Когда летом минувшего года было принято решение о начале реставрационных работ на Новодевичьем кладбище, первыми «на очереди» оказались 57 надгробий — объектов культурного наследия (среди них 52 — федерального значения). Состояние монументов эксперты оценили тогда как критическое. Работы по спасению надгробий длились с августа по октябрь; еще около года экспертам потребовалось для того, чтобы убедиться, насколько успешно прошла реставрация. По словам специалистов, теперь памятники будут в безопасности как минимум ближайшие 30 лет.
- На самом деле, монументы зачастую очень уязвимы, - говорит Алексей Кочанович, начальник отдела специальных объектов ГКУ «Мосреставрация». - Взять хотя бы памятник знаменитой балерине Галине Улановой: он был установлен совсем недавно — в 2001 году. Его создал скульптор Федор Фивейский (любопытно, что он в свое время сам выступал в кардебалете Большого театра) из необычного материала — шеньхуаньского мрамора из Китая. Его отличие — уникальная белизна с серыми прожилками-вкраплениями, но есть и минус — этот мрамор очень мягкий. Сам барельеф Улановой на памятнике отшлифован, мраморная поверхность вокруг него неровная, выполнена в так называемой технике шума и скалы. В ее углублениях сразу же начала скапливаться влага, пыль и песок. Зимой вода, проникающая в углубления мрамора, особенно опасна — она замерзает, расширяется, и постепенно разрушает монумент изнутри. Чтобы предотвратить этот процесс, мы расчистили монумент, и обработали его специальными составами, в том числе гидрофобными — отталкивающими воду.
Наносят такие растворы специалисты кисточками, плотно прижимая, буквально вдавливая их в мрамор или гранит. Работа эта долгая и кропотливая — огромные монументы реставраторы должны обрабатывать целиком. Со временем камень насыщается раствором, и перестает его впитывать. Лишь тогда труд специалиста считается оконченным. Кстати, некоторые монументы Новодевичьего кладбища гидрофобное покрытие и правда спасло от гибели — к примеру, памятник Владимиру Гиляровскому, легендарному писателю и журналисту.
- Внутри огромного камня, лежащего на могиле Гиляровского, изначально была небольшая трещина, - рассказывает Леонид Кондрашев, главный археолог столицы, - и в ней год за годом скапливалась вода. Каждую зиму она замерзала, расширялась, и постепенно раскалывала монумент на части, а в последнее время и вовсе начала угрожающе углубляться внутрь камня. С помощью специальных составов нам удалось ее законсервировать — и теперь памятник в безопасности. Большой проблемой могилы Гиляровского была и ее кованная ограда, сильно испорченная коррозией. Мы восстановили ее и покрасили не в «традиционный» черный, а в графитовый цвет, который не отвлекает от восприятия монумента.
Однако, не только водная, но и растительная стихия угрожает Новодевичьему кладбищу. Взять хотя бы могилу дрессировщика и циркового артиста Владимира Дурова: ее надгробие изготовлено из огромного куска гранита, добытого при помощи взрыва. Из-за этого в ней очень много всевозможных микротрещин, где скапливается вода и грязь. Но самое любопытное связано с кустарником, растущим вокруг надгробия: он отбрасывает на него тень, поэтому на поверхности монумента все время прохладно. Прохлада и влага оказались прекрасными условиями для роста мхов и лишайников, своими корнями, разрушающими даже гранит. Специалисты во время реставрации полностью расчистили надгробие Дурова — однако, убрать кусты не позволили родственники великого циркача. Так что окончательно победить «джунгли» пока не удалось.
Да что там трава — некоторым захоронениям угрожает... сила земного приятжения!
- На могиле Екатерины Немирович-Данченко — актрисы и супруги знаменитого театрального деятеля, Владимира Немирович-Данченко, - стоит надгробие с прекрасной мраморной скульптурой, - говорит Алексей Кочанович, - сейчас оно в хорошем состоянии. Но когда мы только начинали работы, памятник был в огромной опасности: дело в том, что его авторы прикрепили тяжелую скульптуру к мраморному основанию с помощью всего двух металлических стержней - «перронов». С годами под собственным весом скульптура начала отходить от монумента, вырывая из него кусок. К счастью, мы вовремя обратили внимание на это: заменили металлические стержни на титановые, и вместо двух дали скульптуре три точки опоры. Теперь надгробие в безопасности.
Не обошли стороной реставрационные работы и семейную могилу Чеховых, где захоронен сам Антон Павлович, а также его супруга и отец. Она выполнена в стиле модерн по эскизам архитектора и живописца Федора Шехтеля. Когда специалисты только начали работать над ней, состояние могилы явно оставляло желать лучшего — так, коррозия уничтожила почти 80% уникальной кованой ограды. Однако, в итоге спасти ее реставраторам все же удалось — за одним небольшим исключением. После смерти Чехова на его могилу привезли землю из Таганрога — города, с которым писатель был тесно связан при жизни. Но сегодня ее там уже не найти — всю почву до последнего комка растащили на сувениры поклонники Чехова. Новую же землю реставраторы привозить не стали. Однако, пожалуй, самая любопытная история связана с работами вокруг надгробия второй жены Сталина, Надежды Аллилуевой (его по личному заказу Сталина выполнил из редкого тогда каррарского мрамора скульптор Иван Шадр).
- Надгробие до недавнего времени было накрыто стеклянным саркофагом, - говорит представитель реставрационной мастерской «Наследие» Дмитрий Стадник, - раньше считалось, что так мрамор лучше сохраняется. Это верно — но лишь первые 3-5 лет: затем в саркофаге начинают активно плодиться всяческие микроорганизмы и паразитические грибки, буквально пожирающие камень. Мы сняли саркофаг, отчистили монумент, и обработали его специальными консервирующими составами. Стеклянный короб крепился к основанию памятника с помощью железного обода, в роли защелки которого выступала маленькая кованая роза. И когда мы сняли обод, рядом с розой обнаружились старенькие сережки. Как они там оказались, кто их подложил туда — для нас загадка. Сережки мы вернули потом родственникам Аллилуевой. Больше подобных «сюрпризов» во время реставрации у нас не было.