конкретность и узнаваемость. Для эпохи классицизма характерны медальоны с барельефными портретами (прямоличными или профильными). С конца XVIII в. появляются портретные бюсты, обычно помещаемые в скульптурные аллегорические композиции. В середине и второй половине XIX в. скульптурные портреты (фигуры, бюсты, барельефы) становятся общепринятым элементом надгробного памятника состоятельного человека. Живописные портреты встречаются крайне редко. В ХХ веке повсеместно распространилось помещение на надгробии фотопортрета на эмали.

Саркофаг - по-гречески, "пожиратель праха" - надгробный памятник в виде стилизованного гроба: с прямыми, либо закругленными или скошенными гранями - помещенный на ножки-шары или лапы на плинте и цоколе. Материал - гранит, мрамор, известняк. Эпитафия обычно вырубается на верхней стороне саркофага либо на плите, врезанной в крышку. В конце XVIII в. на богатых надгробиях ставились "оковки" - доски из позолоченной меди с эпитафиями и гербами. Форма саркофага была широко распространена в конце XVIII - 1-й половине XIX в.

Семейное место - группа могил и надгробных памятников, принадлежащих одной фамилии и находящихся в непосредственной близости друг к другу. Семейные места обычно отмечались общим газоном в ограде, небольшой часовней или сенью-укрытием над группой памятников.

Стенка - тип надгробия появившийся во второй половине XIX в. и представляющий собой горизонтально протяженный вертикальный объем незначительной толщины, на котором размещается текст эпитафии и портрет погребенного. Как чистая форма встречается редко и обычно является элементом сложного архитектурного надгробия.

Эдикула - от латинского слова, означающего "небольшое помещение" - форма надгробного памятника, встречающаяся в эпоху классицизма и представляющая собой стилизацию античного надгробия в виде ящика с профилированными стенками и архитектурно оформленными (обычно в виде колонн) углами.

Рассказывая о мемориальной архитектуре девятнадцатого века нельзя не упомянуть и о погребальной символике.

"Голгофа" - тип надгробного памятника в виде глыбы, увенчанной крестом. Напоминает о Голгофе, на которой был распят Иисус Христос. Изображение "голгофы" на надгробных плитах: крест на подставке в виде холма или ступенек, под которым помещен череп с костями ("голова Адама"); иногда крест рисуют с орудиями пыток Спасителя (копье и трость с губкой).

Крест - основной символ христианства, напоминание о божественном искуплении первородного греха. В русской православной традиции надгробия в форме креста или его изображения на памятнике распространены повсеместно. Наиболее часто на кладбищах встречались простые деревянные кресты, богатые могилы отмечались каменными или металлическими крестами. Русской национальной формой надгробия считается "голубец": восьмиконечный крест с двускатным покрытием, или так же завершенный резной столбик, на котором укреплен медный крестик. В старообрядчестве - это каноническая форма надгробия, вследствие чего не поощрялась государственной церковью в XVIII-XIX вв. Формы крестов очень разнообразны, никакой регламентации "правильной" формы не существует. Крест - единственная форма надгробия, без существенных изменений сохранившаяся на протяжении веков до настоящего времени.

Череп со скрещенными костями - распространенная в мемориальной пластике эмблема смерти, напоминающая о краткости жизни и неизбежности ее конца. В религиозной символике часто изображалась, как "голова Адама" под крестом (существует легенда, что крест, на котором был распят Иисус Христос, стоял над могилой Адама, похороненного под Голгофой).

Черепа с летящими над ними бабочками – символ бессмертной души, покидающей мёртвое тело.

Всевидящее око (треугольник в сиянии) - символ Бога отца, от которого исходит Дух Святой (изображаемый лучами, а иногда в виде голубя).

Звезда - один из основных символических знаков, по-разному осмысливаемый в различных культурно-исторических контекстах. В православной кладбищенской эмблематике звезда - напоминание о Рождестве Христовом ("Вифлеемская звезда"), о Спасителе. Ещё в православии означает СЛАВУ Господа Иисуса Христа, названного апостолом Павлом «звездой утренней». Число лучей (пять, шесть, восемь) в данном истолковании не играет роли. На памятниках музыкантам 6-конечная "звезда Давида" может быть истолкована, как напоминание о боговдохновенном псалмопевце. Как курьез можно отметить, что на многих обывательских памятниках советского периода изображалась 5-конечная звезда, что, разумеется, не имело отношения к церковному толкованию этого символа, но заменяло традиционный крест.

Изображение часовни (в рисунках и скульптуре) наблюдается с середины 19 века.

Икона - над местом погребения обычно изображает святого, одноименного похороненому, либо Спасителя и Богоматерь. Наблюдается с 1820-1830-х гг.

Сосуды – их разнообразие (лекифы, килики, амфоры), в рельефах, в ковке, в оградах, в руках плакальщиц – след античных обрядов, когда душе покойного приносились жертвы драгоценными маслами и вином.

Урна - элемент архитектурного надгробия эпохи классицизма, представляющий собой сосуд, покрытый тканью и перевитый венком. Напоминает о принятом в Древнем Риме обычае трупосожжения и помещения праха в подобный сосуд. Издавна истолковывается, как символ смерти. Часто урнами называют близкие по форме вазы-светильники, отличие которых заключается в том, что над крышками ваз помещено стилизованное изображение пламени - символ бессмертной добродетельной души, подымающейся к небесам.

Плакальщица, склонившаяся к урне – это Психея, душа, скорбящая о радостях земной жизни.

Ветви мирта, которые плакальщица возлагает к урне – символ вечной любви

Женщина в длинном облачении, держащая в руке крест – аллегория христианской Веры.

Женщина в длинном облачении, сидящая с раскрытой книгой – символизирует Священное Писание.

Женщина в длинном облачении, ласкающая детей – символизирует Христианскую Любовь.

Девушка, младенец с крыльями – символ того, что Ангелы встречают душу, восходящую в Царство небесное.

Ангелы - посланники небес и хранители души, от рождения до смерти сопровождающие человека (изображаются крылатыми юношами в длинных одеяниях).

Ангелы, водружающие крест – символ спасения души.

Добрый Пастырь – символ Иисуса Христа.

Юноша с крыльями и опущенным факелом в руке – воплощение смерти (по легендам - Танатос, брат гения сна Гипноса).

Юноша, встающий из гроба навстречу солнцу - напоминание о воскресении из мёртвых.

Якорь - христианский символ Надежды.

Якорь сломаный – символизирует тщетность надежд на земное благополучие.

Крест с якорем – символизирует неразрывность Веры и Надежды на небесную справедливость.

Корабль – для христиан символизирует ЦЕРКОВЬ, в которой верующие видят защиту от опасностей, подстерегающих человека в «море житейском».

Солнце и Луна – символы Нового и Ветхого завета, истин Божественного учения.

Солнце – свет Истины.

Лира – символ бога Аполлона, покровителя искусств.

Свиток с циркулем – символ наук, напоминание о разносторонних интересах.

Зеркало – символизировало истину и благоразумие.

Песочные часы (могут быть с крыльями и отсекаться косой смерти) – означает срок человеческой жизни, определённый каждому, как мера песка в сосуде.

Херувимы – изображаются в виде головок, осенённых крыльями.

Кадуцей – символ красноречия, атрибут посланника богов Меркурия.

Палица Геркулеса – напоминание о мужестве.

Венки - символы жизни, славы, добродетели и т.п.

Венки своей круглой формой символизируют вечность, но имеет значение их состав:

Дуб – мужество и верность.

Оливы – мир.

Вьющиеся ветви вечнозелёного плюща и хвоя кипариса – бессмертие.

С головками мака – сон.

Лавровый венок – символ Славы.

Роза – для Христиан это цветок Богоматери, символизирующий Её небесное покровительство и любовь.

Цветы (радующие глаз своей свежестью и яркостью) – символизируют краткость радостей жизни, кончающихся также быстро, как опадают лепестки розы. Как напоминание об этом на памятниках изображались гирлянды и венки из цветов, вазы, наполненные цветами и плодами.

Сломанный цветок – потеря ребёнка.

Пальмовые и миртовые ветви - напоминание о въезде Господнем в Иерусалим.

Пальмовая ветвь – символ славы, атрибут архангела Гавриила, несущего Марии благую весть о рождении Иисуса.

Виноградные лозы - символ Христа, символ причастия.

Деревце со сломанной верхушкой – напоминание об утрате главы семьи.

Сломанная веточка – потеря ребёнка.

Засохшее дерево – символ смерти.

Дерево, сломанное бурей – напоминание о ранней кончине в расцвете сил.

Феникс (сказочная птица, сжигающая себя, чтобы родиться вновь) – знак памяти, над которой не властны время и разрушение.

Голубь – символ Святого Духа.

Змея, свернувшаяся кольцом - символ вечности.

Змея – символ мудрости.

Слон – символ славы.

Журавль – символ бдительности.

Петушок – неусыпное рвение.

Лев – хранитель вечного покоя.

Львиная шкура – символ храбрости (напоминая об одном из подвигов Геркулеса).

Дельфин, обвивающий якорь – власть над морями.

Бабочки - символ бессмертной души.

Голубь с мёртвым голубем и птенцы в гнезде – изображались, если умерший внезапно покинул свою семью: жену (мужа) и детей (количество птенцов в гнезде).

Пылающие сердца - символ неугасаемой любви вдовы (овдовевшего супруга) и детей (из этого складывается количество изображаемых сердец).

От конца XlX до XX века

В конце девятнадцатого- начале двадцатого века искусство эпитафий продолжает развиваться – но уже больше как жанр поэзии, чем надгробная надпись. Сохраняя традиционные формы, к нему обращаются многие классики, создавая грустно-лирические стихотворения.

Не смял звезды сирени белоснежной,

Хоть и желал Владыку побороть...

Во всех грехах он был - ребенок нежный,

И потому - прости ему, Господь!

(М. И. Цветаева)

Однако в ХХ веке эпитафия постепенно вырождается и используется редко. Жанр почти исчез из современной поэзии.

Однозначного ответа на подобное явление нет, но можно предположить на территории бывшего СССР о влиянии военного времени и огромного числа без вести пропавших на театре военных действий первой мировой, гражданской и Великой Отечественной войны. Впоследствии - огромное количество разбросанных по стране братских могил. Кроме того очень повлиял и тот факт, что в СССР не признавали религию и всячески ее искореняли. В 1929 году вышел Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Храмы были превращены в музеи или склады, а веру заменила преданность партии. Конечно, на территории Советского Союза действовало около 20 тысяч православных церквей, костелов, синагог, лютеранских кирх, старообрядческих храмов, мечетей, буддийских дацанов, молитвенных домов евангельских христиан-баптистов, адвентистов 7-го дня и т. д., но особой популярности они не имели.

В 90-е годы, после распада СССР, люди не жили, а пытались выжить. Это повлияло на формы надгробных памятников, имеющих порядка пяти скудных шаблонов, не отличающихся ни дизайном, ни оформлением, ни разнообразием материалов. И эпитафии при таком ограничении просто не было места.

XXI век, наши дни

С начала XXI века можно наблюдать политическую и экономическую стабильность в странах СНГ, улучшение многих факторов жизни народа после перестроечных времен и распада СССР. Убранство и оформление могил постепенно меняется. Появляется эпитафия, имевшая широкое распространение: «Помним, любим, скорбим». Значение этих строк очень емкое. Не зная, как выразить еще или в более полной мере свою любовь, признание, память об ушедшем им дорогом человеке, заказчики на надгробные памятники выбирают именно эту эпитафию.

С каждым годом можно наблюдать увеличение разнообразия форм. Выбор в материалах надгробного памятника становится все шире, эпитафия все чаще находит свое место на памятниках, надгробиях, а порой занимает всю заднюю сторону стелы, достигавшую иногда 1,5 метров.

Появляются эпитафии от имени умершего, стихи, написанные когда-то покойным при жизни на его будущий памятник, философские красивые на слух произведения, с кратким биографическим повествованием.

С каждым годом появляется все больше авторов, пишущих эпитафии под заказ, для конкретных людей. Становится все больше клиентов на заказ надгробного памятника, которые приносят стихи-эпитафии собственного сочинения. И удивителен тот факт, что большинство из них стихи никогда в своей жизни не писали, а просыпался их дар на фоне глубоких переживаний по случаю смерти дорогих им людей. В последнее время участились случаи эпатажности, очень необычных форм, как самого надгробного памятника, так и эпитафии.

Особо хочется отметить, что большинство сотрудников похоронных бюро и сегодня не особо приветствуют неординарность проектов и идей надгробного памятника, которые предлагают родные умершего. В большей степени из эстетических соображений, хотя часть сотрудников попросту боится новизны. А ведь в этих вопросах нужно просто соблюдать баланс и держаться золотой середины.

Дулепова Алла, 2014 г., Казахстан.


Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика