В штате Новосибирского крематория работают певица и виолончелистка, в репертуаре которых несколько десятков траурных произведений. Чаще всего от заказчиков поступают заявки на исполнение «Аве Мария». Многим гостям выставки «Некрополь» в Москве и «Похоронный сервис» в Новосибирске они хорошо знакомы, поскольку их музыка и пение постоянно звучат в залах выставки Поступившее в редакцию письмо со статьей Маргариты Музыченко «Музыка на похоронах» привлекло мое внимание как своевременностью поднятой темы в условиях российской действительности, так и важностью рекомендаций автора для практического применения музыки в обряде похорон. Действительно важным представляется и вопрос о профессиональной подготовке специалистов для музыкального сопровождения траурных церемоний.
В дополнение к этой статье хочу рассказать о том, как практически осуществляется музыкальное сопровождение похорон на примере Новосибирского крематория. Буду рад познакомиться на страницах журнала и с опытом коллег.
Так сложилось, что наше предприятие за короткий промежуток времени приобрело неформальный статус международного центра профессиональной подготовки и переподготовки кадров для похоронной отрасли. К нам приезжают со всех уголков России и стран СНГ для того, чтобы перенять опыт, повысить свой профессионализм, обменяться новыми идеями. И поток желающих учиться и совершенствоваться все возрастает. На базе Новосибирского крематория регулярно проводятся практические обучающие семинары по нескольким специальностям, в числе которых есть программа «Организация и проведение церемоний прощания. Роль церемониймейстера в современной траурной церемонии», которая пользуется особым спросом. Именно в рамках этой обучающей программы слушателям предложен алгоритм организации церемоний прощания, в том числе с музыкальным сопровождением.
Музыку в оформлении траурных церемоний мы начали использовать в первый год своей работы. Шли скорее интуитивным путём, полагаясь на сложившиеся традиции использования классики на похоронах. Но в процессе работы поняли, что время идет вперед, меняются люди, а вместе с ними меняются и традиции, даже те, которые принято считать неизменными. Вот тогда и начался продолжительный, кропотливый и удивительно интересный процесс отбора музыкальных произведений и составления различных музыкальных сценариев для похорон. Мы с их согласия привлекали музыковедов, музыкантов различных жанров, преподавателей Новосибирской консерватории и театрального училища. Мнений было ровно столько, сколько этих консультантов, но практически все они сходились в одном – в основе должна быть мировая классика. Так считали авторитетные представители искусства, имевшие лишь единичные опыты присутствия на похоронах, либо своих близких, либо коллег или знакомых. Наши же специалисты похоронного дела, находящиеся по несколько раз в день «внутри процесса» похорон, понимали, что истина находится где-то посредине.
Мы скупали сотнями диски с музыкальными произведениями, начиная с классики и заканчивая современными ритмами, ночами прослушивали тысячи композиций. В нашей коллекции только «Траурного марша» Шопена или «Адажио» Альбинони не один десяток вариантов. Постепенно поняли, что на похоронах важен не автор или его известное произведение, важна техника и чувственность исполнения. Когда церемонию прощания ты чувствуешь душой, пропускаешь через себя, ощущаешь малейшее колебание эмоций присутствующих. Именно благодаря таким ощущениям возникает интуитивное церемониальное чутьё. Поэтому в стенах Новосибирского крематория и на улице – в парке Памяти – посетители слышат музыкальные произведения не только композиторов с мировым именем. В распоряжении наших церемониймейстеров имеются тысячи музыкальных произведений различных стилей, находящихся в главной фонотеке крематория. Конечно, при организации похорон представителей музыкальных или театральных коллективов мы строго следуем пожеланиям ответственных за проведение таких похорон и учитываем их пожелания.
Например, когда были организованы похороны Арнольда Каца, известного на весь мир художественного руководителя и дирижёра Новосибирского симфонического оркестра, на сцене филармонии, где был установлен гроб-саркофаг, весь период прощания играли оркестры театров и творческих объединений Новосибирска. Они играли исключительно классические произведения.
Помимо звуковых носителей, используемых на церемониях в Новосибирском крематории, всё большую популярность приобретает живое исполнение музыкальных и вокальных произведений. В траурном зале крематория или на выездных похоронах по желанию клиента церемониймейстеры исполняют вокальные произведения – «Аве Мария» или романсы, и инструментальные произведения на фортепиано, виолончели, гитаре. Иногда на похороны заказывают скрипку. Да, мы не ограничиваемся одним сценарием организации похорон. В зависимости от возраста умершего, его статуса или пожеланий семьи корректируется текст и музыкальное сопровождение. Хотя есть рабочая подборка, на наш взгляд, наиболее подходящих музыкальных произведений для основных этапов траурной церемонии: начало церемонии, минута молчания, завершение церемонии, траурное шествие за гробом.
Об этих и других тонкостях организации траурных церемоний узнают слушатели обучающих семинаров в Новосибирском крематории. Здесь желающие могут приобрести созданные нами музыкальные компакт-диски с набором фонограмм для музыкального оформления похорон. Первая серия компакт-дисков состояла из трёх тематических дисков: «Гражданская Панихида», «Военная Панихида», «Детская Панихида». Спустя три года мы создали вторую серию сборников, которая на наш взгляд получилась более взвешенной и выверенной. Она состоит из двух дисков: № 1 – «Печальная музыка», № 2 – «Гражданская панихида» (траурная музыка).
В последней серии дисков мы выделили два основных направления музыкального оформления похорон. Первое направление – печальная музыка. Она может звучать при оформлении заказа на похороны, когда у заказчика происходит первичное знакомство с похоронной фирмой, в вестибюле похоронного дома, на главных аллеях кладбища или парка Памяти, во время гражданской панихиды до открытия траурного митинга, в пассажирском катафалке. По выразительности эта музыка имеет одновременно и печальные ноты, и светлые. Второе основное направление – траурная музыка, которая имеет явные траурные акценты и даже надрывные моменты. Из таких композиций составляется музыкальный сценарий для озвучивания церемонии прощания в траурном зале или на кладбище. В ближайшее время готовится к выпуску диск для озвучивания поминальной трапезы.
За последние 300 лет в мире создано огромное количество музыкальных произведений, часть которых можно использовать на похоронах. И мы их используем, разбавляя современными ритмами, когда поступает индивидуальный заказ на исполнение на похоронах композиций любимых авторов или музыкальных коллективов. Сейчас похоронная отрасль переживает изменения в лучшую сторону. Происходит своего рода культурная революция. Предприятия, не желающие работать по старому коммунально-бытовому принципу обслуживания похорон, имеют безграничные возможности творческого воплощения, возрождая утраченные и закладывая новые ритуалы и традиции. Заказчик стал более требователен, даже при оформлении заказа на похороны. Многие желают провожать в последний путь своих родных с достоинством и уважением, когда звучат красивые классические произведения, шансон, диско или фольклор.
Павел НОВИКОВ, генеральный директор ООО "Новосибирский крематорий"
#GALLERY#