Ад. Для кого явление гипотетическое, а для кого и вполне реальное. Разные культуры — разные трактовки и разное описание ада. И нет единого мнения, где же нас все таки ждут. Вот как разные культуры себе его рисуют.
Нифльхейм — холодный удел норвежца
Ну не всем же в горячую смолу! Вот в Норвегии больше всего боятся после смерти замерзнуть. У них ад холодный. Нифльхейм (Нибльхейм) означает «Земля туманов». Это унылое, темное место где царит вечная мерзлота и где фонтан извергает ядовитые реки льда. Управляет всем этим отвратительная богиня Хель — наполовину человек, наполовину — зеленый, гниющий труп. Запах ее почти так же отвратителен, как и внешность. Эта красотка появилась на свет в результате сотрудничества бога Локи и людоедки. Из дворца богини открывается замечательный вид на ледяную пустыню, где проклятые кричат в вечных муках. Посланника, переправляющего мертвых в загробный мир зовут Хермодр. Грешные души с берега Мертвецов доставляются непосредственно к Хель для последующего наказания. А замучает клятвопреступников, прелюбодеев и убийц дракон Нидхёгг, который обитает недалеко от самого низкого круга преисподней. Это чудовище лежит на дне колодца Хвергельмир и грызет один из корней Иггдрасиля — мирового дерева. Но это в перерыве между пытками и мучениями нечестивых грешников.
Тиунела — скучный финский вариант
В дохристианской Финляндии считали, что умерший пребывает на берег реки Тиуни . Далее переправляется на другой ее берег, где поселяется на вечное проживание. Как видите, как таковой смерти не предусматривалось. Покойного ожидал более унылый и убогий вариант земной жизни. Иногда в эту обитель допускались посетители. Правда им приходилось предпринять весьма опасное путешествие, иногда даже стоившее жизни. Взять хотя бы саму реку Тиуни, которая кишила ядовитыми змеями.
Дом лжи (Друджо Дмана) в зороастризме — мост и тухлая еда
Согласно зороастрийской религии, первое что встречает душу после смерти это мост Чинават, отделяющий мир живых от мира мертвых и ведущий в рай (Гародману). Для грешной души мост тоньше волоса и острее лезвия. Его охраняют две злющие четырехглазые собаки. Для праведника же он широк и вполне преодолим. Души оцениваются сообразно содеянному при жизни. Если зло перевесит добро — бедолагу отправляют в яму к демонам. По другой трактовке сам демон (дэв) Визареша выходит и забирает своего клиента в ад. Если добра было больше хоть на малую долю — душа попадает в «Дом песен» (Гародмана).
Ад описывается как место грязное и мерзкое, где обитателей кормят испорченными продуктами и всячески мучают за грехи их тяжкие. Мучители исчисляются сотнями, свой для каждого греха. Так что и наказания, судя по всему, весьма разнообразны.
Аменти — звериный ад в Древнем Египте
В этом месте царствует Осирис — бог мертвых. Если взглянуть на древние египетские фрески и папирусы, то можно увидеть зал суда. Умершего встречают богиня справедливости Маат, бог неба Гор (Хор) и проводник в загробный мир Анубис. Сердце вновь прибывшего тщательно взвешивается и выносится вердикт. На одной чаше весов — перо страуса, на другой — сердце. Если оно было легче — праведник. Наоборот — грешник. Его пожирает чудовищный Аммат — гибрид состоящий из тела бегемота, пасти крокодила, гривы и лап льва. Но если ваши родные и близкие снабдили вас специальными священными амулетами, вы сможете избежать мучительной участи.
Геенна — горячее еврейское воздаяние по заслугам
Вообще Геенна — долина к юго-западу от Иерусалима, где последователи бога Молоха приносили в жертву детей в больших количествах. Они их сжигали на огромных кострах. Со временем эта долина стала прототипом еврейского ада. «Геенна огненная» — там грешники отбывают наказание за свои деяния. Температура там в 60 раз выше чем в самом горячем месте Земли. Пламя горит непрерывно на земле и падает с неба раскаленным дождем. Серные газы, раскаленный металл… Ну, в общем все как и в аду христианском.
Тартар — сложная система греко-римских наказаний
Нет-нет, это не соус к рыбе а вполне конкретное и весьма неприятное место. В греческой и римской мифологии оно описывается как глубокое темное подземелье, полное пыток и страданий. Оно находится под темным царством Аида и предназначено только для грешников. В римской мифологии Тартар окружен тремя горящими стенами а охраняет его страшное чудовище Гидра. Вновь прибывших судит Радамант и решает их дальнейшую участь.
В римской мифологии чудовищ — охранников целых девять. В нижней части находятся титаны, побежденные богами и отправленные куда подальше. Изначально Тартар предназначался только для тех кто угрожал богам. Но со временем стал функционировать и для всех остальных грешников. Наказания весьма разнообразны и подобраны с фантазией. Взять, к примеру, Тантала. Он убил своего сына Пелопа, приготовил его и преподнес богам в качестве пищи. И вот теперь стоит детоубийца по горло в луже воды и не может испить из нее. А вокруг дивные фрукты, но он не может их съесть. Да и умереть от голода и жажды он тоже не может. В народе все это известно как «танталовы муки».
Ад Данте — чем пугали христиан
Пожалуй одно из самых ярких описаний ада принадлежит поэту Данте Алигьери. В своей «Божественной комедии» он довольно подробно и впечатляюще описал наше недалекое будущее. Помогал Данте ознакомится с вышеназванным местом его коллега Вергилий. Ад представляется как огромная воронка, своим концом упирающаяся в центр Земли. В его преддверии обитают души нерешительных и ничтожных людей. Дальше находится лимб. Тут расположились души благочестивых язычников. Далее те кто при жизни придавался плотским необузданным страстям. Еще глубже чревоугодники страдают от дождя и града. Скупцы и расточители катят камни, а подверженные гневу — тонут в болоте. Ниже еретики корчатся в языках пламени. Убийцы и тираны захлебываются в потоках кипящей крови. Самоубийцы стали растениями. Как видно, творческий подход в планировании наказаний вполне очевиден. В последнем, девятом кругу находятся самые мерзкие преступники всех времен. Иуду Искариота, Кассия и Брута грызет сам Люцифер.
Нарака — двойственное решение
Это ад в понимании буддистов, индуистов, сикхов и джайнов. Хотя у каждой из религий описания это места слегка отличаются друг от друга. Но, в отличии от всех остальных адов, где грешники мучаются вечность, тут они лишь на время. Все зависит от кармы. Как только грешник расплатится за свои деяния — добро пожаловать в новое воплощение! Число уровней Нарака варьируется от четырех до тысячи. Существует также восемь холодных и восемь горячих адов. В первых грешники стучат зубами, покрываются волдырями и разваливаются на куски от дикого мороза. Во вторых занимаются примерно тем же самым, только в связи с ужасной жарой. Кому интересно что конкретно происходит в каждом из таких адов, читайте вот тут. Но не стоит обольщаться тем что вас рано или поздно оттуда выпустят и вновь впустят в человеческое тело. Считается что, в зависимости от загрязненности кармы, в Нараке можно задержаться лет, скажем, на миллиард. Но для этого при жизни надо очень сильно постараться.
Диюй — каждому по заслугам невзирая на числа
А тут у нас мучаются китайцы. Это место чем-то похоже на Нараку, но есть и отличия. Тут тоже много уровней, а точнее от 4 до 18. На каждом из них свой судья и свое наказание. Как вы уже догадались, все зависит от содеянного каждым конкретным человеком при жизни. Китайская легенда гласит что Яма Локи из Нараки был призван следить за Диюй. Он разделил 96 816 адов на 10 уровней, которые следовало пройти нашкодившим при жизни, прежде чем они смогут начать с чистого листа. Во времена династии Тан была внесена существенная корректива. Адов осталось всего 134, а вот уровней изощренных мучений стало аж 18. Надо отметить что создателю всей этой разнообразной истории фантазии явно не занимать. Тут и кипящее масло, и гора льда, и комната с ножницами, зеркалами, пилами, лужа с кровью, город самоубийств, и огонь, и всяческие расчленения. Но самое страшное место это Авичи. Тут можно вообще остаться навсегда, без надежды на новое человеческое воплощение. Короче говоря, тут есть все для того чтобы стимулировать рядового китайца к праведной и благой жизни. Но вот интересно, куда после смерти попадает коммунистическая часть населения Поднебесной.
Шибальба — игры высших разумов
Этого места до смерти боялись представители племени Майя. Вполне вероятно, что Шибальба являлось вполне осязаемым местом и находилось где-то в пещерах недалеко от Белиза. Мучителей было несколько и развлекались они тоже вполне творчески. Ах-алпух и Ах-алгана доводили людей до того что из их тел начинал сочиться гной. Хамиабак и Хамиахолом экспериментировали с разложением до тех пор, пока от тел не оставались одни скелеты. Ах-алмез и Ах-альтокоб насылали бедствия на человеческие жилища. Деятельность Хика и Патана была очень разнообразной: по их воле люди умирали в дороге, либо захлебывались кровью. А иногда они так сильно их сдавливали, что кровь наполняла глотки несчастных. И все это происходило на пути в Шибальбу. Путь начинался на пересечении рек наполненных кровью гноем и скорпионами. Потом перед грешником лежало четыре дороги. В финале он попадал в один из шести домов: Дом Летучей Мыши, Ягуара, Жары, Мрака и Обсидиановых Ножей. Чем там занимались владыки с усопшими индейцами Майя, вполне понятно. А в Доме Холода, как можно догадаться, было весьма свежо.
Вот так они и жили. Во грехе рожденные, грех творящие и трепещущие от страха перед грядущей карой. Но для преступников, которых адом не запугать, существовала смертная казнь. Не столь глобальное, но тоже весьма творческое социальное явление.